Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.
рабочая программа (4 класс) по теме

Вольская Ольга Анатольевна

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями ФГОС.Программа содержит характеристику, описание места и содержание учебного предмета, предметные результаты, требования к результатам УУД, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_ritorika.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18  

Рассмотрено на заседании МО

Начальных классов

Протокол №    от  

Согласовано ______________

Заместитель директора по НМР  

Утверждаю ____________________

Директор МБОУ СОШ № 18

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

По факультативному курсу «Риторика» в 4 г классе

 

Составитель:

Вольская О.А.,

учитель нач. классов,

высшая квалиф. категория

Срок действия программы:

2013 – 2014  учебный год


Пояснительная записка

         Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

        Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Поэтому инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Кроме того, для каждого класса в начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

1) формирующие  умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2) формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

В тексте программы эти умения обозначены так: У-1, и У-2 (умения первого и второго типа).

        Разграничение умений должно предупредить неоправданное сужение работы по риторике, ограничения её только анализом общения, готовых текстов. Главное – научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться.

        В предлагаемые программы включён компонент, который условно назван «идеи». Это важные мысли нравственно – риторического характера, которые могут быть предметом обсуждения на уроках риторики.  

Общая характеристика курса

        В программе каждого класса выделяются два блока: 1) общение; 2) речевые жанры – и разделы внутри этих блоков:

а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая (эффективная) речь;

б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.

        Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков. Такая подача материала помогает осознать содержание программы, логику предмета и сквозные линии внутрипредметных связей.

        Для того чтобы программа могла быть успешно реализована, необходимо строить уроки риторики как уроки обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает и т.д. Общая доброжелательная атмосфера, поощряющая детей говорить, раскрываться, проявлять свою индивидуальность т.д. Стремление оценивать словами (не обязательно  отметкой!) любое продвижение ученика в умении говорить, слушать, писать и т.д.

Место курса «Риторика» в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» в 4 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).  

Содержание курса учебного предмета «Риторика»

4 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

 

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

 

Календарно – тематическое планирование

по  факультативному курсу «Риторика»

      Класс  

Учитель Вольская О.А.

Количество часов:

Всего  34  час; в неделю  1 час.

Планирование составлено на основе  авторской  программы Ладыженской Т.А.  курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы)    // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2010.

Учебник   Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 4 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО  

                   «Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.    

Тема урока

Кол-во

часов

Обучающая  цель

Основные  понятия,  вводимые  впервые,  свойства, алгоритмы

Навыки

Сроки

план

факт

ОБЩЕНИЕ

10

1.

Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.

2

Учить определять вид общения по его основной задаче: сооб-щить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

Сообщение, запрос

информации,

обмен

информацией.

Навык  владения  словом

2.

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

2

Объяснение значения улыбки

как средства поддержания

контакта. Демонстриро-

вание уместного использования

улыбки в разных ситуациях.

Речевая  ситуация,  процесс  взаимодействия.

Навык  успешного,  эффективного  общения

3.

Особенности говорения. 

Речевые отрезки и паузы.

2

Учить определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Объяснять роль пауз, логических ударений.

Словесные и несловесные средства устной речи

Умение

анализировать свою

общительность

4.

Успокоить, утешить словом.

Утешить – помочь, утешить – поддержать.

2

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом

Этикетный жанр

Называть этикетные формулы утешения

5.

Какой я слушатель.

1

Умение оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения

 

Оценивание

себя как слушателя

6.

Я – читатель.

1

Объяснить роль книги в жизни

человека

Книга в

жизни человека

Оценивание

себя как читателя

ТЕКСТ

12

7.

Типы текстов.

Яркие признаки текста.

Абзацные отступы, завершающий абзац.

 

3

Учить называть признаки текста; подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.

Тексты

аргументированные и

неаргументированные

Умение

определять

признаки текста

8.

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.

1

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения

Что такое запрет.

Строгий и мягкий

запреты.

Умение выразить

в речи запреты,

произнесенные

с разной интонацией

9.

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

Знаки-символы и знаки-копии.

2

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Знаки-символы и знаки-копии.

Различие знаки-символы и знаки-копии

10.

Опорные конспекты.

Составляем опорный конспект.

2

Учить составлять опорный конспект услышанного и про-читанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков

Опорные конспекты.

Составление

опорных конспектов

11.

Описание – деловое и

художественное.

Вежливая оценка.

1

Учить анализировать оценоч-ное высказывание с точки зре-ния его убедительности и вежливости. Вежливо и убеди-тельно оценивать чужую рабо-ту, характер и т.д.  

Описание – деловое и

художественное.

Различать описания разных стилей

12.

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

 Вступление и заключение.

3

 

Учить выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.

Вступление и заключение.

Умение реализовы-вать рассуждение с несколькими доказательствами

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

8

13.

Словарная статья.

2

Учить анализировать словар-ную статью; реализовывать словарную статью к новым словам

Словарная статья.

Умение

анализировать

словарные статьи

14.

Рассказ.

Хочу рассказать.

2

Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказы-вать (устно и письменно) о памятных событиях жизни

Рассказ, его части

Умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

15.

Служба новостей, что такое информация.

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

Информационные жанры: хроника, заметка.

Подпись под фотографией.

4

Учить отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Анализиро-вать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям

Информационные жанры: хроника, заметка.

Называть особен-ности содержания и речевого оформле-ният информацион-ных жанров

ОБОБЩЕНИЕ

4

16.

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости.

Этикетные диалоги, речевые привычки.

4

Проверить полученные знания по теме «Общение».

Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам.

 

Умение

работать сообща,

разделять

обязанности

Перечень учебно-методического обеспечения

       Учебные пособия

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 4 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО  

«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.  

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
  3. Нечаева Н.В.  Изучение результативности развития речевой деятельности младших  школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.

Информационно – техническое обеспечение

  1. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

DVD диск.

  1. Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
  2.  Презентации.
  3. Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.


Литература

  1. Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
  2. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое  пособие.  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  3. Ладыженская Т.А. Программа курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2004.
  4. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках- методические рекомендации для учителя 4 класс, М.: Ювента; Баласс, 2012 год.
  5. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2011.
  6. Нечаева Н.В.  Изучение результативности развития речевой деятельности младших  школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
  7. Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
  8. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
  9. Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс

Данный материал разработан на основе авторской программы  по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике"  составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для  учащихся 4-х классов....

Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для  учащихся 4-х классов...

Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс

      Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс  составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента госуд...