Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
статья на тему

Хафизова Раушания Робертовна

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать,  критически  анализировать,   моделировать,  принимать    продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в  учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хафизова Р.Р.

     учитель  высшей  квалификационной категории МОУ СОШ  №5

 с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Предлагаю вспомнить школьные годы, как  нам нравилось играть на улице,  переменках, а как не хотелось читать  скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами. Современные дети сейчас от природы очень любознательны, способны креативно мыслить и  так информатизированы, что заинтересовать их программным материалом очень трудно.  Поэтому главная задача педагога, по словам великого, Учителя Ш.А.Амонашвили, - это создать «…такие условия для воспитания в детях смелости ума, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином».  Мы должны  постоянно находиться в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся.

И одним из таких методов является технология развития критического мышления, цель которой - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Не буду останавливаться на самой технологии, на ее стадиях. Хочу рассказать о тех приемах (еще их принято называть активные методы обучения), которые  я использую на уроках в начальной школе.

В своей работе для развития мотивации я часто использую такие методы, как «Здороваемся глазами», «Улыбнись мне, а я тебе», «Поздоровайся локтями», которые помогут динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу на уроке.

Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Солнышко и туча» позволяют эффективно провести выяснение  ожиданий, опасений и постановку целей обучения. Предлагаю детям самим решить, чего они ждут от  урока, чего хотят достигнуть. Например, при использовании  метода «Фруктовый сад», заранее готовятся два макета с деревьями  (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Свои ожидания ученики записывают на яблоках, а опасения – на лимонах, прикрепляют фрукты к ветвям, и после этого можно организовать обсуждение.

При проектировании уроков открытия новых знаний меня выручают такие приемы, как «Бортовой журнал», «Кластер», «Знаю. Хочу узнать. Узнал.», «Мозговой штурм», «Синквейн». С удовольствием использую «Кластер». Смысл заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания и дополнить новыми. При изучении по русскому языку во 2 классе темы «Что мы знаем о слове», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают о слове.

Прием таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Русский язык. 2 класс. Тема «Разделительный ъ. Развитие умения писать слова с разделительным ъ.»

Знаю

Хочу  узнать

Узнал

В какой части  слова пишется разделительный Ь

+

После каких букв пишется разделительный Ь

+

Перед  какими буквами  пишется разделительный Ь

+

После какой  части  слова пишется разделительный Ъ

v

После приставки

После каких букв пишется разделительный Ъ

v

После согласных

Перед  какими буквами  пишется разделительный Ъ

v

Перед буквами е,ё,ю,я

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их.

Мои учащиеся с радостью составляют «Синквейн», где в кратких выражениях излагают учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. (На 1 строчке записывается одно существительное, на 2 - два прилагательных, на 3 строке - три глагола, на 4 - предложение. Последняя строчка – это слово – синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение). Часто использую этот метод на уроке русского языка при изучении словарных слов:

Овощи                                                               Москва

Полезные вкусные                                            Красивая большая

Созревают растут собирают                            Завораживает строится  шумит

У Маши в огороде растут овощи.                   Москва – красивый город.

Урожай                                                              Столица

Также «Синквейн» удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики, портрета героя, окружающего мира.

В заключении хочу отметить, что уроки с использованием методов ТРКМ интересны не только для учащихся, но и для учителей, для родителей, позволяют    обеспечить эффективную организацию учебного процесса.  Нужно только помнить о том, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Список литературы

  1. Амонашвили  Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. - Москва – Воронеж, 1998г.
  2. Заир-Бек С., Муштавинская И.  Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Изд. центр «Академия», 2009.