Урок с использованием технологии критического мышления (начальная школа)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хакимова Альбина Раульевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_primeneniem.docx56.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок с использованием технологии критического мышления.

Начальная школа.

Аннотация. В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направлен на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Особое внимание уделяется  приёмам данной технологии.

Ключевые слова: современный подход к обучениютехнология развития критического мышления, приёмы технологии развития критического мышления.

   

    Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительское отношение к жизни, а созидание и сотрудничество. Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование человека думающего и созидающего,  на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники. Метапредметные и личностные достижения стали сегодня предметом оценки результатов обучения, и важнейшей задачей современного начального образования стало формирование универсальных учебных действий, способствующих достижению метапредметного результата.  Вместе с тем, школьные учителя сталкиваются с трудностями, связанными с организацией такого процесса обучения, который обеспечивал бы решение поставленных задач. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование  универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.

       Одной из таких технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ). Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность для формирования всех видов УУД.

       Технология РКМ (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

            Работа в рамках ТРКМ может быть организована с использованием как индивидуальных, так и групповых видов деятельности.  Организация взаимодействия в малых группах и парах способствует формированию коммуникативных УУД. Дети учатся доносить свою точку зрения до других, слушать друг друга, принимать чужое мнение, договариваться с  одноклассниками. Данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование осмысленного чтения, являющегося основой умения находить и извлекать информацию, находить решение проблемы. Различные приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия. Это анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построение логических  рассуждений, выведение следствий. Почти все приёмы являются основой для формирования познавательных  общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска, в том числе и информационные средства.  Регулятивные УУД формируются в процессе проверки достоверности гипотез, на стадии вызова при актуализации имеющихся знаний, на стадии осмысления, поскольку необходимо найти информацию, соответствующую заданным параметрам,  рефлексии при обобщении знаний. Несомненно, ТРКМ, способствует развитию личностных УУД, таких как  самоопределение и смыслообразование, поскольку «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя». ( Д. Клустер).

     В начальной школе ТРКМ можно использовать на всех уроках. Урок, построенный в данной технологии, имеет чёткую структуру. Выделяют 3 стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. Целью стадии вызова (evocation) является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.      

Стадия осмысления — реализации (realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, сопоставление «того, что было» и «того, что стало».      

Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Для каждой стадии характерны свои приёмы. Их достаточно много, но  имеются возрастные ограничения. Выбор приёмов обусловлен  и возможностями  детей.

Технологичекие

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

Возможные

приемы и методы

I  стадия (фаза)

Вызов :

-  актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

«Кластер»        

«Загадка»        

«Мозговой штурм»

«Отсроченная догадка»        

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нет»        

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания :

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»        

«Дерево предсказаний»        

«Круги по воде»        

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. стадия

Рефлексия :

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Я остановлюсь на некоторых  приёмах, которые использую на своих уроках.

     На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает.

Использование приёмов  «Верные – неверные утверждения», «Кластер», «Загадка», «Мозговой штурм», «Да – нет», «Проблемный вопрос» побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верные – неверные утверждения» нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное, как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий. Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом,  формированию личностных УУД (смыслообразование). Например, на уроке литературного чтения  при изучении отрывка из повести – сказки Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит» на этапе первичного знакомства с героем  была проведена беседа, целью которой было выяснение того, что знают дети о существах, которые являются героями сказок  народов Скандинавских стран. Затем детям сообщалось  о том, что есть писатели, которые  сами придумывали сказочных героев и одним из таких писателей являлся ДЖ.Р.Р.Толкин, сочинивший сказку о хоббитах. Дети выдвинули свои  предположения о том, кто такие хоббиты и я провела игру «Верю – не верю». Детям были заданы вопросы:

Вопросы

До чтения

После чтения

1.Верите ли вы, что  хоббиты – низкорослый народец и даже ниже, чем гномы?

2. Верите ли вы, что  хоббиты живут в тёплых сухих норах под землёй?  

3. Верите ли вы, что  хоббиты не носят никакой обуви?  

4.Верите ли вы, что  вся одежда у хоббитов тёмно- коричневого  цвета?

5. Верите ли вы, что хоббиты любят посмеяться, особенно после обеда?

6. Верите ли вы, что у хоббитов нет ничего волшебного.

Вопросы заинтересовали детей, и, таким образом, был создан мотив, побуждающий детей к чтению текста о хоббитах. Далее детям предлагалось самостоятельно прочитать текст и найти подтверждение или наоборот, опровержение своих предположений. Читая текст, дети должны  отметить карандашом нужные места. Это был этап  индивидуальной, самостоятельной работы. Можно также организовать работу в парах, когда дети сверяют отмеченные места, обсуждают правильность выбранных отрывков. Практика показывает, что для некоторых детей представляется достаточно трудным выделение в тексте нужной информации, многое зависит и от техники чтения. Если в классе много детей с низкой техникой чтения, то можно организовать чтение в парах или коллективное чтение. Главное, чтобы дети отмечали необходимые отрывки. На этапе рефлексии мы возвращаемся к таблице и обсуждаем вопросы, подкрепляя своё мнение чтением необходимых отрывков.

  «Корзина идей» (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются  в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

Русский язык (пример)

Приём «Верные – неверные утверждения»

Постановка проблемы:

   - Разберите предложения   по членам предложения и сравните их.

 В садах поспевают яблоки.

 В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

- Что интересного заметили? ( Три подлежащих)

- Яблоки, груши и сливы - однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к  одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

Приём «Учебный мозговой штурм»

Даны слова:

цирк                                  синицы                        акация

циркуль                            скворцы                       секция

цифра                                птенцы                        станция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух  и скажите,  какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])  

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

Приём «Корзина идей»

Учитель:

- Что вы уже знаете о частях речи?

Ответы, собранные в корзину:

  • Части речи – это слова.
  • К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
  • Признаки частей речи.
  • Отличия одной части речи от другой.

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Учитель:

-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне  слова».

- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.

(Работа в парах)

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Постановка проблемы:

- Обрати внимание на обозначение  звука [о] после шипящих в корнях слов:

,орный,] - чёрный

[шорты] - шорты

[шолк] - шёлк

[крыжовн, ик] – крыжовник

[жолтый,] – жёлтый

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о, а когда ё

Учитель:

- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё

чёрный – чернеть                            шов

жёлтый – желтеть                           обжора

шёл – вышел                                    крыжовник

жёлуди – желудей                           шофёр

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.

Приём «Синквейн»

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.

Из представленных синквейнов учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

 Имя существительное                                                                                    Собственные   нарицательные                     

Называют, именуют,  указывают                

 Без них не понятно о чём речь                      

Предметное                                                                                                  

Приём «Круги по воде»

Тема. Родительный и дательный падежи имен существительных

Задание: сравнить родительный и дательный падежи.

 Примерный результат работы:Безымянный

                                       Р.п.                                 Д.п.

                          кого? чего?                 Где?               кому? чему?

                          откуда?                     3скл. –и               куда?

                                     предлоги

                         1скл. –и, -ы                                    1скл.-е

                             2скл. –а, -я                                  2 скл.-у, -ю                                                                    

Приём «Составление кластера»

Тема. Имя прилагательное как часть речи

Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Примерный результат работы:

 

На стадии рефлексии  на уроках литературного чтения   часто использую такие  приёмы как «Синквейн», письмо герою, таблица «Верю – не верю». Синквейн  мы придумывали вместе, письмо герою (Мумми-троллю) каждый пытался написать сам, а при работе с таблицей я обращала внимание детей на то, какие их предположения подтвердились, а какие нет. Таким образом,  формируются личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Нужно сказать, что используя технологию развития критического мышления  на уроках литературного чтения необходимо учитывать подготовку класса, насколько дети готовы к самостоятельному чтению, или нуждаются в коллективном чтении вслух. Дети с плохой техникой чтения могут читать вслух друг другу.  Есть дети, склонные к повторению чужих предположений. Поэтому необходимо добиваться от них чёткого выражения своих мыслей. Можно спросить: « А с какой мыслью Пати ты согласен». Конечно,  нужно учить и работе с карандашом. Трудности возникают у тех детей, которые могут работать только вместе со взрослым.  Задание поставить пометки при чтении получается не у всех сразу. Но данная технология, несомненно, способствует и развитию интереса к чтению, и  активизирует мышление, и помогает достичь заданных результатов образования, а в частности формированию и развитию всех видов УУД.

       В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу  в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМ. Применение технологии Развития критического мышления даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

Список  литературы:

  1. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).

3. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

4. www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657- описание методических приёмов технологии РКМ.

5.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение ...