Рабочая программа по факультативному курсу "Умники и умницы" для 4 класса.
рабочая программа (4 класс)

Буданцева Ирина Владимировна

Рабочая программа по факультативному курсу "Умники и умницы" для 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании                              Согласовано:                                               Утверждено:                                                                        кафедры начального образования                  Зам. дир. по УВР                                         приказом №_____

  Протокол №_____                                           _______Шабалина Л.В..                              «___»____.2018г.

 Руководитель кафедры                                     «___»____2018г.

 _________/Шабалина Л.В./

«_____»________2018г.

                                        Рабочая программа

по факультативному курсу

«Умники и умницы»

                                           для 4 «б» класса

        

                                                      Составитель:

Буданцева Ирина Владимировна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                высшей квалификационной категории  

                                                                   2018-2019 уч. г.  

1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» для 4 б класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» – Москва: РОСТ книга, 2014 г.

Цели и задачи курса.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

2. Общаяхарактеристикафакультативного курса.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

3.Место факультативного курсавучебномплане.

     В соответствии с федеральным базисным учебным планом,  общий объём учебного времени по факультативному курсу «Умники и умницы» составляет 1 час в неделю, в год 34 часа.

4. Ценностныеориентиры содержанияфакультативного курса.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления ихматематического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.                                                                                                                                               Ценностные ориентиры изучения  курса «Умники и умницы» в целом ограничиваются, но совокупность методик и технологий позволяет расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

      Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4Б классе обучаются дети 10-11 лет со средним и высоким уровнем  развития. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках  они активно вступают в дискуссии, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

5. Личностные,метапредметныеипредметныерезультаты освоенияфакультативного курса.

Личностными результатами изучения курса   в  3-м классе является формирование следующих умений:

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий  .

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

6. Содержаниефакультативного курса «Умники и умницы».

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

7. Учебно-тематическоепланированиеиосновные видыдеятельностиучащихся.

№ п/п

Название раздела.

Кол-во часов

Практические занятия.

Характеристика деятельности                учащихся.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1 ч.

1ч.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность

переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Объяснять  закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

5 ч.

5ч.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

5 ч.

5ч.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

5 ч.

5ч.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

4 ч.

4ч.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

5 ч.

5ч.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

5 ч.

5ч.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

3 ч.

3ч.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1 ч.

1ч.

Всего:

34 ч.

34ч.

8. Учебно- методическое и материально-техническоеобеспечение образовательногопроцесса.

УМК:

1.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Методическое пособие. 4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТ книга, 2012 г..

2.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТ книга, 2014 г.

Материально-техническое:

1.Компьютер

2.Мультимедиапроектор

3.Экран

9. Планируемые результаты изучения факультативного курса.

Ученик научиться.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

   Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль   в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.
  •   Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

10.Календарно – тематическое планирование по факультативному курсу «Умники и умницы» в 4 б классе.

Дата по плану

Дата по факту

№ п/п

                                         Тема урока.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.    

2

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи  

3

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи  

4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи  

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

7

Совершенствование воображения. Ребусы.

8

Развитие быстроты реакции Развитие умения решать нестандартные задачи

9

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

10

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

14

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи

16

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

20

Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи

21

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

22

Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи

23

Тренировка концентрации внимания.

24

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

25

Тренировка слуховой памяти

Развитие умения решать нестандартные задачи

26

Тренировка зрительной памяти

Развитие умения решать нестандартные задачи

27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

28

Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

29

Развитие быстроты реакции, мышления

30

Тренировка концентрации внимания

Развитие умения решать нестандартные задачи

31

Тренировка внимания

Развитие умения решать нестандартные задачи

32

Тренировка слуховой памяти

Развитие умения решать нестандартные задачи

33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс

Данный материал разработан на основе авторской программы  по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике"  составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для  учащихся 4-х классов....

Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для  учащихся 4-х классов...