Система работы по развитию одаренности детей через проектно - исследовательскую деятельность
статья

Харитонова Наталья Петровна

В данной статье автор знакомит коллег с личным опытом организации проектно -исследовательской младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию  одаренности детей

через  проектно - исследовательскую деятельность

Автор доклада:  Харитонова  Н. П. , учитель начальных классов,

МАОУ «Лингвистическая гимназия №27»

1 слайд

Актуальность:  Проблема одаренности в настоящее время становится все более важной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь, ведущей деятельностью в творчестве которого является поиск. 

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование  проектно-исследовательской технологии, которая сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

2 слайд

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проекты в начальных классах – это, конечно, проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Одна оговорка – речь, скорее всего, не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании, так называемые, проектные задачи.  Но для малыша это будет его проект.

3 слайд

   Система, применяемая мною на практике, сложилась за годы практической деятельности и имеет свои характерные особенности:

 - проекты и исследования зарождаются из дополнительных творческих заданий, вопросов, заданных на уроке, проблемных ситуаций, гипотез;

- тесная связь урочной и внеурочной деятельности;

- привлечение учеников к активному участию в работе школьного научного общества «Мыслитель», в школьном дне Науки;

-участие в муниципальных конкурсах исследовательских и проектных работ учащихся начальной школы «Ученые будущего» и «Я познаю мир».

4 слайд

В своей практике придерживаюсь следующих этапов включения младших школьников в проектно – исследовательскую деятельность.

1 этап:  Элементы исследования в рамках учебных предметов.

С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. С первых уроков в процессе решения проблемных задач дети учатся видеть проблему, ставить исследовательский вопрос, действовать по разработанному плану, анализировать результат и делать выводы.  На первых порах эта работа носит коллективный характер, затем целесообразно использовать групповые формы организации учащихся, учить детей взаимодействовать в паре и группе.

5 – 12 слайд

2       этап:  Выполнение  проектных задач.

На  этом этапе происходит знакомство с собственно проектной деятельностью.   Так как учащиеся,   в силу возрастных особенностей, не могут долго сохранять интерес к одной деятельности, способны выполнять только очень незамысловатые задания и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов,  поэтому проекты на данном этапе должны быть недолговременные ( 1-2 урока) и однопредметные. Начинать следует с  довольно простых и небольших  заданий, в которых четко оговаривается цель работы и результат, который должен быть достигнут, т.е. конечный продукт.  Проекты могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. Так, учениками первого класса были  выполнены проектные задания  «Книжка о любимой игрушке», «Страница семейного альбома»,  «Модель пищевых цепей живых организмов», во втором классе  «Моя улица», «Выступление на заседании географического  общества»

13

слайд

  1. этап:  Выполнение коллективных проектов.

На данном этапе  учащиеся знакомятся с понятием проект.   В ходе выполнения проектов, ученики приобретают первые навыки самостоятельной исследовательской деятельности, а также совершенствуют коммуникативные умения.  На данном этапе девиз учителя: «Чем меньше ребенок - тем проще проект». Темы лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. В своей практике использую технологии,  предлагаемые А.И.Савенковым и  А.В.Горячевым. Чаще всего эти проекты носят творческих характер. Согласно методике А.В.Горячев состоят из выполнения учениками отдельных проектных задач. Так, в рамках реализации проекта гимназии «Талантливый читатель», уже в 1 классе, работая над проектом «Хоровод у Лукоморья» ученики определили для себя и выполняли следующие проектные задачи:

  • иллюстрирование   сказки;
  • выставка героев любимых сказок;
  • кукольный спектакль;
  • постановка сказки;
  • выставка коллекции сказочных предметов, магнитиков, календариков, открыток и игрушек – героев сказок;
  • альбом пазлов по русским народным сказкам;
  • журнал  ребусы, загадок, кроссвордов по сказкам;
  • фотовыставка «Я и моя любимая сказка»;
  • книга синквейнов о сказках
  • книга сказок 1 Б класса

   Этап защиты проекта был в форме литературного праздника, в ходе которого, в игровой форме каждый ученик в команде или индивидуально представил свой результат работы.

   В рамках «Талантливого читателя»  были так же осуществлены проекты  «Чудо – дерево», по творчеству К.И.Чуковского и «Что за прелесть эти сказки…», по творчеству А.С.Пушкина

Во 2 – 4 классах это проекты: «Болото – беда или кладезь добра», «Страничка из энциклопедии. Старинные меры длины», «Природные зоны Земли»,  «Чудеса из бумаги. Квиллинг»,  «День рожденья – любимый праздник  детства», «Есть ли богатыри на земле Русской?», «Весёлые игрушки», .

Все эти темы посильны пониманию ребенка. Опасно переоценить силы ребенка, предложив для наблюдения большое количество разрозненных объектов, пусть даже связанных общей темой. Однако другая опасность - недооценить эти силы, предлагая для изучения объекты, хорошо знакомые и давно полностью понятные ребёнку, - также существует. Таким образом, становится очевидным, что должен быть найден разумный баланс в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследование надо на одном дыхании из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. [6]  Из этого вытекает еще одно условие, которое должно быть соблюдено при организации проектной деятельности младших школьников: максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе. 

Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя). Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов  и  исследований.

7 -12

слайд

    4 этап: Выполнение  индивидуальных  проектов и исследований.

Что такое исследования для младшего школьника? Это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но не известных конкретному ребёнку. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка. Дети, которые   проявляют  активный интерес к  решению проблемных вопросов,    привлекаются к самостоятельной проектной и  исследовательской  деятельности.   В ходе  работы в научном обществе «Мыслитель»,  под руководством учителя, они выполняют свои первые научные исследования, с которыми затем  выступают на школьном Дне науки, муниципальных конкурсах «Ученые будущего» и «Я познаю мир».  Так, учениками 3 – 4 классов были выполнены работы: «Вкусное мороженое на блюдечко положено…», «Ростовые движения растений», «Эти удивительные мукосольки», «Удивительный мир кристаллов», «Как исправить нарушение осанки»,  «Тайны мыльных пузырей»,  «Получение соли в домашних условиях», «Моё первое домашнее животное», «Влияние человеческих эмоций на рост растений», «Тряпичная народная кукла»

13

слайд

Ученические проекты и исследования  должны отвечать следующим требованиям:

  • быть  простыми по содержанию, доступными пониманию детей,

учитывать возраст учащихся;

  • различные по  виду  проектов (исследовательские, практические,

познавательные, игровые, творческие и др.) и  по форме проведения;

  • иметь практическую ценность, предполагать возможность решения

актуальных проблем;

  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • интересные по замыслу и содержащие элементы занимательности;
  • способствовать налаживанию взаимодействия учеников

14-16

слайд

  Выводы:

Использование проектно – исследовательских технологий в системе работы   позволяет

УЧИТЕЛЮ:

-выявлять  и поддерживать одаренных учащихся, способствовать развитию их интеллектуальных, творческих способностей;

- развивать  познавательную мотивацию учащихся к учебной деятельности;

-формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка собственной деятельности ;

-развивать  у детей познавательные процессы: внимание, мышление, воображение и фантазию;

- повышать качество обученности учащихся;

-обеспечивать активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

17

слайд

УЧЕНИКУ:

-  приобретать опыт  исследовательской деятельности;

- приобретать коммуникативные навыки;

- активно интересоваться приобретаемыми знаниями, полученными  в совместной творческой, исследовательской и практической работе;

-развивать способности адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.;

-развивать   самостоятельность и креативность.

Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и высокоэффективна для формирования универсальных учебных действий. Античный афоризм гласит: примеры полезнее наставлений.  Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

опытно-эксперементальная работа по теме: Проектно-исследовательская деятельность"

опытно- эксперементальная комплексная работа по теме "Проектно-исследовательская деятельность"...

"Групповая работа при организации проектно-исследовательской деятельности"

В работе представлен механизм организации творческих групп для взаимодействия в работе  (как можно распределить ребят  для работы с учётом их индивидуальных особенностей), а также прописаны ...

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях»....

Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.Целью этой работы является создание ус...

Экскурсионная работа школьников как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников....

Опыт работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Исследовательское поведение в современном мире - это стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательс...