Агробизнесобразование на интегрированных уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Балдаева Оксана Алексеевна

Агробизнесобразование на интегрированных уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение: Агробизнесобразование на интегрированных уроках

Рыночная система требует даже от младшего школьника усвоения элементарных экономических и агробизнес-понятий и приобретения соответствующих навыков поведения, поскольку развитие благосостояния страны находится в прямой зависимости от уровня знаний и практических умений, полученных еще в начальной школе. Непрерывное  агробизнесобразование и воспитание необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.

Задача педагогов и родителей помочь младшему школьнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Решение задач агробизнесобразования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием.

Существующие на сегодняшний день образовательные программы для школьников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнесобразованием. Но мы живем на селе, поэтому возникает соответствующий социальный запрос, возникла необходимость создания адаптированной системы работы с младшими школьниками по агробизнесобразованию.

Как один из вариантов решения этой проблемы  я  рассматриваю включение в  урочную деятельность в начальной школе элементов агробизнесобразования. При этом, осуществляя целенаправленное агробизнесобразование важно учитывать, что это современное образование направлено в будущее, результаты его проявятся через определенное количество лет. Но вместе с тем, оно позволяет решать комплекс образовательных задач:

- совершенствование знаний по окружающему миру, трудовому обучению;

- формирование практических умений по выращиванию и уходу за  растениями;

- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов;

- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде;

- развитие интереса школьников к сельскохозяйственным профессиям.

 Использование элементов агробизнесобразования в урочной деятельности младших школьников позволит сформировать представление о сельском хозяйстве и сельскохозяйственных профессиях.

Цель: внедрение агробизнесобразования в урочную деятельность младших школьников.

Задачи:

1.Формировать у учащихся знания основ сельскохозяйственного производства и профессиональную компетентность через знакомство с профессиями сельскохозяйственного профиля;

2.Воспитывать трудолюбие, чувство любви к родной земле;

3.Развивать активную жизненную позицию.

Социальная направленность педагогического опыта состоит в том, что дети получат  необходимые знания в области сельского хозяйства. Приобретут необходимые умения в посадке, выращивании, уходе за растениями. Эти умения могут быть использованы детьми в повседневной жизни, а также для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.

Основное содержание опыта

Школьное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре, началам формирования некоторых бизнес-понятий, поэтому очень важно начинать  агробизнесобразование  именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования агробизнескомпетенций, так как для детей младшего школьного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Основными принципами, определяющими содержание образовательного процесса по агробизнесобразованию являются:

природосообразность,

культуросообразность,

научность,

систематичность,

многоуровневость,

наглядность,

активность,

воспитание в процессе обучения,

связь теории с практикой,

учет индивидуальных возрастных особенностей,

доступность

Так же важен принцип интеллектуального и эмоционального восприятия  агробизнесобразования, воспитания любви к сельскохозяйственному труду.  

Как известно, любая работа начинается с планирования. План моей работы по данной теме состоял из нескольких эпатов:

Этапы работы:

1 этап – подготовительный– анализ литературы по проблеме; изучение опыта по применению агробизнесобразования в урочную деятельность в начальной школе; проведение диагностики для определения уровня знаний детей о сельском хозяйстве и профессиях, связанных с сельским хозяйством.

2 этап – формирующий – апробация эффективности внедрения элементов агробизнесобразования в урочную деятельность младших школьников.

3 этап – обобщающий – формулирование выводов и методических рекомендаций по данному направлению

На подготовительном этапе моей работы я изучила литературу по агробизнесобразованию. Я ставила перед собой задачу, найти ответы на следующие вопросы: почему это направление является в настоящее время актуальным? Почему появилась необходимость включения его в программу школы? Почему агробизнес образование должно быть непрерывным? Ответы на эти и многие другие вопросы мне удалось найти на официальном сайте государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». Опыта по введению элементов агробизнесобразования в урочную деятельность младших школьников было недостаточно или лучше сказать, совсем мало.

Начало работы по данной  теме пришлось на время, когда у меня были третьеклассники. Для них  я провела анкетирование, которое позволило определить, что детям известно о жизни и жителях села, о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Перед проведением анкетирования у меня возникло опасение, может быть  у детей достаточно знаний в этой области, тогда дальнейшая работа может быть неоправданной.

Вопросы анкеты для учащихся:

1.Какое значение сельское хозяйство оказывает на нашу жизнь?

2.Какие продукты сельского хозяйства встречаются в повседневной жизни?

3.Какие профессии, связанные с сельским хозяйством тебе известны?

4.Какие зерновые культуры выращивают в Боханском районе?

5.Кто такой агроном?

При ответе на первый вопрос были следующие ответы: от сельского хозяйства мы получаем зерно, из которого получаем муку, хлеб, булочки и так далее.

Продукты сельского хозяйства были названы: хлеб, зерно, мука, молоко.

Среди профессий ребята назвали: пастух, тракторист, комбайнер, «ухаживает за животными». Из зерновых культур знакома только пшеница. На вопрос, кто такой агроном ответили: не знаю – 2 ученик, работает на поле – 4 ученика.

Результаты показали, что дети имеют недостаточно представлений о сельском хозяйстве в целом и о профессиях, связанных с сельским хозяйством в частности. А  ведь мы живем в районе и области с сельским хозяйством.

Формирующий этап моей работы продолжался в течение двух лет:  2019 – 2020 учебного года – 3 класс,2020 – 2021 учебный год – 4 класс. На начальном этапе своей работы я думала, что знакомить учеников с агропромышленным комплексом возможно только на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, но это оказалась не так.

Я стала применять в своей практике разные методы и приемы на всех уроках в начальной школе.  Важно стремиться, чтобы знакомство с миром села проходило постепенно и вызывало у учеников познавательный интерес, а не было для них в тягость.

Работе по данной теме способствовали и некоторые темы по предметам:

3 класс программа «Перспективная начальная школа»

Литературное чтение  «С.Есенин. Нивы сжаты, рощи голы…» - учащиеся узнали значение слова «нивы»; была проведена беседа о том, как важно успеть собрать с полей весь урожай, как вынуждены на полях трудиться люди с раннего утра до позднего вечера во время уборочной страды.  «К.Паустовский. Заячьи лапы» - познакомились с профессией ветеринар, какое значение для села имеет ветеринар.

Математика тема "Единица массы" – «Килограмм и тонна», « Центнер и тонна» - уроки по данным темам проводились с использованием заданий, связанных с сельским хозяйством.

Технология Рагозина Т.М., Гринева А.А.– «Работа с конструктором. Парк машин» - ученики знакомились с сельскохозяйственной техникой и конструировали её.

4 класс по программе «Перспективная начальная школа»

Литературное чтение Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «К.Паустовский. Тёплый хлеб» - познакомились видами мельниц, их устройством и работой; «В.Маяковский. Хорошее отношение к лошадям» - узнали о лошадях, их значении в жизни общества и главное об их роли  в сельском хозяйстве в прошлом.

Окружающий мирО. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Твой родной край»; «Отрасли животноводства твоего края и домашние животные» - познакомились с отраслями животноводства Боханского района, узнали, что в нашем районе разводят коров,

Изобразительное искусство « Образ земли в искусстве» - значение земли, как почвы для жизни человека; чем она может отблагодарить человека.

«Проект "мое село"» - знакомились с домами и зданиями, которые могут быть в сельской местности; с особенностями природы села.

Кроме уроков, запланированных основной образовательной программой, я работала по проблеме агробизнесобразования на каждом учебном предмете начальной школы.

Так, на уроках русского языка есть возможность заострить внимание при проведении словарной работы. Таких слов достаточное количество:  например: деревня, картофель, корова, лопата, молоко, работа, пшеница, овёс, солома, трактор, хлебороб, урожай и другие. Знакомство с новым словарным словом я провожу через отгадывание загадки или ребуса. Далее дети объясняют значение этого слова (при необходимости мы используем Толковый словарь), определяем место орфограммы, которую необходимо запомнить. Тот материал, который я использовала в своей словарной работе, я представила в сборнике «Словарные слова: сельское хозяйство» (смотрите приложение).

 

На уроках литературного чтения элементы агробизнесобразования возможно использовать на этапе речевой разминки. В своей работе я использовала различные чистоговорки, скороговорки, связанные с сельским хозяйством и сельскохозяйственными профессиями. Например, скороговорки:

  • Вервила Вавила весело ворочал с сеном вилы.
  • Дом в деревне делал Даня:

         «Подрасту и жить в нем стану».

  • За деревней с утра тарахтят трактора.
  • Поле полное полыни выпало полоть Полине.
  • Косарь Касьян косой косит косо,

Не скосит косарь Касьян покоса.

Чистоговорки:

Шин – шин – шин – раньше не было машин

Леге – леге – леге – люди ездили на телеге

Узы – узы – узы – на телегах возили грузы

Дей – дей –дей – в телегу запрягали лошадей

Ра – ра – ра – землю пашут трактора

Математика. На этапе актуализации знаний: считать количество зерен, мешков с мукой и другое. На этапе первичного закрепления: решение задач, связанных с сельским хозяйством, например, задачи для 4 класса, которые использовала в своей работе:

  • От зернохранилища до поля, расстояние между которыми 30 км, трактор проехал за 2 часа. Сколько времени понадобится трактору на обратную дорогу, если его скорость увеличится в 2 раза?
  • Первый механизатор за 3 часа засеял поле площадью 48 га, а второй – за это же время засеял 36 га. На сколько га производительность первого механизатора больше производительности второго?  Задачи : Посадили  в 200 парников овощи, четвертая часть была занята луком, моркови в 2 раза меньше, чем лука. Остальное-огурцы. Сколько парников под огурцы? Здесь можно дополнить задачу: с одного парника собрали 100 кг огурцов, сколько кг соберут с 20 парников? Предложить детям самим придумать задачи, исходя из урожая своего огорода.

При изучении темы единицы массы использую массу зерна, овощей, которые собрали с поля.

Также любой урок повторения по теме можно построить через знакомство с сельскохозяйственными профессиями, с домашними животными, зерновыми культурами. Так при изучении темы «Производительность труда» в 4 класса я проводила урок, на котором дети знакомились с профессией комбайнера. На данном уроке, решая задачи, мы  высчитывали производительность труда комбайнеров. На этапе актуализации знаний, решая примеры, составляли картинку комбайна (смотрите приложение).

Окружающий мир. На этих уроках можно выращивать лук для школьной столовой, саженцы огурцов для своего огорода. Также есть возможность провести опыты: условия, необходимые для роста и развития растений.

Эту работу я использовала в своей практике. Наш проект «Огород на подоконнике» не оставил ребят равнодушными. Они усердно ухаживали за своим «питомцем», почти каждый день измеряли и сравнивали рост лука.

При выполнении работ на уроках технологии учащиеся используют соломку, соленое тесто – акцент при такой работе необходимо делать на то, что это было бы невозможно без труда хлеборобов. Моим ученикам очень понравилось работать с солёным тестом. Нами была оформлена выставка работ, выполненных с использованием этого материала (смотрите приложение).

 

На уроках изобразительного искусства особое место занимают картины известных художников, изображающие деревенскую жизнь, работу в полях.

 Третий этап моей работы обобщающий предполагал сделать выводы по работе в данном направлении. Для сравнительного анализа знаний детей по теме, я провела анкетирование, как и на подготовительном этапе. Анкетирование проводила в конце 4 класса. В таблице представлены сравнительные результаты анкетирования:

№ п\п

Вопрос

Подготовительный этап

Обобщающий этап

1.

Какое значение сельское хозяйство оказывает на нашу жизнь?

Положительное – 3 ч.,

не знаю, затрудняюсь ответить – 1 ч.,

получаем зерно – 1 ч.

Обеспечивает продуктами питания 6 ч.

2.

Какие продукты сельского хозяйства встречаются в повседневной жизни?

Хлеб – 2 ч.,

зерно – 2 ч.,  

мука – 1 ч.,

молоко – 1 ч.

Молоко, молочные продукты – 6 ч.,

мясо – 6 ч.,

хлеб, хлебобулочные изделия – 6ч.

3.

Какие профессии, связанные с сельским хозяйством тебе известны?

Пастух –2 ч.,

тракторист – 2 ч.,

комбайнер– 2 ч.

Тракторист – 6 ч, агроном – 6ч., ветеринар – 6 ч., доярка – 5 ч., комбайнер – 6 ч.,

пастух – 6 ч.

4.

Какие зерновые культуры выращивают в Боханском районе?

Пшеница – 4 ч.,

не знаю – 2 ч.

Пшеница – 6 ч.,

Овёс – 6 ч.,

Ячмень – 6 ч.,

Рожь – 6 ч.

5.

Кто такой агроном?

Работает на поле – 4 ч.,

не знаю – 2 ч.

Самый важный специалист сельского хозяйства – 3 ч., специалист сельского хозяйства, который отвечает за выращивание урожая – 3 ч.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов очевидна. Ребята узнали больше профессий, из зерновых культур назвали не только пшеницу. Выделяют значимость труда людей сельского хозяйства для всего общества.

О положительных результатах работы в данном направлении говорят и достижения обучающихся в различных конкурсах:

№ п\п

Название конкурса

Результат

1.

Школьный конкурс рисунков

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

победитель

призёр

2.

Школьный конкурс поделок из бросового материала   «Сельскохозяйственная техника»

призёр

3.

Школьный конкурс творческих работ «От колоска до каравая»

призёр

4.

Школьная научно-практическая конференция для младших школьников «Шаг в науку»

"Мое село"

победитель

призёр

5.

Школьный конкурс презентаций «Профессии сельского хозяйства» (апрель 2017)

призёр

6.

Районный конкурс семейной фотографии программы «Разговор о правильном питании»

«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной»

победитель

Получив такие результаты, я решила не останавливаться. Я продолжаю работать по данной теме с учениками первого класса.

В результате подтвердилась наша гипотеза, что использование элементов агробизнесобразования в урочной деятельности младших школьников позволит сформировать представление о сельском хозяйстве и сельскохозяйственных профессиях. Поставленные задачи решены.

Заключение

Сибирь всегда славилась передовыми сельскохозяйственными традициями. Сегодня эта отрасль остро нуждается в молодых кадрах, способных возродить сельхозпроизводство. В связи с этим возникла потребность в высококвалифицированных профессиональных кадрах агробизнесобразования. Где эти кадры взять?  На своей родной земле, воспитывая у молодого поколения любовь и уважение к своему родному краю, малой родине, сельскому хозяйству.  Не зря говорят: «Где родился, там и пригодился», тем более, что всё большее количество россиян задумываются о здоровом и натуральном питании, о возможности чистого деревенского воздуха для здорового поколения, о положительном влиянии сельскохозяйственного труда и сельской природы на психологическое, физиологическое развитие личности молодого человека.  Важно заинтересовать школьников работой на селе, показать возможности для успешной самореализации в этой сфере.

Подготовка в школе – это начало агробизнесобразования, задачи которого заключаются не только в выработке набора необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе по подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессий агропромышленного комплекса, ведению собственного агробизнеса.

Поэтому большое значение имеет развитие непрерывной системы агробизнесобразования в школах области, начиная с начальной ступени обучения.

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»,- говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

Если ученики сделают правильный выбор профессии, то им гарантированы профессиональный рост и социализация в обществе. Счастье заложено в нас самих. Так что, люди, которые ищут его за тридевять земель, просто теряют время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"...

«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....

Интегрированные уроки в начальной школе.

Выступление на педчтениях. Презинтация и план выступления....

Интегрированный урок в начальной школе.

Методический материал и разработка интегрированного урока в 3 классе по теме "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."...