Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
проект (4 класс) на тему

Гуськова Марианна Александровна

Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текстами , повысить культуру чтиения. Повысить уровень исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                   Самарской области  средняя общеобразовательная школа   с. Новокуровка                                                                      муниципального района Хворостянский  Самарской области

« Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»

                                                                                                 Выполнил (а):

                                                                              Гуськова Марианна Александровна

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                               ГБОУ СОШ  с. Новокуровка                                                                                                    

                                                                                 Хворостянского района

                                                                        Самарской области

                                                          2015 г.

 Паспорт ИР  Паспорт проекта

Целевая аудитория:  учащиеся  начальных классов . Ученики работают в  группах по 2-5 человека  и индивидуально .

Сроки осуществления проекта: 09.2015г - 05.2016г.

Проект краткосрочный, будет  внедряться в период с сентября  2015 г. по май 2016г.

Место проведения: школа

Вид проекта: практический

Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу

 

    В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Заказ современной школы сформулирован в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» и является одним из основных положений Национальной Образовательной Инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни.

  Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

   Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика  и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

    Теория развития критического мышления стала известна в России с 1997 г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической  педагогики и Международной читательской ассоциации. С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Ожидаемый результат:

1. Учащимся 4 класса к окончанию начальной школы  должны овладеть ключевыми  компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными.

2. Научиться  пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами, повысить культуру читателя.

3. Повысить уровень исследовательской культуры обучающихся..

4. Повысить успеваемость и качество знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

 Проблема:

Неумение детей мыслить, слабо выражены мыслительные навыки.

 

 Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

Задачи:

· Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

· Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

  - Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Объектом исследования  -  развитие мыслительных  навыков  у учащихся.

Предметом исследования - являются эффективные приемы развития мыслительных навыков  на уроках в начальной школе.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

    Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают,  сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.……

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

  • Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
  • Осмысление содержания (получение новой информации)
  • Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

  •        Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

  • Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

На этом этапе можно использовать следующие приемы:

1. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

2. Верные – неверные утверждения

  1. «Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».                                          4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
  • 5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"
  • ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

      Вывод:  информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

  • Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

  • Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

  • Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

  • -Инсерт -  маркировка текста по мере его чтения с использованием значков «v», «+», «-», «?»
  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы.                                                              В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

             Метод  « 6 шляп мышления»

  • Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.                                                                                                                       Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
  • Красная шляпа: эмоциональная.
  • Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
  • Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
  • Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
  • Зеленая шляпатворческая.
  • Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
  • Синяя шляпааналитическая.
  • В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
  • Вопросы можно написать на шляпах!

  •            Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

  •           Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

  • Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

  • Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.                                                                Важно в тексте, с которым работаешь:                                                             1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).                                                                                       2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).                                                                                    3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

    К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»

 

На следующем этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки.

- Синквейн - это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану

- Эссе - помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

        Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.  

 

Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы.

         Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.

         Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.

         На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов.

Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.

Характеристика изменений  в результатах, образовательном

          процессе, условиях с учетом введения новых  технологий

Для того, чтобы активизировать учебный процесс (либо в рамках урока (занятия, мероприятия); либо  в рамках  темы, раздела, модуля, программы) и оптимально использовать все его возможности, необходимо  поэтапно спланировать образовательный процесс с учетом образовательных  новшеств ……

Условная единица ОП

(этапы урока, мероприятия или какой по счету урок в теме, раздела)

Тема

(урока, мероприятия, темы, раздела модуля)

Вводимые новые средства (технологии, содержание и т.д.) образования

Промежуточные и итоговые результаты

 Изменившиеся условия

 

Контрольно-оценочный блок

В рамках рейтинговой системы оценивания будут оцениваться устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания…….

Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:

  • Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
  • Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
  • Стимулирование самостоятельности в учебе;
  • Учет индивидуальных качеств учащихся;
  • Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

  • Полнота и правильность ответа.
  • Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
  • Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.

Оценка

Критерии оценки

1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью  верным логичным ответом,  с определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала и фактов, но самостоятельно исправляются

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности , фактов материала

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке выводов.

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания и понятия в рассказе

Непоследовательное изложение материала; фактические ошибки  в историческом изложении.

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание темы.

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение материала , неумение пользоваться понятийным аппаратом.

Оценка письменных работ обучающихся

Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Ответы на вопросы

Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки

Верно даны ответы на все вопросы

2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах

Большая часть ответов верна

4-5/3-4 ош.

Половина и более ответов неправильна

5 и более/6 и более ош.

Тестовые задания

100-90% верно выполнен

ных заданий

От 90 до 75% верно выполненных заданий

От 75 до 50% верно выполненных заданий

Менее 50% верно выполненных заданий

При оценке письменных работ обучающихся учитываются:

  • степень самостоятельности работы обучающегося;
  • объем работы;
  • четкость, аккуратность,
  • оформление работы.

  • Преимущества технологии:
  • - Повышается ответственность за качество собственного образования.
  • - Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
  • - Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
  • - Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
  • - Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

 Выводы

В результате внедрения в образовательный процесс Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

 учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.

        Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

        Появилась большая заинтересованность учащихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.

        Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной технологии:

От учителя требуется,  прежде всего,  нестандартный подход к каждому уроку.

Времени на подготовку каждого урока тратится очень много.

Имеют место материальные затраты (приобретение бумаги, ксерокопирование, сканирование и т.д.), поскольку для каждого ученика почти на каждом уроке необходимо подготовить пакет с текстами, групповыми и индивидуальными заданиями.

Не хватает дополнительной литературы для учащихся.

        Технология критического развития мышления во многом согласуется с опытом моей работы, хочется поделиться некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации этой технологии.

Известно, Дэвид Клустер, считает, что, во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер, во-вторых, по этой технологии любая информация является отправным,а  не конечным пунктом, в-третьих, работа начинается с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решить, в-четвертых, критически мыслящий человек стремится к “убедительной аргументации, в-пятых, критическое мышление “социально”. Соглашусь с Клустером и в том, что все необходимые стороны критического мышления ярче всего проявляются в речи, письменной и устной. Этим технология ценна именно для меня.

  Прогноз: эффекты и риски

Прогнозируя  последействия данного ПП мы  предполагаем, что  обучающиеся станут более успешными в овладении многими школьными  предметами, т. к. у них повысится техника чтения, сформируется смысловое чтение.

Но, как  и в любой деятельности необходимо предупреждать негативные последствия, для этого мы выделяем следующие риски ПП

Удовлетворить на практике всем вышеуказанным требованиям нелегко. Ведь один и тот же результат разными учениками достигается различной ценой в зависимости от их способностей. Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Как ни парадоксально, но шкалы оценки не играют значительную роль в педагогических измерениях. Об этом свидетельствует непреложный факт – чрезвычайное разнообразие шкал оценок в различных странах и замедленность процесса формирования мирового стандарта.

Подводя итоги, можно констатировать, что:

  • в реальной школьной практике четырехбальная система оценки учебных достижений учащихся не обладает достаточной диагностической силой и не позволяет объективно определить уровень качества обученности учащихся;
  • современная школьная система оценки ухудшает отношения между обучаемыми и обучающимися, отделяет учителя от учащихся, создает почву для постоянных столкновений, вызваных обоюдным недоверием, что вредно сказывается на нравственном развитии ученика;
  • с оценкой, способствующей эффективному научению, должно быть связано преимущественно положительное эмоциональное состояние.

Литература

Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.

Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение ...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. «Принципиальным отличием образовательных ста...