Тема: Личностные факторы в становлении одарённости младших школьников. Секция: Методика преподавания в начальных классах. Выступление c элементами презентации видов работ.
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Калуцкая Галина Николаевна

 

Известны слова Л.Н. Толстого о вундер­киндах: «Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ни­чему между ними не верю! Пускай наперёд вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»

Но это не значит, что ранние проявле­ния одарённости вообще не надо прини­мать всерьёз. Такой вывод был бы совер­шенно неверным. Нельзя упускать из виду, что возрастная одарённость далеко не всег­да проходит бесследно — она определённым образом сказывается на формирующихся способностях.

У немалого числа детей с ранним подъё­мом интеллекта те умственные достоин­ства, которые обнаруживаются в период ус­коренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножают­ся — необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одарён­ности выдерживают испытание временем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichn-e_faktory_v_stanovl._odaryon-ti.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Личностные факторы в становлении одарённости
младших школьников.

Секция: Методика преподавания в начальных классах.

Выступление c элементами презентации видов работ.

Калуцкая Галина Николаевна

МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровск

учитель начальных классов

ул. Л.Толстого, д.53, кв.62

с.т +7 914 151 1176

д.т. 74-83-75

Е-mail: galina0822@yandex.ru

Хабаровск

2014 г

Личностные факторы в становлении одарённости
младших школьников.

             Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется комплексом различных факторов: биологических, социальных, когнитивных и других.          Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Так известный психолог Б.Г.Ананьев пишет: ''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития'' [1, с. 44-45].

Нередко красной нитью в различных трудах психологов проходит мысль о том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на развитие других психологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, что одарённость может существенно повлиять на становление личности.

Известный математик, академик А.Н. Колмогоров, отмечает: «Ранние детские способности и склонности к счёту часто быстро угасают даже при их культивировании старшими». По-видимому, успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная одарённость к математике требует других качеств ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребёнка — ещё неизвестно.

Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего ребенка ещё не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного подъёма также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребёнка.

Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребёнок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо, поэтому, слишком обольщаться ранними умственными достижениями.

Известны слова Л.Н. Толстого о вундеркиндах: «Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперёд вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»

Но это не значит, что ранние проявления одарённости вообще не надо принимать всерьёз. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать из виду, что возрастная одарённость далеко не всегда проходит бесследно — она определённым образом сказывается на формирующихся способностях.

У немалого числа детей с ранним подъёмом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются — необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одарённости выдерживают испытание временем.

Автор концепции творческой одарённости А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать ''одарённость как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством'' [5, с. 158]. Создатели концептуальных моделей одарённости включают личностные факторы в её структуру (А.М.Матюшкин, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, К.Хеллер).
     От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одарённости. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления учёные связывают и с особенностями личностного развития.
Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчёркивают, что для становления одарённой и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.
     На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности.
Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная. 

С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребёнок доверяет старшим, эта вера, по сути, безгранична. Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определённых норм и правил, в глазах ребёнка является кумиром, своего рода ''культовым'' лицом.

На первых порах преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются ему и во многом подражают (копирование проявляется в попытках быть похожим на любимого учителя внешне, в заимствовании определённых манер и т.д.). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребёнке.
     Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности.
Ребёнок сознательно формулирует для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его при этом. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой. В связи с включением ребёнка в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха.

В младшем школьном возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности. Нередко развитые способности у ребёнка обнаруживаются в учебной деятельности, и связаны с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение). В этой связи представляется важным как можно более полно использовать формирующийся мотив достижения успеха, т.к. это в дальнейшем приводит к развитию разнообразных способностей индивида.

     Обучение в школе вносит коренные изменения в жизнь ребёнка. Формирование словесно-логического мышления, усвоение теоретических знаний приводят к возникновению внутреннего плана действий, рефлексии. Происходит изменение Я - ребёнка.
     Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени и глубины личностных преобразований на данном возрастном этапе зависит насколько трудно или легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.

Психологи, изучающие одарённых и талантливых детей, отмечают, что одарённые часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие учёные едины в своем мнении: одарённый ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определённых личностных качеств и свойств.
     Роль личности в становлении и развитии одарённости велика. Подчёркивается, что одарённость вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Дж. Галахер, П. Кляйн, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич).
     В психологии одарённости признается тот факт, что одарённые дети и подростки имеют
особенности личностного развития. Психологи обращают внимание на то, что становление личности одарённого ребёнка имеет определённые возрастные тенденции, нередко проходит неоднозначно и болезненно.
     К. Тэкэкс пишет, что одарённых детей от сверстников отличает ряд особенностей в сфере психосоциального развития.

В числе таких свойств и качеств она выделяет:

  • обостренное чувство справедливости;
  • развитую систему личных ценностей;
  • хорошо сформированное чувство юмора;
  • наличие преувеличенных страхов;
  • упорство в достижении результата [6, с. 19-23].

     При этом К.Тэкэкс подчёркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребёнка возникает под влиянием окружающих людей. Одаренному и талантливому ребёнку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить:

  1. Неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребёнок в курсе того, о чём идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.
  2. Привычка исправлять других. Возникает у одарённого ребёнка как сочетание альтруизма и эгоцентризма.
  3. Высмеивание окружающих. Может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребёнка - интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами.

Необходимо, чтобы одарённые дети обладали позитивным самовосприятием.          В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания.          Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребёнку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нём растущую личность, а не только набор определённых выдающихся способностей и достижений.
     В отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника ''чересчур'' много знающего, осведомлённого во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя ''белой вороной'' приводит к тому, что ребёнок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного ''Я'' [6, с. 39].
     Для одарённых детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками. Возникновение зазнайства, эгоизма, человеконенавистнических черт убивают проявления талантов.
     Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить всё до полного совершенства. Работы, выполненные на высоком уровне мастерства, исполнителем оцениваются как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.
     
Для ребёнка 7-8 лет одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых. Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведёт к тому, что ребёнок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач.

     В случае, если в процессе обучения способных детей их потенциал не замечается и не используется в полной мере, возникают эмоциональные проблемы. Часть детей может начать игнорировать обучение, проявляя при этом нонконформистское настроение и уверенность в своих силах. Другая часть постепенно теряет интерес к обучению, исчезает мотивация деятельности, появляется эмоциональное неблагополучие, возможна заниженная самооценка. 

По мнению Дж.Фримэн, такие личностные качества, как мотивация, самодисциплина, любознательность и стремление к автономии, являются ключевыми для одарённого ребёнка.
     В отечественной психологии изучение одарённости сопряжено и с исследованием личности ребёнка. Н.С.Лейтес считает, что потенциал ребёнка зависит не только от умственных данных, но и от свойств его личности. Он предполагает, что, по-видимому, незаурядность ума сама влияет на формирование черт личности. Быстрый темп умственного развития часто неодинаково затрагивает как разные стороны интеллекта, так и черты личности.

По наблюдениям В.С.Юркевич одарённые школьники испытывают личностные трудности, заключающиеся в проблемах общения со сверстниками, недостаточной сформированности воли, навыков саморегуляции. У многих одарённых детей нарушено чувство реальности, отсутствует социальная рефлексия и навыки поведения в реальных условиях школьного и общего социума. Можно говорить о слабой адаптивности детей с исключительно высокими способностями.

Учёными нашей страны разработана «Рабочая концепция одарённости» (2002). Она даёт единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одарённости.

По мнению профессора М.А. Холодной [3], суть проблемы одарённости фокусируется в факте: не всякий одарённый ребенок превращается в одарённого взрослого человека и не всякий одарённый взрослый был в детстве одарённым ребенком. Каким должен быть подход к одарённому ребенку на пути его становления и самореализации?

Наш подход к возможности сохранения и реализации детской одарённости основывается на необходимости повышения уровня психологической культуры.

В понимании психологической культуры мы основываемся на мнении доктора психологических наук, профессора Л.С. Колмогоровой. Она выделяет среди иных важных составляющих психологической культуры психологическую компетентность и психологическую грамотность человека. «Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем. Психологическая компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Она предполагает соединение обобщённых психологических знаний со знаниями о себе, о конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чём-то абстрактно, а компетентный — может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему» [1,2 У]1.

Главную проблему одарённых людей В.С. Юркевич видит в трудностях самореализации в профессиональной деятельности, отвечающей их способностям и уровню притязаний Развитие одарённого ребёнка возможно в случае максимального напряжения сил, иначе возникает торможение в становлении одарённости, а иногда и её исчезновение.
     Важнейшим аспектом, определяющим развитие одарённости, психологи считают Я - концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р.Бернс считает, что Я - концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий [2, с. 39].

   Если ребёнок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведёт к утрате многих резервов развития.
     В становлении личности существенную роль играет самооценка. Самооценка находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в процессе формирования личности.
     Отмечено, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности ребенка (2). Были изучены стили рисунков детей.

У детей с высокой самооценкой рисунки оказались оригинальными, с юмором, проявлялся творческий подход и оригинальность.

Дети со средним уровнем самооценки в своих работах были более скованы, менее выразительны.

Школьники с низкой самооценкой рисовали маленькие фигурки, в рисунках ощущалась их неуверенность, закомплексованность. В рисунках были выявлены отчётливые различия в восприятии себя и окружающих.

Что касается творческих способностей как неотъемлемого качества одарённого ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям интеллектуальной инициативы. Например, ребёнок выполняет тест. И вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед, молоток, книга. Но если вдобавок к этому ребёнок ещё и пытается как-то связать друг с другом объясняемые слова, хотя это от него и не требуется (например: молоток — вид инструмента, которым наносят удары по разным материалам и деталям, его можно использовать при ремонте велосипеда; книга — вид учебного пособия, из неё можно узнать, как с помощью молотка отремонтировать велосипед, и т.д.), значит, этот ребёнок с неординарным мышлением и воображением.

Применяются и специальные тесты творческой одарённости. Дети, которые получают высокие оценки по всему комплексу тестов и не страдают медлительностью, рекомендуются в класс ускоренного обучения, где развитию творческих способностей уделяется повышенное внимание.

Процесс обучения для детей становится процессом постоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данном этапе является развитие у ребёнка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно отзываться на оценку личностных качеств.
     В исследовании А.В.Захаровой отмечается: ''Необходимо учить детей самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности, умения и личные качества, как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого человека; точнее, адекватнее и стабильнее оценивать свои знания и умения, проявляющиеся как в учебной, так и в трудовой деятельности.          Большие возможности для формирования у ребенка этих способностей представляет также любая художественная деятельность ребенка, имеющая творческий характер'' [4, с.60].

Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.
     
Заниженная самооценка ведёт к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к ещё более угнетённому состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Неуверенны в своих способностях.
     Для детей
с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.
     Самооценка и характер её изменений существенно влияют на ход психического развития ребёнка. Велико её воздействие на формирование одарённости. Ряд авторов считают, что одарённые дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одарённого ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить всё до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут
 становиться причинами самобичевания и самоунижения. 

Итак, современные исследователи считают особенности личностного развития способных детей одним из факторов становления одарённости. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одарённого ребёнка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора. 

Кроме положительных черт личности у одарённых детей встречаются черты личности, тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Учёные отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одарённости.          Наибольшее влияние на формирование одарённости оказывают Я - концепция, самооценка, мотивация деятельности.

 

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
  3. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.
  4. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2002.
  5. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991. - С.149-159.

6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с. 

Приложение.

Работа с одарёнными детьми.

Материал для внеклассной работы по математике во II классе.

Материал, предлагаемый на занятии, должен быть понятен каждому ученику. Только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.

Пример:

Задания для проведения разминки

1. Два брюшка, четыре ушка. Что это? (Подушка.)

2. Что за семь братьев: годами равные, именами разные? (Дни недели.)

3. Назвать пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

4. Возле ёлок и иголок

Летним днём построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (Муравейник.)

5. Сосна выше осины, осина выше ели. Что ниже: сосна или ель?

Задания для развития памяти и внимания

1. Запомните цепочки слов: круг, шар, цена, стоимость; острый, тупой, прямой; квадрат, прямоугольник, четырехугольник.

2. Назовите как можно больше математических слов, начинающихся с букв сим.

3. Учитель показывает рисунок в течение нескольких секунд. Ученики должны запомнить его и нарисовать такой же по памяти.

4. Дорисуй каждый ряд.

5. Запомните и запишите числа: 2,37,15, 49, 72,8. (Учитель показывает их в течение 7 секунд.)…др.

Задания для развития логического мышления

1. Буквы заменены цифрами. Даны 4 слова: 1234,5678,9608,9494. Это слова ПАПА, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ДИМА, только, возможно, они расположены в другом порядке. Определите, какая цифра заменяет какую букву? (Слова должны располагаться так: Дима, Женя, Петя, папа.)

После решения попробуйте прочитать фразу 3434 34560 1236, 5676 2 9606 361 2 1563. (Мама мажет Диме, Жене и Пете мёд и джем.)

2. Рассмотрите рисунок.

Скажите «да», если утверждение верное, «нет» — если оно ложное:

•  Все домики без окон.

•  Некоторые домики без окон.

•  Есть домик, у которого нет ни одного окна.

•  У каждого домика одно или два окна.

3. Нарисуйте четвёртую фигуру.

4. Найдите лишнее слово в каждом столбике.

понедельник            условие

среда                       ответ

февраль                  треугольник

пятница                 вопрос

решение

5. Нарисуйте следующую фигуру.

Задания для развития воображения

1. Поставьте точку так, чтобы она находилась:

а) внутри круга и треугольника, но вне овала;

б) внутри треугольника, круга и овала;

в) внутри круга, но за треугольником и овалом.

2. Сколько вы видите квадратов и сколько отрезков?

3. Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Сколько их.

Задания для проведения математической олимпиады

1. По дороге один за другим идут 7 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка. Сколько девочек идёт по дороге? (3)

2. Запишите примеры на умножение, в которых второй множитель на 4 больше первого. (1 • 5, 2 • 6, 3 • 7, 4 • 8, 5 • 9, 6 • 10)

3. Красный отрезок длиннее синего на 7 см. Зелёный отрезок короче красного в 7 раз. Начерти такие отрезки.

4. Написано 99 чисел: 1, 2, 3,...,...,..., 98, 99. Сколько раз в записи чисел встречается цифра 5? (11 раз.)

5. В трёх ящиках находятся крупа, вермишель и сахар. На одном из них написано «Крупа», на другом — «Вермишель», а на третьем — «Сахар или крупа». В каком ящике что находится, если все надписи неверные? (В первом ящике находится сахар, во втором — крупа, в третьем — вермишель.)…др.

Индивидуальная работа с учащимися высокого уровня развития:

2 «А» класс  Шапорова Виктория МБОУ СОШ № 32 2012/2013 г.

  1. Индивидуальная работа учителя с учащимся на уроках (по повышению ЗУН):
  • - Моменты педагогического воздействия на Вику будут наиболее благоприятными, если есть одобрительное отношение к ней со стороны социума;
  • Вика начинает более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвлённая система мотивов деятельности. У неё сознательно формулируется для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его при этом. Вика может намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желанием, но и намерениями, долгосрочной перспективой работы. 
  •  в социальной одарённости является лидерская одарённость:
  •  ощущением цели, направления движения;
  • гибкостью, приспосабливаемостью;
  • чувством ответственности;
  • уверенностью в себе и знанием о себе.
  1. Индивидуальная внеурочная деятельность:

1) Участие в новогодней городской ёлке 29.12.2012 г при мэре города Хабаровска, как победитель школьных конкурсов, отличница учёбы;

2) Задачи повышенной сложности для развития логического  мышления и полноты анализа  (В течении II полугодия)

3) участие в конкурсе чтецов на английском языке  II место;

4) В классном интеллектуальном марафоне – I место «Абсолютный победитель (55 баллов);

В общешкольном на параллели 2-х классов – I место математика;

5) Школьный конкурс: «Ученик года – 2013 г» «Лучший исследователь» - I место!!!

6) Участие в Международном Турнире 2013 г.

  1. Работа с родителями:

Родители и взрослые должны чувствовать и понимать, что ребёнок видит, что они любят и видят в нём растущую личность, а не только набор определённых выдающихся способностей и достижений. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребёнок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. У высокоинтеллектуальных детей развита саморегуляция деятельности, чрезмерное руководство взрослых может только тормозить развитие.

В случае, если в процессе обучения способных детей их потенциал не замечается и не используется в полной мере, возникают эмоциональные проблемы. Ребёнок может начать игнорировать обучение, проявляя при этом нонконформисткое настроение и уверенность в своих силах, или потерять интерес к обучению, что приводит к исчезновению мотивации, эмоциональному неблагополучию, заниженной самооценке.

  1. Выводы учителя по результатам индивидуальной работы с учащимся за 2012/2013г:

Для успешности деятельности необходимы поддержка, благожелательная атмосфера. Но результаты деятельности должны оцениваться реально, объективно.

Для формирования у ребёнка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведёт к результативной деятельности, создаёт благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ЗАДАНИЕ: НАРИСУЙ, КАКОЙ ТЫ ВИДИШЬ РОДИНУ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В подводном мире. Дидактический материал по методике преподавания естествознания. 1 класс. Окружающий мир по программе Поглазовой О. Т.

       Рыбы тоже спали зимой.         Плотва, язь, елец, ерш и щука большими стаями зимовали в самых глубоких местах....

Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС

Примеры заданий на формирование Универсальных Учебных Действий...

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н

Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших  классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...

Статья Формирование навыка связной речи у учащихся начальных классов с ОВЗ через устные виды работ.

Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в учительской работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после ...

Статья на тему: "Новые методики преподавания в начальной школе" (Мой опыт)

Учитель с сороколетним стажем работы в школе делится опытом работы в начальной школе....

«Совершенствование методики преподавания в начальной школе за счет внедрения инновационных педагогических технологий».

laquo;Совершенствование методики преподавания   в начальной школе за счет внедрения инновационных педагогических технологий»....