Финансовая грамотность для младшего школьника
статья

Тюльберова Анастасия Альбиновна

Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность для учащихся начальной школы.

    В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Сейчас все больше разговоров о том, что в школьную программу необходимо включать изучение финансовой грамотности.
Наверное необходимость этого диктует наша современность. Причем не только в жизни, но и в учебе.

Сейчас все больше можно встретить задач в курсе математики, в том числе и на ВПР по математике, связанных с деньгами и их практическим применением в жизни.

Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются  с финансами на бытовом уровне.

С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но в современных школах мало учат практическим навыкам, необходимые для успешной жизни. Хотя, как я уже упомянула, сейчас все чаще можно встретить мысли о включении в программу уроков по финансовой грамотности.
Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Финансовый словарик для малышей

  • Банк — это место, где люди могут совершать разные операции с деньгами.
  • Вклад — деньги, которые принесли в банк и отдали, чтобы они там хранились.
  • Банкомат — устройство, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту.
  • Активы — все, что приносит деньги.
  • Пассивы — то, что забирает деньги.
  • Деньги — это бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине, или сходить в кино. В разных странах – разные деньги.
  • Карточка — полностью называется банковская платежная карточка. Это кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазине, в интернете и многих других местах.
  • Кредит — это деньги, которые человек, если ему на что-то не хватает, может попросить в долг у банка. Например, захотелось купить компьютер, но денег не хватает – банк может дать в долг. Но потом долг банку придется возвращать и платить ему проценты.
  • Купюра или банкнота — так называют бумажные деньги.  Купюра или банкнота — это одна бумажка.
  • Денежный поток или прибыль — разница между доходами и расходами за период времени.

Игра 1 «Дети размышляют»

Задать детям вопросы. Игра развивает речь, мышление и кругозор.

Например: Как ты понимаешь…

  1. Что такое деньги?
  2. Как называются деньги в России?
  3. Что такое банк?
  4. Что такое банкомат?
  5. Зачем нужна пластиковая карта?
  6. Какие бывают деньги?
  7. Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
  8. Что такое доходы?
  9. Что такое расходы?
  10. Нужно ли копить деньги? 
  11. Что будет, если покупать все, что захочется?
  12. Что относится к необходимым тратам? Найди их в этом списке.
  • Электричество и вода для дома
  • Журнал, билеты в кино
  • Мясо, рыба, овощи и фрукты
  • Торт, печенье, газировка, конфеты
  • Счета за телефон и интернет
  • Теплая обувь и куртка для зимы
  • Аттракционы
  • Проездной на автобус
  • Лотерейный билет
  • Книги для школы

Игра 2 «Отгадываем загадки»

1. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама ни годна, а все нужна. (Монета)

2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)

3. Нас, сестер, в рубле 100 штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадет одна сестра,
Поглядишь и нет рубля. (Копейка)

4. Назови-ка не одну,
А три копейки в старину. (Алтын)

5. Что проверяют не отходя от кассы. (Деньги)

6. Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)

7. Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это … (Купить)

8. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

9. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.
За них взамен хоть что бери,
Кроме чести и любви. (Деньги)

10. У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь —
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой. (Деньги)

11. Люди ходят на базар
Там дешевле весь. (Товар)

12. На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)

13. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …
(Банке)

14. И врачу, и акробату
Выдают за труд…(Зарплату
)

15. Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?
(Банкомат)

16. Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
опилка)

Игра 3 «Дополни фразу»

Дополните фразы:

  • Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)
  • Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
  • Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
  • Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

Игра 4 «Фразеологизмы»

  • Сорить деньгами …… тратить много денег бездумно
  • Чемодан денег …… иметь много денег
  • Деньги не пахнут …… можно заработать любым трудом
  • Денежка к денежке …… накопить небольшую сумму
  • Деньги, как птицы,
    то улетают, то прилетают …… сегодня есть деньги, а завтра их нет, все потратили
  • Деньги куры не клюют …… много денег
  • Купаться в деньгах …… много денег

Игра 5 «Покупки»

Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, мороженое, счастье, маму, цветы, телефон, солнце, молоко, здоровье, самокат, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ермаковская средняя школа № 2 Конспект урока по финансовой грамотности на тему: «Деньги» (для 4 классов). Учитель: Тюльберова А.А.

Слайд 2

Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы; повторение и обобщение знаний о деньгах. Задачи: способствовать формированию экономического образа мышления; воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту; формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики .

Слайд 3

Представление о результатах: Личностные: осознание себя как части семьи, общества; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные : познавательные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; регулятивные: оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка ; адекватное восприятие предложений товарищей, учителя; коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Предметные: понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли денег в семье и обществе; проведение элементарных финансовых расчётов.

Слайд 4

(Деньги) Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат.

Слайд 5

Your Text here Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis autem vel eum iriure dolor in hendrerit in vulputate velit esse molestie consequat, vel illum dolore eu feugiat nulla facilisis at vero eros et accumsan et iusto odio dignissim qui blandit praesent luptatum zzril delenit augue duis dolore te feugait nulla facilisi.

Слайд 8

В Е Р АС - Аверс - лицевая сторона монеты, ВЕРЕСР - Реверс – оборотная сторона монеты, НЕГЛЕАД - Легенда – надпись на монете. РУГТ - Гурт - боковая поверхность монеты.

Слайд 11

Древние деньги

Слайд 12

Тратим денежки с умом! Забывчивая бабушка Однажды мама дала Тимуру 200 тенге и сказала: «Можешь купить на эти деньги что-нибудь сладкое для чаепития в школе». Тимур решил купить шоколад и отправился в ближайший киоск. «Сколько стоит такая шоколадка?» - спросил Тимур бабушку - продавщицу. «Сто двадцать тенге»,- ответила она. «Я могу купить только __ шоколадку», - расстроился Тимур. Но тут бабушка сказала: «Ты спрашиваешь вот об этих, в синих упаковках? Так они продаются по 100 тенге». «Хорошо, я смогу купить уже __ шоколадки, хотя это тоже маловато». Бабушка не унималась: «Ой, мальчик, я перепутала, эти шоколадки по 65 тенге». Тимур нахмурил лоб и сосчитал - получалось, что он может купить __ шоколадки. Вдруг бабушка-продавец запричитала: «Ох и устала же я сегодня, все в голове перепуталось! Вот правильная цена!» И Тимур увидел, что она прикрепляет к шоколадке ценник: «50 тенге». Тимур обрадовался и купил сразу __ шоколадки.

Слайд 14

Игра «Счастливый билет» Гривна – крупный серебряный слиток или счетная денежная единица на Руси? (Да) Каури – деньги с неба?(Нет) Аверс – лицевая сторона монеты? (Да) Деньги, которые требуется вложить, чтобы запустить производство – капитал ? (Да) Гурт – обратная сторона монеты? (Нет) Реверс – боковая поверхность монеты? (Нет) Легенда – надпись на монете? (Да) Тенге – национальная валюта Казахстана? (Да) Кредит – деньги взятые в долг на какой-то срок? (Да) Товар – это доход? (Нет)

Слайд 15

Рефлексия Закончите предложения: Чему я научился на уроке?......... Что мне этот урок дал для жизни?...... Урок привлек меня тем, что.………… Урок показался интересным…………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер-класс раскрывает  методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....

Письменное представление системы работы по теме: «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников» учителя начальных классов Гладыш Ольги Юрьевны

Письменное представление системы работы по теме:«Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»учителя начальных классов Гладыш Ольги Юрьевны...

Приложения к курсу «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»

laquo;Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»...

Интернет - ресурсы для курса "Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников"

Интернет - ресурсы для курса "Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников"...