«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
материал (2, 3, 4 класс) на тему

использование различных ресурсов на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc692 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» ИГОСК

Выступление на МО

тема:

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Учитель начальных классов

Щербонос Т.Г.

2017-2018 уч.год

«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Древняя китайская пословица

      Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

     Урок– основная форма организации  учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

     Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Я считаю, конечно же, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

    Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те  методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный процесс: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.

      Какие же методы и приёмы я использую на своих уроках?

        Например, на уроках русского языка я использую дифференцированный подход, дидактические игры, индивидуальные задания,   задания на развитие орфографической зоркости, игровые технологии.

1.Игра «Я работаю волшебником»  (ЭКР.)
Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.
Стол – …..столовая
Мебель – …..мебельная
Диван – …..диванная
Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

  1. Игра «Я работаю волшебником»


Стол –….( столовая)


Мебель – ….(мебельная)


Диван – ….(диванная)


2. Игра «Кто быстрее?»  (ЭКР.)
Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.
Ка-чай  – … (чай-ка)
Ка-мыш - … ( мыш-ка)
На-вес – вес-на 
Ра-но  -  но-ра
На-ши – ши-на
На-сос -  сос-на
Ла-ю – ю-ла

. .         

Ка-чай  – … (чай-ка)
Ка-мыш - … ( мыш-ка)
На-вес – ….(вес-на)
Ра-но  -  ….(но-ра)
На-ши – …..(ши-на)
На-сос -  ….(сос-на)
Ла-ю –….( ю-ла)

  1. Игровые задания, направленные на развитие речи.
    Игра «Дополни слово»
    Учитель  называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).
    В роли ведущего дети и учитель могут выступать поочередно.
    Игра «Я работаю волшебником»

Игра «ЧИСТАЯ ДОСКА»

- Сколько букв в русском алфавите?

- На какие группы делятся согласные звуки?

- Какие буквы могут иметь два звука?

- Какие буквы не имеют звука?

- Когда гласные становятся двойными?

- Назови сонорные звуки.

Игра «Кто больше?» (по теме «Однокоренные слова»)
Предлагается слово-корень:

стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например:

ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать,  домашний, домовитый и др.

  1.                     Игра «Я работаю волшебником»


Стол –….( столовая)


Мебель – ….(мебельная)


Диван – ….(диванная)

  1. Игра «Кто быстрее?»

. .         
Ка-чай  – … (чай-ка)
Ка-мыш - … ( мыш-ка)
На-вес – ….(вес-на)
Ра-но  -  ….(но-ра)
На-ши – …..(ши-на)
На-сос -  ….(сос-на)
Ла-ю –….( ю-ла)

5. Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное»)
Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Раздаю детям муляжи яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (или сама показываю тот или иной фрукт или овощ), на столе стоят 3 тарелки. Предлагаю детям: «Давайте соберем урожай. Надо назвать прилагательное, соответствующее данному предмету.  «Имя прилагательное» и положить предмет в тарелку того ряда, чьё прилагательное будет последним.  Давайте посмотрим, кто больше всех положить овощей и фруктов в корзину».

6. Игра «Чистая доска» (ЭКР.)
Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».
Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование: «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием.

А. Сколько букв в русском алфавите?

Б. На какие группы делятся согласные звуки?

В. Какие буквы могут иметь два звука?

Г. Какие буквы не имеют звука?

Д. Когда гласные становятся двойными?

Е. Назови сонорные звуки.


6. Лексико-фразеологические игры. (ЭКР.)
Игра «Собери, объясни, докажи»
Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например:
КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ, ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

.     


КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ, ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

7.Игра «Угадай-ка!» (ЭКР.)
Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Например:  
кожа да кости – худой;

дырявая память – забывчивый;

на всех парусах – быстро.

перемывать косточки – обсуждать;

хоть кровь из носу – обязательно;

рукой подать – близко;

 как рыба в воде – уверенно.

 не в бровь, а в глаз- метко.

как снег на голову - неожиданно .

негде яблоку упасть - тесно.

хоть глаз выколи - темно .

      На уроках литературного чтения просто необходимо, чтобы каждый ученик читал вслух и про себя текст по заданной теме, принимал участие в анализе текста, умел находить ответы на вопросы , метафоры, эпитеты, умел выделять главную мысль текста. Старался правильно выразить свои мысли. Отвечать не односложными высказываниями. Учился правильно без стеснения говорить. Не всегда и не у всех детей это получается, так как дети в классе разные и по уровню развития и по национальности. Поэтому я использую и на этих уроках тоже различные  технологии, которые помогают ребёнку развиваться.

 предлагаю такие задания:

1.«Оживление».

Детям предлагаю придумать сказку (или несколько предложений) о каком- нибудь  предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./

2.Сочинение сказок «наизнанку».

Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

3.«Фантастические гипотезы».

Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи вместо дождя стал падать изюм;

люди придумали таблетку от сна?

Игровые технологии на уроках математики

  1. Игра «Назови число»

Я бросаю мяч то одному, то другому участнику игры, а те возвращают его обратно.

Бросая мяч, вы называете какое-либо число, например 6, играющий должен назвать соседние числа — 5 и 7. Если ребята уже знакомы с двузначными числами, то можно называть и такие. А так же это занимательно при изучении таблицы умножения.

В этом случае идет тренировка не только счета, но еще и внимательности. Ведь нужно быть внимательным, чтобы не перепутать, какое действие с числами надо произвести.

  1. А вот еще веселая математическая игра для начальной школы. Точнее, игра-соревнование.

Игра «По порядку номеров»

Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У ведущего — два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10.

Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикалывает на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число написано на его карточке. Узнать это каждый игрок сможет лишь у своего соседа.

По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку.

Команда, которая выполнит задание первой и правильно, считается победившей.

РЕФЛЕКСИЯ   (ЭКР.)

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

     Я считаю, что главная задача учителя состоит в том, что он должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими людьми, не теряющимися в любой жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого ...

Мастер-класс«Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».

Мастер-класс учителя начальных классов Торкаленко Татьяны Ивановны. Тема: «Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».  Задачи:...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...