Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)
материал по теме

Мельникова Юлия  Валерьевна

Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_neuspevaemosti_v_nachalnoy_shkole.docx31.86 КБ
Файл prichiny_neuspevaemosti.rar174.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мельникова Юлия Валерьевна

МБОУ СОШ п. Нивенское

Багратионовского района

Калининградской области

          Почему дети не успевают в начальной школе? 

Слайд 1

Совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом. Другими словами, ребёнок хочет учиться, узнавать новое и стать   “ хорошим учеником ” (это ведущая мотивация детей семи-восьми лет). Когда же мечты об успешном обучении разбиваются, о первые неуспехи, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится “ трудным ” учеником.

Школьные навыки не являются только функцией биологического созревания. Они преподаются  и должны быть усвоены ребёнком. Поэтому понятно, что уровень приобретения детьми школьных навыков неизбежно будет зависеть от обучения в школе и семейных обстоятельств, а также от их индивидуальных особенностей характера

К сожалению, далеко не всегда возможно уверенно отделить школьные трудности, обусловленные внешними обстоятельствами, от школьных трудностей, причинами которых являются некоторые индивидуальные нарушения,  внутренние причины.

Поэтому причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности.

Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и эмоциональные. (Слайд 2)

Биологические  (Слайд 3)

 Часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости.  

Это могут быть дети, которых родители не захотели больше "держать" в детском саду, а ребёнок ещё не достиг 7 лет, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше. Часто это  ослабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели.

 Кроме того, у родителей существует стереотип, согласно которому мальчиков надо отдавать в школу как можно раньше, потому, что спустя одиннадцать лет это будет как-то способствовать улучшению ситуации с армией. А ведь именно у мальчиков в три - пять раз чаще наблюдается задержка в развитии речи и общая задержка развития. Если, вопреки рекомендациям специалистов, такие дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровня школьной зрелости, они просто обречены на отставание. Как правило, подержав таких детей еще год дома, внимательно занимаясь с ними, удается существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость в начальной школе.

Другой причиной школьной неуспеваемости в младших классах, тяготеющей к "биологической группе" является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети.

Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться,  а следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно - закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.

Следующая, биологическая причина неуспеваемости в начальной школе - это леворукостъ ребенка.  

  У таких детей доминантное полушарие мозга не левое, как у большинства людей, а правое, и с этим связаны вполне определенные характеристики их личности. "Правополушарные" люди обладают особым "синтетическим" взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности. Все программы общеобразовательной  школы ориентированы на "левополушарных" детей с преобладанием аналитического, а не синтетического мышления. Кроме того, существует еще и тот малоприятный (для левшей) факт, что мы, в отличие от арабов и японцев, пишем слева направо и, следовательно, ребенок-левша при письме левой рукой закрывает то, что уже написал. Эта особенность процесса, сами понимаете, тоже не добавляет ему успешности. Здесь единственный совет - терпение, терпение, терпение. У такого  ребенка все впереди. Терпите и помогайте терпеть ему. Главное - это не отбить охоту учиться. Поощряйте, вселяйте надежду. При благоприятно сложившихся обстоятельствах ребенок-левша после окончания начальной школы быстро и уверенно догоняет своих сверстников.

Следующая "околобиологическая" причина - неврологический диагноз.

Это задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер - или гиподинамический синдром. Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушают уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо. Как правило, так оно и есть.

Еще две причины могут быть условно отнесены к социальной группе.  (Слайд 4)

 Одна из них - это педагогическая запущенность ребенка.

Причем,  хотелось бы отметить, что вовсе не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях- алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах (случается, к сожалению, и такое, но эти дети, как правило, вообще не посещают школу. Их судьба - наша общая боль и тревога, но сейчас мы говорим не о них). Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.

Родители мальчика решили стать фермерами. Пять лет они вели хозяйство, боролись с трудностями, на занятия с ребёнком не было времени,  но потом сына пришло время отдавать в школу. Родители мальчика убеждали, что ребёнок может без вреда для здоровья спать на снегу, пробежать 40 км на лыжах, управлять трактором, подоить корову. Это действительно так. Но мальчик не знает своей фамилии, дней недели, букв и с трудом считает до десяти, загибая пальцы.

Родители- бизнесмены. Девочке покупают все, во что она ткнет пальцем. Отдали в частную школу. Вероника категорически отказывается учиться и все свое время проводит перед телевизором,  или в уголке со своими дорогими игрушками, перед компьютором. Не знает абсолютно ничего, не может выполнить ни одного тестового задания. Родители не хотят "насиловать" ребенка. "Нас всю жизнь мордовали, пусть хоть дочка оттянется", - говорит мама

Нравится нам это или нет, но детей к школе сегодня нужно готовить.

Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения.

Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей или откровенного, художественно одаренного "правополушарника" запихивают в престижную математическую школу.

Существуют  эмоциональные,  довольно часто встречающиеся причины.

Одна из них - личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. (Слайд 5)

 Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке. Нездоровая атмосфера в классе, также замыкающаяся на педагоге .

Иногда это просто несовпадение темпераментов. Например, когда девочка - флегматик отказывалась идти в школу и вообще учиться, утверждая, что испытывает ненависть к учительнице. После разбора причин этой ненависти выяснилось, что учительница (между прочим, учитель высшей категории) - холерик, мгновенно вспыхивает и гаснет, ведет уроки на сплошном порыве вдохновения, и в течение урока может два раза громоподобно обругать и два раза не менее экспансивно и искренне похвалить одного и того же ученика. Девочке такие перепады настроения были непонятны и неприятны (она сама с трудом "заводилась", но потом так же с трудом "остывала"), и в конце концов она решила, что учительница просто "все врет", не испытывая на самом деле ровно ничего. Находиться рядом с постоянно лгущим человеком ей было очень тяжело, и в качестве способа борьбы она избрала свойственный флегматикам уход из ситуации, то есть решила в школу больше не ходить.

Следующая эмоциональная причина плохой успеваемости  - это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные; дружеские отношения.

Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает - в результате страдает успеваемость.

Следующая эмоциональная причина плохой успеваемости – игровая зависимость.

          Различные типы нарушения школьных навыков(Слайд6)

Это- клинические синдромы, такие как расстройство внимания, расстройство памяти или расстройство поведения или другими расстройствами развития, такими как расстройство развития моторных функций.

Рассмотрим специфические расстройства развития школьных навыков.

Специфические расстройства развития школьных навыков часто наблюдаются в сочетании с другими клиническими синдромами. Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, все же это не значит, что дети с подобным расстройством просто находятся на более низкой ступени нормального развития, и с течением времени сами собой догонят сверстников. Во многих случаях признаки этих нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Достаточно часто этому расстройству предшествует задержка или нарушение развития речи в более ранние годы.

Среди специфических расстройств развития школьных навыков выделяют:

1. Дислексия - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма.

2. Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма.

При этом расстройстве нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов.

3. Акалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков.

Здесь дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления или решения задач. Трудности, которые отмечаются в этом случае, могут включать недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций, отсутствие понимания математических терминов или знаков, нераспознавание числовых знаков, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел, плохая пространственная организация арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.

4. Трудности в обучении - смешанное расстройство школьных навыков.

Здесь отмечается сочетание действия двух или трех вышеописанных расстройств, часто сочетающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью. При этом часто наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, выраженные в большей или меньшей степени.

Необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Для этого во всех случаях разумно посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы "трехсторонняя" встреча - учительница, родители, школьный психолог - предпринятая, разумеется, не для того, чтобы установить: "кто виноват?", а исключительно в интересах ребенка.

В зависимости от установленных причин, строится и дальнейшая стратегия и тактика мероприятий, направленных на коррекцию неуспеваемости.

Если выявленная причина (причины) тяготеет к "биологической" группе, то в первую очередь необходимо думать о правильном лечении основного заболевания, налаживании режима работы и отдыха ребенка.

Для детей с нарушениями каких-то определенных функций, например кратковременной или долговременной слуховой памяти, образного восприятия, процессов анализа или обобщения, умственной работоспособности и т. д., необходимы специальные коррекционные занятия, для восстановления и тренировки пораженных или просто отстающих в развитии функций(исключая специфические расстройства)

\

          Возможные последствия неуспеваемости в начальной школе

(Слайд 7)

Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих школьных лет теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я "неспособный", "самый тупой"? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь! Если учителя и родители упорно борются с этой установкой, то иногда ее удается преодолеть.

Кроме того, психологическим последствием неуспеваемости в начальной школе может стать чрезмерно низкая самооценка ребенка, его неуверенность в себе. Ребенок уже давно перерос свои ранние проблемы и вполне прилично учится, но по-прежнему до рвоты боится контрольных, стесняется отстаивать собственные интересы, идет на поводу у других, более активных сверстников, вопреки очевидному, твердо уверен в своей личностной непривлекательности и малоценности. Если это все же произошло, то ребенка необходимо показать   специалисту-психологу.

(Слайд 8)

Помощь детям со слабой успеваемостью.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления слабой успеваемости предлагает следующие:

1. Психолого-педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Психолого-педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Боденко Б.Н. предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем слабоуспевающих учеников.

3. Психолого-педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия. Или группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны часто и с плохим воспитанием, то со слабоуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

 (Слайд 9)

Нужно помнить, что своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста и соответствующая работа по формированию положительной мотивации к учению, могут уменьшить вероятность  перерастания временных неудач в обучении в «хроническую» неуспеваемость.



Предварительный просмотр:

Мельникова Юлия Валерьевна

МБОУ СОШ п. Нивенское

Багратионовского района

Калининградской области

Выступление на педагогическом семинаре по теме « Причины неуспеваемости в начальной школе»

          Почему дети не успевают в начальной школе? 

Слайд 1

Совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом. Другими словами, ребёнок хочет учиться, узнавать новое и стать   “ хорошим учеником ” (это ведущая мотивация детей семи-восьми лет). Когда же мечты об успешном обучении разбиваются, о первые неуспехи, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится “ трудным ” учеником.

Школьные навыки не являются только функцией биологического созревания. Они преподаются  и должны быть усвоены ребёнком. Поэтому понятно, что уровень приобретения детьми школьных навыков неизбежно будет зависеть от обучения в школе и семейных обстоятельств, а также от их индивидуальных особенностей характера

К сожалению, далеко не всегда возможно уверенно отделить школьные трудности, обусловленные внешними обстоятельствами, от школьных трудностей, причинами которых являются некоторые индивидуальные нарушения,  внутренние причины.

Поэтому причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности.

Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и эмоциональные. (Слайд 2)

Биологические  (Слайд 3)

 Часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости.  

Это могут быть дети, которых родители не захотели больше "держать" в детском саду, а ребёнок ещё не достиг 7 лет, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше. Часто это  ослабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели.

 Кроме того, у родителей существует стереотип, согласно которому мальчиков надо отдавать в школу как можно раньше, потому, что спустя одиннадцать лет это будет как-то способствовать улучшению ситуации с армией. А ведь именно у мальчиков в три - пять раз чаще наблюдается задержка в развитии речи и общая задержка развития. Если, вопреки рекомендациям специалистов, такие дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровня школьной зрелости, они просто обречены на отставание. Как правило, подержав таких детей еще год дома, внимательно занимаясь с ними, удается существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость в начальной школе.

Другой причиной школьной неуспеваемости в младших классах, тяготеющей к "биологической группе" является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети.

Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться,  а следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно - закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.

Следующая, биологическая причина неуспеваемости в начальной школе - это леворукостъ ребенка.  

  У таких детей доминантное полушарие мозга не левое, как у большинства людей, а правое, и с этим связаны вполне определенные характеристики их личности. "Правополушарные" люди обладают особым "синтетическим" взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности. Все программы общеобразовательной  школы ориентированы на "левополушарных" детей с преобладанием аналитического, а не синтетического мышления. Кроме того, существует еще и тот малоприятный (для левшей) факт, что мы, в отличие от арабов и японцев, пишем слева направо и, следовательно, ребенок-левша при письме левой рукой закрывает то, что уже написал. Эта особенность процесса, сами понимаете, тоже не добавляет ему успешности. Здесь единственный совет - терпение, терпение, терпение. У такого  ребенка все впереди. Терпите и помогайте терпеть ему. Главное - это не отбить охоту учиться. Поощряйте, вселяйте надежду. При благоприятно сложившихся обстоятельствах ребенок-левша после окончания начальной школы быстро и уверенно догоняет своих сверстников.

Следующая "околобиологическая" причина - неврологический диагноз.

Это задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер - или гиподинамический синдром. Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушают уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо. Как правило, так оно и есть.

Еще две причины могут быть условно отнесены к социальной группе.  (Слайд 4)

 Одна из них - это педагогическая запущенность ребенка.

Причем,  хотелось бы отметить, что вовсе не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях- алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах (случается, к сожалению, и такое, но эти дети, как правило, вообще не посещают школу. Их судьба - наша общая боль и тревога, но сейчас мы говорим не о них). Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.

Родители мальчика решили стать фермерами. Пять лет они вели хозяйство, боролись с трудностями, на занятия с ребёнком не было времени,  но потом сына пришло время отдавать в школу. Родители мальчика убеждали, что ребёнок может без вреда для здоровья спать на снегу, пробежать 40 км на лыжах, управлять трактором, подоить корову. Это действительно так. Но мальчик не знает своей фамилии, дней недели, букв и с трудом считает до десяти, загибая пальцы.

Родители- бизнесмены. Девочке покупают все, во что она ткнет пальцем. Отдали в частную школу. Вероника категорически отказывается учиться и все свое время проводит перед телевизором,  или в уголке со своими дорогими игрушками, перед компьютором. Не знает абсолютно ничего, не может выполнить ни одного тестового задания. Родители не хотят "насиловать" ребенка. "Нас всю жизнь мордовали, пусть хоть дочка оттянется", - говорит мама

Нравится нам это или нет, но детей к школе сегодня нужно готовить.

Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения.

Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей или откровенного, художественно одаренного "правополушарника" запихивают в престижную математическую школу.

Существуют  эмоциональные,  довольно часто встречающиеся причины.

Одна из них - личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. (Слайд 5)

 Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке. Нездоровая атмосфера в классе, также замыкающаяся на педагоге .

Иногда это просто несовпадение темпераментов. Например, когда девочка - флегматик отказывалась идти в школу и вообще учиться, утверждая, что испытывает ненависть к учительнице. После разбора причин этой ненависти выяснилось, что учительница (между прочим, учитель высшей категории) - холерик, мгновенно вспыхивает и гаснет, ведет уроки на сплошном порыве вдохновения, и в течение урока может два раза громоподобно обругать и два раза не менее экспансивно и искренне похвалить одного и того же ученика. Девочке такие перепады настроения были непонятны и неприятны (она сама с трудом "заводилась", но потом так же с трудом "остывала"), и в конце концов она решила, что учительница просто "все врет", не испытывая на самом деле ровно ничего. Находиться рядом с постоянно лгущим человеком ей было очень тяжело, и в качестве способа борьбы она избрала свойственный флегматикам уход из ситуации, то есть решила в школу больше не ходить.

Следующая эмоциональная причина плохой успеваемости  - это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные; дружеские отношения.

Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает - в результате страдает успеваемость.

Следующая эмоциональная причина плохой успеваемости – игровая зависимость.

          Различные типы нарушения школьных навыков(Слайд6)

Это- клинические синдромы, такие как расстройство внимания, расстройство памяти или расстройство поведения или другими расстройствами развития, такими как расстройство развития моторных функций.

Рассмотрим специфические расстройства развития школьных навыков.

Специфические расстройства развития школьных навыков часто наблюдаются в сочетании с другими клиническими синдромами. Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, все же это не значит, что дети с подобным расстройством просто находятся на более низкой ступени нормального развития, и с течением времени сами собой догонят сверстников. Во многих случаях признаки этих нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Достаточно часто этому расстройству предшествует задержка или нарушение развития речи в более ранние годы.

Среди специфических расстройств развития школьных навыков выделяют:

1. Дислексия - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма.

2. Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма.

При этом расстройстве нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов.

3. Акалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков.

Здесь дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления или решения задач. Трудности, которые отмечаются в этом случае, могут включать недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций, отсутствие понимания математических терминов или знаков, нераспознавание числовых знаков, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел, плохая пространственная организация арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.

4. Трудности в обучении - смешанное расстройство школьных навыков.

Здесь отмечается сочетание действия двух или трех вышеописанных расстройств, часто сочетающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью. При этом часто наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, выраженные в большей или меньшей степени.

Необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Для этого во всех случаях разумно посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы "трехсторонняя" встреча - учительница, родители, школьный психолог - предпринятая, разумеется, не для того, чтобы установить: "кто виноват?", а исключительно в интересах ребенка.

В зависимости от установленных причин, строится и дальнейшая стратегия и тактика мероприятий, направленных на коррекцию неуспеваемости.

Если выявленная причина (причины) тяготеет к "биологической" группе, то в первую очередь необходимо думать о правильном лечении основного заболевания, налаживании режима работы и отдыха ребенка.

Для детей с нарушениями каких-то определенных функций, например кратковременной или долговременной слуховой памяти, образного восприятия, процессов анализа или обобщения, умственной работоспособности и т. д., необходимы специальные коррекционные занятия, для восстановления и тренировки пораженных или просто отстающих в развитии функций(исключая специфические расстройства)

\

          Возможные последствия неуспеваемости в начальной школе

(Слайд 7)

Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих школьных лет теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я "неспособный", "самый тупой"? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь! Если учителя и родители упорно борются с этой установкой, то иногда ее удается преодолеть.

Кроме того, психологическим последствием неуспеваемости в начальной школе может стать чрезмерно низкая самооценка ребенка, его неуверенность в себе. Ребенок уже давно перерос свои ранние проблемы и вполне прилично учится, но по-прежнему до рвоты боится контрольных, стесняется отстаивать собственные интересы, идет на поводу у других, более активных сверстников, вопреки очевидному, твердо уверен в своей личностной непривлекательности и малоценности. Если это все же произошло, то ребенка необходимо показать   специалисту-психологу.

(Слайд 8)

Помощь детям со слабой успеваемостью.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления слабой успеваемости предлагает следующие:

1. Психолого-педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Психолого-педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Боденко Б.Н. предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем слабоуспевающих учеников.

3. Психолого-педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия. Или группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны часто и с плохим воспитанием, то со слабоуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

 (Слайд 9)

Нужно помнить, что своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста и соответствующая работа по формированию положительной мотивации к учению, могут уменьшить вероятность  перерастания временных неудач в обучении в «хроническую» неуспеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)

"Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....

Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»

Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках  в начальной школе»...

Выступление на педагогическом совете "Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении"

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны опр...