Технологическая карта урока с использованием технологии критического мышления окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
УМК: «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «В»
Раздел: «Наша безопасность»
Тема: «Опасные места» (тип урока: комбинированный урок)
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и способов действий.
Цель урока: выявить опасные места для человека в ближайшем его окружении.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- понимать потенциальные опасности в доме и вне его;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома;
- научатся прогнозированию опасных ситуаций и их избеганию, приёмам работы с информационным текстом;
- формирование знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - целеполагание, понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивать качество выполненной работы и достижения на уроке, высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД – принимать участие в работе группы, адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции, понимать необходимость использования в общении правил вежливости, выражать свои мысли, делать выводы.
Познавательные УУД – осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, анализировать рисунок и извлекать из него информацию, развивать критичность мышления через чтение информационного текста; строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение (определение основной и второстепенной информации) переводить текст в памятку и условные знаки.
Личностные:
- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- определять мотивы учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Васильева Дарья Вячеславовна
УМК: «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «В»
Раздел: «Наша безопасность»
Тема: «Опасные места» (тип урока: комбинированный урок)
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и способов действий.
Цель урока: выявить опасные места для человека в ближайшем его окружении.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- понимать потенциальные опасности в доме и вне его;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома;
- научатся прогнозированию опасных ситуаций и их избеганию, приёмам работы с информационным текстом;
- формирование знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - целеполагание, понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивать качество выполненной работы и достижения на уроке, высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД – принимать участие в работе группы, адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции, понимать необходимость использования в общении правил вежливости, выражать свои мысли, делать выводы.
Познавательные УУД – осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, анализировать рисунок и извлекать из него информацию, развивать критичность мышления через чтение информационного текста; строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение (определение основной и второстепенной информации) переводить текст в памятку и условные знаки.
Личностные:
- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- определять мотивы учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
- Ресурсы урока:
Карточки для групповой работы, памятка для групповой работы, учебник, рабочая тетрадь, презентация.
3. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Базовая модель построения урока в данной технологии выделяет три стадии:
1. Вызов. Этап актуализации имеющихся знаний.
2. Осмысление новой информации. Этап взаимодействия на основе содержания текста.
3. Рефлексия. Этап размышления и оценки.
Данный урок относится к одному из шести, предлагаемых технологией, типов урока: работа с информационным текстом.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Сконцентрировать внимание учащихся на урок. | Настрой учащихся на восприятие учебного материала Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - У вас была очень активная переменка, поэтому наш урок я хочу начать с упражнения Клаус Фопеля «Источник энергии». - Положите руки перед собой на столе, выдыхая, опустите голову, чтобы подбородок коснулся груди, почувствуйте растяжение мышц затылка, плечи расслаблены. Делая вдох, поднимайте голову и откиньте её назад, почувствуйте, как распахнулась грудная клетка. Повторите три раза. | Выполняют упражнение на психологический настрой к уроку | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Цель: проверка Д/З, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организует актуализацию знаний изученной темы прошлого урока «Безопасный путь».
-Чтоб по улицам шагать, надо очень много знать, и конечно, без сомненья, помнить правила ……(дорожного движения)! - С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (дорожные знаки) – Вспомним, что проходили на прошлом уроке. Детям знать положено Правила дорожные! Ты, дружок, доверься им: Будешь цел и невредим! 1. Человек, который ходит по улице пешком, а не едет. 2. Человек, который управляет машиной. 3. Человек, находящийся в машине, кроме водителя. 4. Часть дороги для пешеходов. 5. Дорожка только для пешеходов. 6. Часть дороги только для движения транспорта. 7. Часть дороги для движения пешеходов, если нет тротуара. 8. Переход, на котором нарисованы белые широкие полоски. 9. Устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. 10. Какие бывают светофоры? - Представьте, что вы водители и сидите не за партой, а за рулём шикарного автомобиля. (На доске: дорожные знаки) – Посмотрите, что изображено на доске? – Для чего служат дорожные знаки? – Почему дорожные знаки в тёмное время суток освещаются? – Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые? Каково их назначение? – На какие группы делятся дорожные знаки? – Для чего важно знать правила дорожного движения и дорожные знаки? Опрос учащихся. (5 человек.) Каждый ученик рассказывает о своей группе дорожных знаков, затем у доски показывает знак, который относится к этой группе.
| Отвечают на вопросы. (Пешеход.) (Водитель.) (Пассажир.) (Тротуар.) (Пешеходная дорожка.) (Проезжая часть дороги.) (Обочина.) (Пешеходный переход или «зебра».) (Светофор.) (Транспортные и пешеходные.) Дорожные знаки. Поверхность знаков покрывают светоотражающими красками. Чтобы не запутаться водителям и пешеходам в других странах. Они понятны без слов жителям всех стран. Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам безопасно двигаться по дорогам и улицам. (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.) Учащиеся из класса задают ученику дополнительный вопрос по пройденной теме, используют прием «тонкие и толстые вопросы». | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь грамотно задавать вопросы по пройденному материалу. Предметные: знать правила поведения на улице, осуществлять поиск необходимой информации |
3.Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач. Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи, постановка темы урока. | Организует постановку цели урока, подводит учащихся к постановки темы урока. III.Сообщение темы урока Демонстрируется картинка. – Посмотрите на картинку. Что вот-вот произойдет? То есть это опасная ситуация. Но опасности нас ждут не только на дороге. – Вспомните, пожалуйста, кто нас защищает? - Армия, полиция, пожарная охрана, МЧС. Вот полиция арестует преступников, врачи окажут медицинскую помощь, спасатели помогут в беде. Но кто же нас защищает дома? В школе? Рядом с нами всегда родители, учителя, друзья. Но никто не застрахован от опасностей. Поэтому что мы можем сделать, чтобы у спасателей и других защитников было меньше работы? - Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые опасные ситуации, не в тропическом лесу и не в пустыне, а в своём доме и вокруг него. Порой люди настолько убеждены в его надежности, что считают свое жилище абсолютно безопасным. Но жизнь показывает – это не всегда так. – Мы совершим путешествие по опасным местам квартиры и двора. Посетив эти места, мы должны научиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и четко, а также отвечать за свою жизнь. Побывав в опасном месте и преодолев его, мы сделаем его безопасным. | Высказывания учащихся. Дети попадут под колёса. Высказывания учащихся Высказывают свои предположения | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, Личностные определять мотивы учебной деятельности |
4.Учебно-познавательная деятельность. Цель: организация учебного исследования для выделения понятия. Цель: релаксация, укрепление организма учащихся. | Подводит учащихся к определению опасных мест во дворе для дальнейшей работы в группе. 1. Беседа об опасных местах во дворе и на улице. - Для того чтобы не случилось несчастье, необходимо определить опасные места и выработать правила безопасного поведения. – А какие опасные места могут быть во дворе и его окрестностях? 2. Работа в группах Сейчас вы разделитесь на группы экспертов и каждая группа составит меры безопасности в разных опасных ситуациях. У каждой группы будет своя опасная ситуация. Работайте строго по заданию из карточки. Составьте кластер правил поведения в опасных местах.. Напомните правила работы в группах ? (Вывешивает на доску памятку для групповой работы.) Работая в группах, договоритесь кто, будет отвечать. 1 группа экспертов составит правила о балконе и окне. 2 группа составит правила обращения с лифтом. 3 группа составит правила поведения на стройплощадке. 4 группа составит правила поведения возле трансформаторной будки. 5 группа составит правила поведения на пустыре, в парке, в лесу. 6 группа составит правила поведения там,где всё покрыто льдом. Наблюдает за работой учащихся, помогает, если они нуждаются в помощи. 3. Выступление групп. Обсуждение. По каждой ситуации работа с учебником и добавление тех ситуаций, которые не проговаривались (УЧЕБНИК стр.20-22) Работа с текстом с использованием стратегии «Инсерт» (Условные значки). 1. В доме есть опасные места – это балкон и подоконник. Послушаем ребят, в чем же опасность. 2. О чем будет идти речь дальше, узнаете, отгадав загадку. У него один маршрут, Жильцы его частенько ждут! Он мчит по вертикали! А вы его узнали? (лифт) 3. Давайте посмотрим небольшое Видео (стройплощадка) Что за место опасное? ФИЗМИНУТКА 4. Вы отдохнули и готовы слушать дальше. Переходим к просмотру следующего Видео. Что это за место? (трансформаторная будка) Чем же опасно это место? Давайте послушаем ребят. 5. Перед школой или вечером, возможно вам хочется прибежать домой быстрее, через парк или пустырь, но если вспомнить сказу «Красная шапочка» и задуматься, может ли быть безопасным такой пусть? Послушаем следующую группу. 6 . А какое сейчас время года? Что бывает опасно зимой? Давайте послушаем ребят шестой группы, о чем надо помнить, чтобы зимняя прогулка не закончилась трагически. | Выдвигают варианты опасных мест во дворе. Трансформаторная будка, стройка, парк, лес, пустырь, река. Рассказывают правила работы в группе. каждый участник должен быть занят делом, работать сообща, договариваться, не спорить. Определите того, кто будет писать. А кто будет потом защищать работу Работают в группах. Оформляют свои записи в виде кластера. Работа с текстом с использованием стратегии «Инсерт» (Условные значки). Выполняют разминку Учащиеся, опираясь на свои записи, рассказывают о полученных знаниях, дополняют ответы. Читают вопросы. Высказывают свои предположения. | Коммуникативные: учатся работать в группе, слушать и понимать речь других. Познавательные : актуализировать личный опыт, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, строить речевое высказывание в устной форме. развивать критичность мышления через чтение информационного текста через приемы работы с кластером и «Инсерт»;
Личностные: укрепление здоровья младших школьников. Регулятивные: уметь оценивать качество выполненной работы, высказывать своё предположение.
|
5.Закрепление. Применение новых знаний. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; выявить проблемы и провести коррекцию. | 4. Самостоятельна работа Организует выполнение самостоятельной работы; самопроверку в парах. 1. Рабочая тетрадь стр.14.№ 1. (если останется время) - Подумай и запиши , какие опасные места есть в квартире, доме и ближайших окрестностях, а также дополни о которых мы ещё не говорили. - Прочитайте, что получилось. 2. Рабочая тетрадь стр.14 № 2. - Рассмотри рисунок. Отметь ( закрась кружки красным цветом) те места, которые ты считаешь опасными. – Надо запомнить правило безопасности: Выходя на улицу, приготовь заранее Вежливость и сдержанность, а главное – внимание! – Проверим ваши знания с помощью теста. Возьмите в руки карточки оранжевого цвета. Вам надо выбрать правильный ответ на данный вопрос. 1. Можно ли вставать на стул на балконе? К) Можно. Я пробовал и не упал. М) Нет. Можно упасть. 2. Можно ли играть на стройке? А) Не знаю, не пробовал. О) Нет. Это запрещено. 3. Чем может закончиться игра на стройплощадке? Л) Можно получить травму. Б) Ничего страшного, даже интересно. 4. Чем опасно выглядывать в открытое окно? О) Можно потерять равновесие и упасть. А) Ничем. 5. Можно ли играть на крыше? Т) Да, там очень интересно. Д) Нет, это опасно. 6. Как достать воздушного змея с дерева? В) Залезть на дерево, наступить на ветку и снять. Ц) Позвать на помощь взрослых. 7. Что ты будешь делать, если тебе незнакомец предложит конфету? А) Возьму её. Ы) Я откажусь и уйду. – Какое слово получилось у вас? И вы действительно молодцы. – А сейчас подумайте и нарисуйте условные знаки на обратной стороне к правилам безопасности, которые вы изучили на уроке. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку, обсуждение в парах. Переводят правила в знаково-символическую форму МОЛОДЦЫ. Учащиеся рисуют знаки. | Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности, строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: способность к самооценке. |
6.Подведение итога урока. Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью. | - Вернёмся к нашему кластеру. Можно или нужно ли его дополнить? – Итак, какие же опасности могут вас подстерегать у себя дома, во дворе и в других местах? – Правильно, ребята. Некоторые места в квартире и во дворе, на улице могут быть опасны: это балкон, окно, лифт, стройплощадка, пустырь, парк, лес, а зимой – места, покрытые льдом. Чтобы с вами не случилась беда – помните о безопасности всегда - Что нового узнали? – Кому было интересно? Кто запомнил формулу безопасности? - Какое задание понравилось выполнять? | Высказывания детей Делают выводы. Предвидеть опасность. Избегать её. Действовать решительно и чётко. Просить о помощи и самому её оказывать. | Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; способность к самооценке. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует самооценку учебной деятельности.-КОГО ВЫ БЫ ПОХВАЛИЛИ ЗА РАБОТУ? - Урок хочу, закончить словами мудрецов: Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава? Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». Прислушайтесь к словам мудреца и твердо запомните, что надежнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Остерегайтесь разных опасностей и берегите свое здоровье. | Самооценка на основе критериев успешности. | Регулятивные: адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Домашнее задание | Прочитать текст «Опасные места» (учебник, стр. 20—24); ответить на вопросы раздела «Проверь себя»; |
Урок данного типа предполагает следующую структуру:
Этап урока | Методы, стратегии, приёмы. | Формы организации. |
Стадия 1. Вызов. | Фронтальная мозговая атака ( мозговой штурм) через прием «толстые» и «тонкие» вопросы. | Фронтальная работа. |
Стадия 2. Осмысление. | Дискуссия, диалог, стратегия «Инсерт», заполнение таблиц, чтение с остановками, составление кластера. | Фронтальная работа, групповая работа. |
Стадия 3. Рефлексия. | Возвращение к кластеру, выходная карта. | Фронтальная, индивидуальная работа. |
На данном уроке использовались следующие методы, приёмы, стратегии данной технологии:
- Парная и групповая мозговая атака.
Данные виды работы были направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.
- Составление кластера.
Это графический приём систематизации материала. Центр кластера – это опасное место у каждой группы, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы – правила поведения.
- Приём «Толстый и тонкий вопрос».
Этот приём использован для взаимоопроса.
«Толстые» вопросы предполагают получение от учащихся развёрнутого, подробного ответа, а «тонкие» вопросы – простого, односложного.
- Стратегия «Инсерт».
Она подходит для информационно-насыщенного текста. Учащиеся должны обязательно что-то знать по теме. Им предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:
«V» –уже известная информация;
«+» этим знаком помечается неожиданная и интересная информация;
«?»-об этом хотелось бы узнать больше.
На данном уроке была использована электронная презентация, которая сопровождала этапы осмысления и рефлексии. Её применение позволяло решать следующие задачи:
- Повысить уровень понимания учебной статьи;
- Развитие визуального канала восприятия;
- Развитие образного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"
Цель мастер-класса - познакомить участников с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД; осмыслить в...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.
Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в физике: квант – наименьшее количест...
Технологическая карта урока русского языка для 3 класса по теме: "Местоимение (личное) как часть речи" С использованием технологии критического мышления.
Технологическая карта урокаКласс 3Предмет русский языкПрограмма УМК «Школа России»Учитель Солодкая М.В. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе, построенного с использованием технологий критического мышления
Тема урока: «Солнечная система: Земля и другие…»...

Технологическая карта урока с использованием технологии ТРКМ
Этот урок входит в систему уроков по развитию речи. Состоит из 9 этапов, каждый из которых имеет свою цель и результат.На уроке реализовывалась основная дидактическая цель: «Расширение пон...

Технологическая карта урока окружающий мир, 2 класс, с использованием технологии критического мышления, с презентацией
Тема урока: "Наша лесная аптека"...

