Развитие творческих способностей через проектно-исследовательскую деятельность
учебно-методический материал

Смертина Елена Викторовна

К технологии проектной деятельности я обратилась в 2012 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование опыта других педагогов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и построила свою работу на следующих принципах:

1)учёт интересов детей;

2) учение через деятельность;

3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей;

4) сотрудничество участников педагогического процесса

5) свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смертина Елена Викторовна

Развитие творческих способностей через проектно-исследовательскую деятельность

Актуальность

       Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  предусматривают:

  • овладение учащимися способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

    Таким образом, возникает необходимость включения в образовательный процесс новых форм и методов обучения. Одним из таких методов является проектная деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

       К технологии проектной деятельности я обратилась в 2012 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование опыта других педагогов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и построила свою работу на следующих принципах:

1)учёт интересов детей;

2) учение через деятельность;

3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей;

4) сотрудничество участников педагогического процесса

5) свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

    Особенности организации проектной деятельности.

    Став классным руководителем первого класса, стала применять технологию проектного метода на практике. Но с чего начать, как выстроить работу, как сорганизовать детей - этим пришлось заниматься самостоятельно.  Прежде всего, надо понимать, что такое проектная деятельность.

Проектная деятельность- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Ниже приведу теоретические моменты, которыми руководствуют в данной деятельности.

1.Основные требования к учебному проекту

       Проект – это 5-«П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

       Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

        Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

    Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

         2. Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.

Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

3.Виды проектов:

а).Персональные и групповые.

Преимущества персональных проектов:

-план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

-у учащегося формируется чувство ответственности;

-учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта;

-формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) -       вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:

-в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

-на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе;

-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;

-элемент соревновательности повышает мотивацию.

б). Проекты по доминирующей деятельности учащихся.

-Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

-Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

-Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

-Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

в). Проекты по характеру контактов:

-Внутриклассные.

-Внутришкольные.

      -Региональные (в пределах одной страны).

       -Международные.

         Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

 г). Проекты по продолжительности:

-Мини-проекты - могут укладываться в 1-2 урока.

-Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

-Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

-Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

4. Структура проекта

         Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

  1. Постановка проблемы.
  2. Выдвижение  путей решения.
  3. Деление на группы.
  4. Планирование деятельности.
  5. Выбор форм продукта
  6. Подготовка продукта:
  • Сбор информации
  • Структурирование информации
  • Изготовление продукта
  • Оформление продукта

7. Выбор формы презентации

8. Подготовка презентации

9. Презентация

10. Самооценка и самоанализ.

5. Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт
  • Анализ данных социологического опроса
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Атлас, карта, учебное пособие
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Газета, журнал, справочник
  • Костюм, модель, коллекция
  • Игра, мультимедийный продукт
  • Музыкальное или художественное произведение
  • Постановка, праздник , спектакль
  • Экскурсия, поход
  • Законопроект и т.д.

 

6.Виды презентаций проектов

  • Деловая игра
  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
  • Игра с залом
  • Научная конференция, доклад
  • Пресс-конференция
  • Путешествие, экскурсия
  • Деловая игра
  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

  1. Портфолио проекта ( проектная папка).

В состав проектной папки входят:

- паспорт проекта;

-планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

- промежуточные отчеты группы;

- вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет;

- результаты исследований и анализа;

- записи всех идей, гипотез и решений;

- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

- эскизы, чертежи, наброски продукта;

- материалы к презентации (сценарий);

- другие рабочие материалы и черновики группы.

Распределение ролей при создании проекта.

1.Роль ученика.

При реализации проекта ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

        С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся в начальной школе ещё трудно:

-  намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,

-  искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,

-  осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора,

-  действовать самостоятельно (без подсказки учителя),

-  сравнивать полученное с требуемым,

-  корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,

-  объективно оценивать процесс и результат проектирования.

   Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это – нет». Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы.

Роль учителя в создании проекта.

        Понятно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна.

           Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль родителей в создании проектов.

     Важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.

       Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

        Родителям можно предложить рекомендации-памятки.  Памятка для родителей нашего класса составлена вместе с родителями.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Примеры проектов

   Приступая к проектированию с первоклассниками, учитываю, что большинство ребят еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема выбрана, приступить к ее выполнению нужно немедленно, пока интерес не угас. В первое полугодие было реализовано два проекта, они были несложные. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, является стимулом, вдохновляющим ученика на  выполнения других более сложных проектов.

  1.  Проект «Моя семья». Данный проект проходил в рамках уроков окружающего мира. Продолжительность (планируемая по проекту в целом): 2-3 урока.

Цель проекта:

- повысить интерес учащихся к истории своей семьи.

 Ресурсы: семья, семейные фотографии.

План проведения:

1 урок:

* Составление рассказа о своей семье.

* Дети рисуют своих близких.

Домашнее задание: подобрать фотографии о своих родных и оформить в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно было проявить творчество:

* Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.

* Подписать всех членов семьи.

* Записать звуковой рассказ о семье.

2 урок: презентация продукта.

      В результате дети познакомили друг друга со своей семьей, научились общаться, созданы странички портфолио семьи ребенка. Данный проект можно назвать – семейный. Он расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их творческой энергией, способствал позитивным изменениям в семье, помог  выстраить взаимодействие и сотрудничество семьи и  

  1. Проект в 3 классе «Сочиняем волшебную сказку»
  2. Проект «Великая Отечественная война. Никто не забыт!

Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности.

  • Петрушка
  • Бусинка

           Действенным средством повышения учебной мотивации для детей с особыми образовательными потребностями и детьми с ОВЗ является творческое проектирование, а также научно- исследовательская деятельность.

Это позволяет развивать познавательный интерес, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой исследовательского проекта, развивать критическое мышление.

 В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются следующие типы опытно-исследовательской деятельности:

1. Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.).

2. Научно-исследовательские работы: работа по определенной проблеме, которая интересна ребенку, четко обозначаются цели и задачи работы, высказывается гипотеза, и в дальнейшем подтверждается или опровергается.

3. Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

4. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т.п.

5. Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и т.п. (Проект "Коллаж эмоций").

              Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную опытно-исследовательскую деятельность, развивать понимание взаимосвязей в природе, воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, видеть ее красоту, соблюдать правила поведения в ней.

Необходимо создать для детей с ОВЗ, с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению исследовательских позиций. Востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая создаёт условия для формирования познавательной активности учащихся и тем самым способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка. Психологи утверждают, что ребёнок, в силу своей природной любознательности, познаёт окружающий мир только в процессе взаимодействия с ним.

Мною учащиеся с ОВЗ задействованы в научно-исследовательскую и проектную деятельность по различным темам.

В результате опытно-исследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается положительное влияние эксперимента на эмоциональную сферу учащегося, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и, также, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка.

Проектно –исследовательская деятельность как эффективный способ формирования УУД

  •  Определять цель деятельности
  •  Планировать 
  •  Выполнять действия и операции
  •  Соотносить результат деятельности с целью
  •  Контролировать свои действия
  •  Проводить наблюдения
  •  Ставить эксперименты
  •  Строить простые модели объектов

Благодаря технологии проектно-исследовательской деятельности

За время обучения в начальном звене у учащихся заметна стабильная успеваемость по предметам. В 2015-2016 учебном году уч-ся 4 класса участвовали во Всероссийских Проверочных Работах, где показали достаточно высокий уровень качества (несмотря на то что многие ребята из класса с особыми образовательными потребностями).

В конце учебного года проводятся  итоговые контрольные работы по предметам: математике, русскому языку и окружающему миру.  С которыми ребята успешно справляются. При переходе на 2 ступень обучения учащиеся подтверждают полученные знания в начальном звене.

Результативность.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей.

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Это деятельность, которой ребятам хочется заниматься.

С точки зрения учителя, учебный проект – это эффективное средство повышения познавательной активности школьников.

При соблюдении необходимых условий применение проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности младших школьников.

Считаю, что привить интерес к познанию нового у каждого школьника мне удалось. Во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

 

Вовлечение ребенка в работу творческой группы или индивидуальную креативно-исследовательскую работу, проектную деятельность позволяет также установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительных продуктивных социальных связей, состояться как полноценный, независимый и успешный член общества.