Выступление на педагогическом совете на тему: "Интегрированные уроки в начальной школе".
статья по теме

Всё про интеграцию в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_uroki.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №5»

Выступление на педагогическом совете

на тему: «Интегрированные уроки  в начальной школе»

Учитель начальных классов:

Л.Г.Будкина

Егорьевск 2011г.

План.

I.1. Введение.

1.1. Обоснованность выбора проблемы.

II. Основная часть.

2. Межпредметные связи как основа интегрированного обучения.

2.1. Корни процесса интеграции.

2.2. Классика и современность межпредметной интеграции.

3. Уровни интегрированного урока.

4. Типы и формы интегрированных уроков.

5. Требования к интегрированному уроку.

5.1. Требования к интегрированному уроку по возрастным категориям.

5.2. Интеграция со времен И.Г. Песталоции, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского до наших дней.

5.3. Задачи интегрированного урока.

5.4. Плюсы и минусы интегрированных уроков.

5.5. Преимущества интегрированных уроков.

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.

1. Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.  

1.1. Я провожу интегрированные уроки, при повторении и закреплении пройденного материала. На уроках математики можно увидеть и географические карты, и Книгу рекордов Гиннеса, энциклопедии, толковые словари и.т.д. Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, таблицы, чертежи. В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирований целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.

Одним из путей решения данной проблемы и является  интегрированное обучение.

С учетом возрастных особенностей младшего школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

 2. «Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

2.1. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогике и связаны с идеей межпредметных связей. Великий дидактик Ян Амос Каменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её. Так, у Д. Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполнять элементами и фактами другого. И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязи учебных предметов. Он отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

2.2. В классической педагогике наиболее полное психолого – педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связи дал

К.Д. Ушинский. Он считал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками. Должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь».

Ряд работ посвящённый проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальной школе, являются «зоной сближающего развития для постепенного перехода к интеграции учебных предметов (Т.Л.Рамзаева, Г.Н.Аквилева, Н.Я.Виленкин, Г.В.Бельтюкова и другие).

Что же касается непосредственно процесса интеграции, то об этом можно узнать, прочитав статью И.Богуславского «От ребенка – к миру, от мира – к ребенку». Вот некоторые выдержки из нее: «Острое противоречие между естественным, целостным восприятием ребёнком окружающего мира и искусственным делением на предметы в школьном образовании было осознано ещё в середине XIX века. В различных странах Западной Европы (более всего в Германии) начали впервые создаваться первые комплексные программы, авторы которых стремились объединить изучаемые явления вокруг какого-то единого стержня. Чаще всего это была окружающая местность (родиноведение), но использовались также трудовые процессы или же культура в целом.

История методики обучения русскому языку в начальной школе свидетельствует, что интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое – совсем не новое методическое явление. Как известно, созданный К.Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорошим, что в основе своей используется и полные.

Каковы же его признаки? Во-первых, таковым можно считать урок, решающие конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т.е. представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому не присутствие некоторых учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателем уровня интегрированности.

В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса. Под вторым уровнем мы включаем объединение понятийно – информационной сферы учебных предметов. Третий уровень связан с задачами сравнительно – обобщающего обучения изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.

Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим, ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем.

4. С учётом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют свои типы и формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

-Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему.

-Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся.

-Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.

-Урок издания газеты или альманаха.

-Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Аукцион», «Живая газета»,  «Устный журнал» и др.

-Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков» и др.

-Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока:  урок – зачёт, урок – семинар и др.

-Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз и др.

Для начальной школы я провожу уроки – праздники, путешествия, сказки, КВН, уроки с элементами ролевых игр, экскурсии, «Аукционы».

Интеграция позволяет научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер, т.е. «немного обо всём». Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

5. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребенка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

  1. Цель урока.
  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
  3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождения основания для объединения разнопредметной информации.
  4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
  5. Переработка содержания.  (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

5.1.Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, что бы добиться эффективного результата при обучении младших школьников.

Вот какого мнения поддерживается Е.Смирнова, описывая это в своей статье «Властвуй, не разделяя»:

«В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребенка и развивают у него отрицательные эмоции».

А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы с первых дней учёбы в школе у ребёнка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.

Я полностью согласна с Е.Смирновой. Когда мои первоклассники приходят ко мне в класс, я пытаюсь создать все условия, чтобы дети полюбили меня, школу, учение. И только после этого они будут постигать разные науки с широко раскрытыми глазами.

Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, окружающий мир и изобразительное искусство. В третьем классе кэти м предметам добавляется такой предмет, как история.

В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

5.2. Не стоит забывать и тот факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированные. Со времён К.Д.Ушинского они проводятся в единстве.

И.ГПестоллоции утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы. А другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

К.Д.Ушинскийразработал и внедрил аналитико – синтетический метод обучения грамоте. Юолее того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элементы двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.

Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.А.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей. Это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления) с целью обучения, воспитания и развития детей.

Во второй половине 80-х годов интегрированные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть,  доминирующее значение. Остро встает вопрос о создании интегрированных курсов.

Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение – подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Некоторые школьные предметы имеют интегрированный характер.

Безусловно интегрированным курсом можно считать учебный курс А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Я давно работаю с детьми по этому учебнику, и он нравится мне и моим воспитанникам.

На основе интеграции естественно – научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» также относится к интегрированным курсам. На уроках по этой программе вводится игровая драматургия, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Программа «Зеленый дом» А.А.Плешакова, она представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы. На первом этапе обучения (1-й и 2-й классы школы «1-4») дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а в последующих классах изучают природоведение.

Физиологами и психологами доказано, что дети начальных классов не могут в течении целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интегрированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

5.3. Вот некоторые из таких задач:

- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и.т.д;

- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

5.4. Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связывать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Я бы не советовала злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

Проблемы, стоящие перед учителем, проводящим интегрированный урок. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока или курса. Прежде всего анализируется уровень подготовки учеников определенного класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому.

5.5. Хотелось ещё раз перечислить преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира.

2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей.

5. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

7. Способствуют интенсификации учебно – воспитательного процесса.

8. Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10. Формирует познавательный интерес учащихся.

11. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12. Использование различных видов работ, поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13. Предполагает обязательное развитие творческой активности учащихся.

14. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15. Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16. Способствуют повышению мотивации учения.

17. Урок решает не множество задач, а их совокупность.

      6. Анализируя литературу по данной теме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идее и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.

За 23 года работы в школе я, к сожалению, заметила, что предметные программы в начальной школе, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, расчлененными по предметному признаку и пришла к выводу: в своей работе надо использовать систему интегрированных уроков.

На этих уроках стараюсь найти взаимосвязь с другими предметами, ведь интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребёнка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.

В заключении мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей их бескрайняя радость от тех, маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.

Список литературы:

  1. Браже Т.Г. « Интеграция предметов в современной школе»  /Литература в школе 1996г. - №5/.
  2. Борчук В.Ф. «Межпредметные связи в процессе обучения» /Вологда, 1988г./
  3. Генике Е.А., Чапко Е.Е. «Как построить интегрированный урок» /География в школе, 1994гю/.
  4. Грищенко Н.В. «Интегрированный урок русского языка и природоведения» /Начальная школа, 1995г./.
  5. Колягин Ю.М., Алексенко О.Л., «Интеграция школьного обучения» /Начальная школа, 1989г./.
  6. Максимова В.Н., Зверев И.Д., «Межпредметные связи в учебно – воспитательном процессе в современной школе» /М. Просвещение, 1987г./.
  7. Огонькова Т. «Сюжетное построение учебного дня» /Учитель, 2003г.,№2/.
  8. Осин А., «Главное – мотивация и самоорганизация учения» /Учитель, 2003г., №2/.
  9. Федорец Г.Ф., «Проблемы интеграции в теории и практике обучения» /Л.,1990г./.
  10. Статьи Рязановой С.А., Габидуллиной Л.Л. и Сырцовой Е.А., Копыловой Л.Ю., Дышлюк И.С. на сайтах «Фестиваль педагогических идей», Гуманитарный колледж – Технологии, news /1september. ru,art /a/ edu. donpac. ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"

Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...

Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС"

Сегодня образовательный процесс немыслим без использования ИКТ. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)

Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

              Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья шк...

Презентация выступления на методическом совете "Групповая работа на уроках в начальной школе и границы её применения"

Данная презентация содержит цели групповой работы и обращает внимание на важные моменты групповой работы....