Диагностика эмоционального состояния
тест

Катасонова Юлия Сергеевна

Эмоции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика исследования эмоционального состояния (по Э. Т. Дорофеевой)

Цель: Оценка эмоционального состояния ребенка.

Проведение обследования

Выявляется изменение чувствительности по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 х 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения.

Процедура проводится три раза. При первом предъявлении экспериментатор говорит испытуемому: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета - красная, синяя и зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится». Когда выбор сделан, ребенка спрашивают еще раз: «А теперь какую выберешь по цвету? » Третья, последняя карточка тоже фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлениях инструкция не изменяется: «Выбери из трех предложенных тебе карточек ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся тебе какая больше нравится?»

По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протокол заносится обработка результатов исследования. Для этого необходимо знать оценку (характеристику) эмоционального состояния (табл. 1.1, 1.2) по типу сдвига цветовой чувствительности. (Возможны шесть типов сдвига цветов.)

Таблица 1.1. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности

№ п/п

Порядок расположения цветов

Название эмоционального состояния

Характеристика эмоционального состояния

1

2

3

4

1

К-С-3

Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ)

Диапазон изменений - от переживания чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости

2

К-З-С

Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ)

Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций

3

3-К-С

Состояние функциональной расслабленности (ФР)

Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается как спокойное устойчивое состояние, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения

4

3-С-К

Состояние функциональной
напряженности, настороженности (ФН)

Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функционирования системы.

5

С-З-К

Состояние функционального торможения (ФТ)

Неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение
всех систем организма

6

С-К-3

Состояние аффективного
торможения (AT)

Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях.
Диапазон: от состояния растерянности до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.

Таблица 1.2. Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветной чувствительности

Сдвиги цветов

Названия сдвигов

Характеристика эмоций

К-С-3
К-З-С

Аффективное возбуждение (АВ) Функциональное возбуждение (ФВ)

Положительные эмоциональные состояния (+)

3-К-С
3-С-К

Функциональная расслабленность (ФР) Функциональная напряженность, настороженность (ФН)

Нейтральные эмоциональные состояния (*)

С-З-К
С-К-3

Функциональное торможение (ФТ) Аффективное торможение (AT)

Отрицательные эмоциональные состояния (-)

 

В протоколе обследования (табл. 1.3) фиксируются три варианта сдвига цветов и приводится анализ устойчивости выявленного эмоционального состояния ребенка.

Таблица 1.3 . Образец индивидуального протокола

Возраст

Дата заполнения

Номер пробы

Основной цветовой сдвиг

Устойчивость

Лабильность

I

II

III

Порядок расположения цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика показателей эмоционального состояния ребенка

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...

Презентация на тему:"Эмоции.Эмоциональные состояния"

Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния...

Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется  широкой распространенностью эмоциональных комплексов  младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...

Семинар по эмоциональному выгоранию для педагогов. «ГАРМОНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния...

Цветной тест М.Люшера - для диагностики эмоционального состояния школьников

Цветной тест М.Люшера позволяет выявить эмоциональное состояние школьника....