Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc136 КБ
Файл vystuplenie_na_pedsovete.pptx989.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ 

на педагогическом совете. 

Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых  

образовательных стандартов». 

                    Подготовила:

Учитель начальных классов

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна


«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

(Слайд 2). Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

(Слайд 3). Ресурсы развития современного урока:

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 место – материально-технический, финансовый.

Главный ресурс урока – сам учитель 

Технологический ресурс современного обучения

Технология обучения — это педагогическая система, включающая

упорядоченное содержание, специально организованные операции и

действия,

которые

дидактических целей.

Начиная работу с учащимися, сталкиваешься с рядом проблем:

  • -низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • -неумение следовать инструкции ,внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • -невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • -отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную
  • при изучении предметных тем на уроках окружающего мира ограничивается время на проведение исследования и творчества;
  • часто изучение отдельных тем не дает учащимся полного представления о системе знаний, закономерностях, а также теряется взаимосвязь различных тем курса.
  • недостаточный уровень умения учащихся видеть проблему, формулировать цель и достигать результаты;
  • недостаточный уровень умения учащихся эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Обдумывая эти проблемы формирования универсальных учебных действий, поставленные в рамках стандартов второго поколения, необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому, необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность.

(Слайд 4). Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Любой проект - это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое. Из всех предметов начальной школы в отношении применения метода проектов наиболее эффективно срабатывают уроки окружающего мира. В процессе изучения окружающего мира ,учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.

Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.

(Слайд 5). Регулятивные УУД:

  • определять цель
  • определять проблему в деятельности
  • выдвигать версии,
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий


(Слайд 6).
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

4. Презентация результатов.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. 

Информационные

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

 

Коллективные

Регулятивные

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

-саморегуляция и оценка, контроль и коррекция

 

По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник замысливания

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Представление работы

Координатор

Диктор и артист

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.
Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.

Литература:

  1. М. Романовская: Метод проектов в начальной школе//Издательство: Педагогический поиск, 2014 г.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2013.
  4. Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2010.
  5. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2012. № 9
  6. Метод проектов на уроках в начальной школе Василовская Анна Ильинична, учитель начальных классовhttp: //festival.1september.ru/
  7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010.
  8. «Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе» Викторова И.А//http://obrotdelstr.narod.ru/doc/

Проект «Овощи на грядке-здоровье в порядке!»

(Слайды 7,8,9).

Паспорт проекта

Вид проекта - Долговременный (с февраля по октябрь)

Участники проекта:

Дети, кл. руководитель, родители.

Целевая аудитория:

Ученики начальной школы.

Актуальность проекта.

Зима в самом разгаре. На дворе разыгрываются вьюги, а в классе, на подоконнике - весна. Здесь появился мини-огород, доставляющий в школе радость всем, от мала до велика. Не изобилием славятся грядки на окне, а возможностью живого общения с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием.

Объект проекта:

Посадка семян помидоров, огурцов, редиса.

Предмет проекта:

Выращивание рассады овощей в комнатных условиях.

Проблема:

Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними.

Цель проекта:

Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

(Слайд 10). Задачи проекта:

1. Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними, последовательностью работ по уходу за растениями, овладением рядом практических навыков; закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходимы определенные условия (солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход); учить детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки) .

2. Развивать воображение, речь, фантазию, старательность, желание аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой

деятельности наравне со всеми; стремление быть полезным

окружающим, добиваться результатов; воспитывать любовь к труду;

создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы представления о выращивании растений и правила ухода за ними. Они овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Научатся пользоваться орудиями труда. Разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным, стремление добиваться результата.

Необходимые материалы:

Контейнеры с землей, пророщенные семена растений, лейка, лопаточка, палочки для рыхления, оформление для огорода.

Активизация словаря:

• Существительные :помидор, огурец, редис, семя,  посадка, плод, росток, корень, полив, салат, растение, грядки, лаборатория, опыт, всходы, урожай.

• Прилагательные: огородный, влажный, свежий, ароматный, пряный, полезный, лабораторный.

• Глаголы: сажать огород, рыхлить, поливать, собирать урожай, всходить, ухаживать.

Этапы проекта

(Слайд 11).

1 ЭТАП

Подготовительный:

Приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород.

2 ЭТАП

Исследовательский:

Рассматривали семена (лук, огурцы, ппомидор, редис, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль). Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка) .

3 ЭТАП

Заключительный:

Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», «Овощи с нашей грядки», «Наш огород», где дети представили на обозрение родителей и ученикам других классов свои рисунки, подготовили и рассказали о том, как они вырастили помидорную и огуречную рассаду на своем подоконнике в классе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Родители вместе с детьми представили домашнее задание –презентации и интересные сообщения этих овощах. Подготовили открытое классный час «Праздник урожая».

План реализации проекта:

Рассматривание иллюстраций и наборов «Овощи»

Загадки об овощах

Беседа «Польза овощей»

Дидактические игры «Что растет на огороде?», «Две корзины», «У меня в огороде», «Растения леса, сада, огорода»

Высадка семян овощей в почву

Наблюдение за всходом семян

Связь с другими занятиями (изодеятельность - рисование, лепка).

Классный час «Праздник урожая».

Краткое описание проекта:

Подоконник отличное место для разведения небольшого домашнего огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы. На окнах можно вырастить значительный набор культур: зелень, бобовые, ароматные травки. Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут чеснок, лук, огурцы, их разноцветье радует, снимает стрессы. К тому же они не только греют душу, но и полезны для здоровья. Выращивание овощей в школе полезно еще и тем, что оно развивает любознательность и наблюдательность у детей, помогает им лучше познать жизнь растений.

Как устроить огород на подоконнике? Что для этого может потребоваться? Прежде всего желание всем этим заниматься!

Выводы:

В результате проектной деятельности у  учеников  сформировались представления о том, как можно вырастить растения. Что для их развития необходимы такие факторы как: тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян.

(Слайд 12). Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов » МБОУ СОШ №9 г. Пушкино, Московская область. Учитель начальных классов Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна

Слайд 2

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Слайд 3

Ресурсы развития современного урока : 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке) 4 место – материально-технический, финансовый

Слайд 4

Проект дает учащимся колоссальный опыт общения , формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Любой проект- это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью . Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Слайд 5

Регулятивные УУД: определять цель; определять проблему в деятельности; выдвигать версии; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Слайд 6

Основные этапы работы над проектом. 1. Погружение в проект. Постановка цели и задач. 2 . Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. 3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. 4 . Презентация результатов.

Слайд 7

Проект «Овощи на грядке-здоровье в порядке !» Из собственного опыта.

Слайд 11

Задачи проекта: Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними. Развивать воображение, речь, фантазию . В оспитывать любовь к труду, создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой.

Слайд 12

Этапы проекта: 1 ЭТАП Подготовительный: Приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу. 2 ЭТАП Исследовательский: Рассматривали семена и вместе с детьми сажали их в грунт. Наблюдали за ростом растений , ухаживали за ними. 3 ЭТАП Заключительный: Проводили анализ и обобщали результаты. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», «Овощи с нашей грядки», «Наш огород». Подготовили открытый классный час «Праздник урожая».

Слайд 13

«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Работа с неуспевающими детьми в начальной школе".

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:      1. Заинтересованность в процессе обучения...

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

использование различных ресурсов на уроках в начальной школе...

Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...