Технологическая карта урока с использованием технологии ТРКМ
учебно-методический материал (4 класс)

Чекалева Ольга Николаевна

Этот  урок входит в систему уроков по развитию речи. Состоит из 9 этапов, каждый из которых имеет свою цель и результат.

На уроке реализовывалась основная дидактическая цель: «Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов».

На уроке были созданы условия для усвоения обучающимися материала и определения темы творческой работы. Урок построен на проблемном диалоге учителя и ученика, использована технология критического мышления, что позволило не только надо дать учащимся какие-либо знания, а подтолкнуть их к размышлению, чтобы у них сформировалась собственная позиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_0.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Чекалева Ольга Николаевна

Район, школа: Тарусский район, МБОУ ТСОШ №1 им. Героя России М. Г. Ефремова

Класс 4

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема: Р\Р. Составление текста-рассуждения на тему: «Почему нельзя жить без воды?»

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная:  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- использование языковых средства для отображения своих чувств и мыслей. Высказывание своего мнения, своей позиции.

Метапредметные УУД:

 Коммуникативные УУД:

- извлечение фактуальной информации из учебных текстов; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме;

Познавательные УУД:

- определение  темы  и основной мысли теста, составление плана.

Регулятивные УУД:

- внесение корректив в составленные планы и рабочие материалы.

Предметные УУД

- знание характеристики текста-рассуждения, уметь создавать связный текст, опираясь на его структуру.


Этап

урока

Задача каждого этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организовать учащихся на деятельность, создать эмоциональный настрой

Создать мотивацию учебной деятельности:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи.  Эпиграфом нашего урока будет высказывание: «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение».

Как вы понимаете смыл этих строк? Как эти строки могут быть связаны с нашим уроком развития речи?

Вывод: сегодня на уроке развития речи мы должны учиться думать и рассуждать

Давайте представим себе, что вы – маленькие писатели и находитесь в творческой мастерской. 
А что делают писатели? ( пишут, сочиняют). Вот и мы сегодня будем наблюдать и  замечать необыкновенное в обыкновенных предметах, творить, сочинять текст, записывать его в тетрадь.

Оцените свой настрой на урок: Те, кто с удовольствие попробует себя в роли писателя «зажгите» на полях зеленый огонек, кто испытывает неуверенность в своих силах – зажгите красный огонек, а кто затрудняется ответить – желтый огонек.

Учащиеся читают высказывание, анализируют, высказывают предположения.

Л.:

- формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

К.:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

П.:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Р.:

 - принятие и сохранение учебной задачи.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебной действии

Цель этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.

Учиться формулировать цель урока, составлять план действий

А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока, не опираясь на его тему. Для этого используйте опорные вопросы: 
– Что я узнаю сегодня на уроке?
– Чему я должен научиться на уроке?

Что я должен сделать, чтобы добиться цели?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составляют  предложения, опираясь на ключевые вопросы:

Я сегодня узнаю…

Я сегодня научусь…

Я должен спланировать свою деятельность… 

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

повторить и обобщить знания, необходимые для написания сочинения

тренировать мыслительные операции

Прежде чем вы узнаете тему урока, проведем мыслительный эксперимент. Сейчас каждый из вас выскажет свое мнение о том, что нужно знать и уметь, чтобы написать грамотно текст или сочинение? Я предлагаю наполнить «Корзину идей», в которой будет собрано все то, что вы знаете о тексте. 

Вывод: итак, цель нашего урока написать сочинение, а те идеи, которые вы выдвинули – это наши задачи, которые помогут достигнуть цели.

 

Учащиеся высказываются:

Что такое текст? 
2. Что такое тема, основная мысль текста? 
3. Какие типы текстом знакомы?

4.Какие части имеет текст? ( структура 
текста-описания , текста-повествования, текста-рассуждения)

 5. Для того, чтобы текст был логичным, последовательным 
нужно составить план. 
6.  Текст должен быть грамотным, с точки зрения орфографии, а для этого нужно
проверить, вспомнить написание слов, посмотреть в орфографическом словаре) 

К:выражение своих мыслей полно и точно, аргументируя свою точку зрения, учет разных мнений, стремление к сотрудничеству

П: анализ, синтез, обобщение, классификация

Р.: выполнение пробного учебного действия,

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

-учет правила в планировании и контроле способа решения.

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа:

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

соотнести свои действия с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи

Прочитайте высказывание Уистена Хью Одена «Тысячи людей живут без любви, но никто — без воды.”

Какой возникает вопрос? (Почему никто не может жить без воды?)

Сформулируйте тему нашего сочинения

Читают высказывание, формулируют вопрос и тему сочинения «Почему никто не может жить без воды?»

Л:
- самооценки личности,
- формирование самооценки, самоуважения

К:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

П:
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:– выбор способа и средств реализации цели.

Планировать учебную деятельность

С чего нужно начать работу над сочинением?

Вспомните отличительные особенности каждого типа текста.

Предлагаю определить тип текста, который поможет ответить на вопрос.

Учащиеся выдвигают свои предположения:

Вспомнить типы текстов, их структуру.

К:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

П:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Физминутка

(для развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления)

Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность и заменить ее активной физической деятельностью.

Если я называю элементы текста повествования, то вы делаете 3 наклона, если это элементы текста-описания, то 3 приседания, а если текста-рассуждения, то делаете повороты в сторону, широко разводя руки:

1)рассказать о событиях, действиях, поступках; повествовать (П)

2)общее представление о предмете.
Его характерные признаки (О)

3) рассуждать, говорить о причинах явлений и событий, об их связи. (Р)

4)вопрос: Что произошло? (П)

5) описать, какие предметы, люди, животные (О)

6)вопрос: Почему? (Р)

Похлопайте себе!

Р.:

- умение соотносить свои действия с действиями учителя;

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

К.: 

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном решении проблем;

- умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Л.:

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Реализация проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Работа в группах

строить новое знание и умение применить его

Давайте вспомним структуру текста - рассуждения

 

Цель текста:

рассуждать, говорить о причинах явлений и событий, об их связи.

Вопрос

Почему?

Композиция (построение) текста

Тезис (что нужно доказать)
Аргументы (доказательства)
1…
2…
3…
Вывод ( то, что доказано)

Как нам могут помочь эти знания?

Давайте вспомним что такое «тезис», для чего он нужен?

Есть ли у нас тезис?

Вопрос «Почему?»

 А аргументы?

Организует работу в группах

Для того, чтобы привести аргументы предлагаю разделиться на группы и надеть мыслеварительные шляпы разного цвета.

Белая – статистическая. Приводим только факты.

Желтая – позитивная. Обращаем внимание на достоинства и преимущества.

Красная – эмоциональная. Выражаем  свои чувства, эмоции.

Зеленая – творческая. Представляет то, что было бы, если бы не было бы…

Черная – негативная. Эта шляпа поможет критически оценить ситуацию.

Синяя – аналитики, составляют план к сочинению.

В помощь предлагаю вам текст.

(Приложение 1)

 

Контролирует работу в группах

Ведет отчет о работе каждой группы

Оцените работу каждой группы:

Если группа справилась отлично с заданием, то «зажгите» зеленый огонек, если у вас есть замечания, то желтый, если у вас другое мнение, то –красный.

Подводит итог:

Для того, чтобы дополнить ваши знания, предлагаю  посмотреть видеоролик

Называют структуру текста-рассуждения

Высказывают предположения о том, что данная структура - план сочинения

Учащиеся анализируют и отвечают на вопросы

Делятся на группы,  повторяют правила работы в группах, выбирают капитанов, определяют цвет шляпы.

Учащиеся читают текст, выбирают информацию в соответствии с цветом шляпы, дополняют собственными знаниями. Записывают аргументы на доске.

Презентуют свои аргументы.

 Оценивают работу одноклассников.

К:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

П:
- поиск разнообразных способов решения задач,
-установление причинно-следственных связей.

Первичное закрепление во внешней речи


Цель:  
конструирование фронтально несколько типовых текстов на новый способ действия при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование 

проговаривать и закреплять новое знание

Работа по плану сочинения, предложенного группой «в синей шляпе» и его корректировка.

Работают по плану.

Конструируют текст.

Анализируют примеры предложений.

Л:
- формирование мотивов достижения целей,

Р: контроль, оценка, анализ, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания

К:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

учиться писать текст грамотно

Найдите в предложенных зарисовках слова  с орфограммами. Объясните написание этих слов. Есть ли ошибки в предложенных работах? Докажите.

Можно ли «украсить», «оживить» ответы учащихся?

Учащиеся проводят анализ и обобщают полученные сведения.

расширять словарный запас

Перед вами стихотворение.

Найдите в стихотворении сравнения (можно добавить свои необычные сравнения) 
- Найти в стихотворении эпитеты ( добавьте свои) 
- Для чего поэт в своем стихотворении использует такие выразительные средства? 
Назовите ласково воду:
водичка, водица.

- Как можно назвать эту группу слов? Добавьте еще однокоренные слова. 

Для чего мы провели эту работу?

Вывод: на данном этапе провели работу по обогащению словаря.



Читают.

Находят сравнения, эпитеты, однокоренные слова

Отвечают на вопрос: «Используя сравнения и эпитеты текст будет краше и интересней»

Физминутка

(для снятия напряжения в мышцах рук)

формировать  движения пальцев рук 

Давайте разомнем наши пальцы и кисти рук.

Учитель показывает

На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.

Дети выполняют упражнение и проговаривают слова

Р.:

- умение соотносить свои действия с действиями учителя;

умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: применение нового знания для достижения пробного учебного действия.

организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

организовать самопроверку учащимися своих решений 

Напишите свое сочинение на тему «Почему никто не может жить без воды».

Проверьте выполненную работу.

Учащиеся самостоятельно записывают сочинение

Л:
- развитие самооценки личности,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Р:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

 

Включение в систему знаний

Цель: выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Где встречали тексты-рассуждения?

Можете ли вы вспомнить названия книг, их авторов?

Учащиеся отвечают на вопросы

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия

- выполнение учебных действий в умственной форме.

П:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Учиться оценивать учащимися результатов своей учебной деятельности, осознавать метод построения и границ применения нового способа действия.

Организует подведение итогов.

 Какую цель ставили на уроке?

 Какие получили результаты?

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Что было самым сложным на уроке? Что больше всего удивило?

Помогут ли нам в дальнейшем полученные знания?

Дифференцированное домашнее задание:

1 вариант задания:

Создай иллюстрацию к своему сочинению.

2 вариант задания:

Найди и прочитай книгу, содержащую текст-рассуждение.

3 вариант задания:

Придумай темы для написания текста-рассуждения.

А теперь давайте вернемся к началу урока. Вспомните эпиграф нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, мы доказали выше сказанное? Докажите. Перед вами аквариум, заполните его разноцветными камешками, цвет которых отражает ваши результаты:

Зеленые - я многое узнал, мне было интересно;

Желтые – получил знания, но было скучно,

Красные – другой вариант ответа.

Какие пожелания вы хотели бы дать по результатам самооценки?

Отвечают на вопросы

Слушают объяснение и делают выбор

Анализируют

Оценивают свои результаты

Высказывают  пожелания.

Л:
- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Р:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

П:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

К:.

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Сегодня вы привели аргументы подтверждающие, почему никто не может жить без воды. Я призываю вас всегда помнить об этом. И закончить урок я хочу лозунгом: Вода – это жизнь!

Приложение 1

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!

Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.

Вода — существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.

Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.

Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

Приложение 2

Самодержавная царица,
Для всех бесценная всегда,
Ты несравнимая с Жар-птицей,
Ее величество – Вода.
Ласкаешь берега волнами,
Даруешь жизнь всем существам.
Из туч ты поливаешь нас слезами,
Но слезы те отрада нам.
Ты землю влагой насыщаешь,
По морю гонишь корабли,
Но вот когда ты зла бываешь,
Сметаешь все с лица земли.

Видеоролик


Авторская рефлексивная оценка

Тема урока: Составление текста-рассуждения на тему: «Почему нельзя жить без воды?»

 По типу – урок открытия нового знания.  Этот  урок входит в систему уроков по развитию речи. Состоит из 9 этапов, каждый из которых имеет свою цель и результат.

На уроке реализовывалась основная дидактическая цель: «Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов».

На уроке были созданы условия для усвоения обучающимися материала и определения темы творческой работы. Урок построен на проблемном диалоге учителя и ученика, использована технология критического мышления, что позволило не только надо дать учащимся какие-либо знания, а подтолкнуть их к размышлению, чтобы у них сформировалась собственная позиция.

На этапе мотивации было предложено попробовать себя в роли писателей. Каждый оценил свой настрой на урок. Это позволило обучающимся сконцентрировать внимание и послужило подготовкой к усвоению материала.

На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии детям был предложен прием «Корзина идей», который помог повторить и обобщить знания, необходимые для написания сочинения, выработать у детей умение доказывать и опровергать.

Этап реализация проекта выхода из затруднения предполагает обобщение большого количества информации. Уместна была работа с текстом. Предложен прием «6 шляп». Дети работали в группах. Это развивает навыки исследовательской деятельности, обогащает словарный запас. Использована ИКТ технология (демонстрация видеоролика), направлена на переработку материалов, преобразование визуальной информации в текстовую.

Физминутки соответствовали теме урока, способствовали двигательной и мыслительной  активности и поднятию настроения обучающихся.

На этапе рефлексии обучающиеся высказали своё мнение о результатах своей учебной деятельности, учились применять  новый способ действия.

 На мой взгляд,  содержание урока в соответствии с поставленной целью было отобрано удачно. Предложенные задания способствовали развитию речи учащихся. Время на этапы урока было распределено рационально.

На уроке была проведена воспитательная работа экологической направленности.

  Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. По результатам рефлексии (камешки) стало понятно, что обучающиеся получили удовлетворение от урока и полученных знаний.

Я считаю, что мне удалось реализовать все поставленные задачи.

Данная методическая разработка может быть использована в качестве подготовки  к написанию отдельных заданий ВПР как по русскому языку, так и по окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету "Технология" Тема :"Рачительный хозяин. Сувенирный веник «Домовушка»

УМК «Планета Знаний» Предмет технология Класс 4Цель урока: изготовить поделку из природных материалов сувенирный веник «Домовушка»...

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников

Литературное чтение. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "Малые жанры фольклора"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ТЕМА УРОКА: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.ТИП УРОКА: Урок решения частных задач (решение конкретно- практических задач) (по Дусавицкому А. К.)ЦЕЛЬ УРОКА: формирова...

Технологическая карта урока с использованием платформы Учи.ру. Умножение двузначного числа на однозначное. Математика 3 класс.

Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное". Технологическая карта урока с использованием платформы Учи.ру. Математика. 3 класс....

технологические карты уроков с использованием ИКТ

Технологическая карта урока математики на тему "Сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания" с использованием ИКТ...