Растем.Играем.Развиваемся. Интеллектуальные игры.
статья

Глушкова Ольга Анатольевна

                                       «В каждом человеке солнце, только дай ему светить» Сократ

imageimageimageimageimageimageВсе дети талантливы и способны от природы. Они по своей натуре любознательны и полны желания учиться. Необходимо только умное руководство со стороны взрослых для раскрытия и дальнейшего развития этих способностей и талантов. Необходимость воспитания высокоодаренных людей была осознана давно. В них видели гарантов будущего национального процветания. И в наши дни существуют специальные программы по работе с талантливыми детьми... Данная статья об одном подобном опыте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В каждом человеке -солнце...63 КБ

Предварительный просмотр:

                                       «В каждом человеке солнце, только дай ему светить» Сократ

Все дети талантливы и способны от природы. Они по своей натуре любознательны и полны желания учиться. Необходимо только умное руководство со стороны взрослых для раскрытия и дальнейшего развития этих способностей и талантов. Необходимость воспитания высокоодаренных людей была осознана давно. В них видели гарантов будущего национального процветания. И в наши дни существуют специальные программы по работе с талантливыми детьми.                             С 2004 г. в МОУ «Гимназия № 38» г. Дзержинска стартовала программа дополнительного образования «Интеллектуальные игры для младших школьников». Курс интегрированный, включает в себя различные знания и направлен на повышение работоспособности ребенка путем стимулирования интереса и повышения мотивации. Дети хотят заниматься интересным, им нравится быть успешными (Интерес – желание – внимание – концентрация – решение – радость от познания и признания – новый интерес…). Важно проявление интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения (умение работать с книгой, интересными людьми, СМИ…) Данная методика "работает" с детьми обычными, с нормальными способностями (хотя, как уже отмечалось – все дети талантливы, каждый по-своему). Именно взрослые могут ОДАРИТЬ ДЕТЕЙ ЛЮБОВЬЮ, ВНИМАНИЕМ, ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЕМ ПРАВИЛЬНО, ЧЕСТНО, ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ, ПОНИМАЯ, УВАЖАЯ И СОВЕРЩЕНСТВУЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И СЕБЯ В НЁМ.

Универсальность программы в ее вариативности. Данный учебный курс рассчитан скорее не на определенный возраст и результат, а на определенный уровень развития и повышение этого уровня. В основе программы - сюжетное построение-путешествие по знакомому и неизведанному. Самое интересное из мира природы, искусства, техники, географии и истории, грамотно изложенное на занятиях-играх, становится начальными энциклопедическими знаниями. Логические игры помогают смело искать и находить решения, делать выводы; а интеллектуальные игры и выставки детских работ, как итог, дают возможность применять свои знания в творческой деятельности.

Основные разделы программы. Взаимосвязи. Диапазон информации.

Разделы

          Кол-во

            часов          

I год

обучения

II год

обучения

III год обучения

IV год

обучения

теория-13

практика-16

всего-30

теория-15

практика-15

всего-30

теория-15

практика-15

всего-30

теория-15

практика-15

всего-30

Человек

познаёт мир

Мифология.

7 чудес света.

Страны и континенты.

Искусство и религии мира. Храмы.

Достопримечательности.

Человек отображает мир

Магия искусства.

Живопись.

Музыка.

Животные в произведениях литературы, живописи, музыки.

Пейзажи в произведениях литературы, живописи, музыки.

Времена года  

в произведениях литературы, живописи, музыки.

Человек преображает мир

Изобретения и великие открытия.

Животные и человек.

Люди: обычаи и праздники.

Портреты замечательных людей в искусстве.

Лингвисти-ческие игры.

Словарь.

Мифологические фразеологизмы.

«Цветные»

Фразеологизмы.

«Живые» фразеологизмы

Фразеологизмы.

Пословицы и поговорки народов мира.

Библейские фразеологизмы. Высказывания великих.

Логические игры

Интеллектуальные игры

Выставки творческих работ

Познавательные и развивающие линии курса проводятся через аспект нравственных проблем. Приветствуется самостоятельно добытая информация, принятое решение, творческий подход.

На «Интеллектуальных играх» доказывается, что жить и знать интересно. Как? Очень просто – заинтересовываем, затрагиваем различные области знаний. По опыту видно, что равнодушных практически нет. Кто-то влюбляется в историю, мифологию и уже в начальных классах переворачивает горы литературы и интернет в поисках информации. Кто-то увлекается удивительным миром животных и растений… Многие, начиная со значения собственного имени или истории о Хулигане, увлекается языковой работой, этимологией. Всем нравятся логические задачки, цепочки, различные викторины, игры, где оценивают только успех и есть возможность кроме приза получить интересную информацию, а потом «блеснуть»  ею… А если вовремя оценить самостоятельно или дополнительно добытые знания – 50% успеха обеспечено. Ученику снова захочется удивить, поразить, восхитить, узнать…и тогда снова к словарю, справочнику, энциклопедии,  к телевизору и компьютеру за знаниями, а не только для «убивания» времени или компьютерных монстров.

                                     Предполагается проектная деятельность.  

Проект

«Мифология»

Раздел

Человек познаёт мир

этапы

Познавательный

- знакомство с легендами, мифами др. славян и др. греков;

 - обзор литературы по теме;

Интеллектуально-

 познавательный

 -интеллектуальная игра «Славянская мифология»;

 - интеллектуальная игра «Боги и герои Др. Греции»;

 -юмористический конкурс «Знаете ли вы мифы?»;

Интеллектуально-

 творческий

- выставка творческих работ по теме (рисунки, поделки, кроссворды, ребусы, презентации, рефераты…);

- выступления ребят «Мифы народов мира»

                                  (сообщения, сценки…);

В игровой форме идет работа на развитие внимания, памяти (слуховой, зрительной, образной), мышления (наглядно-схематического, образного), точности движений, саморегуляции, самооценки, речи (расширение активного и пассивного словарей, усвоение норм произношения и употребления), эмоциональной сферы ребенка. Данная деятельность чередуется с играми на расслабление и снятие напряжения. Поощряется добрый, оптимистичный, светлый взгляд на жизнь, подход к проблеме, вопросу, поднимаемому в классе.

Научиться учиться с удовольствием, иметь возможность развиваться в своем темпе, проявлять свои таланты, возможность почувствовать признание, успех – самое главное. Интересное запоминается легко. Чем раньше ребенок начнет накапливать важную информацию, применять ее, тем ярче и интереснее будут его высказывания, решения, работы, сочинения…жизнь. Конечно, развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", невозможно. Познавательные задания должны создавать систему, позволяющую создавать и формировать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим.

Если ребенок не знает, что жить интересно, ему становится скучно. Сила знания и искусства должна быть ощутима, доказательна и понятна. Важно показать, что в любой информации, в любом существе, предмете, явлении есть смысл (или антисмысл), есть причины его существования. Тогда будет уважение и интерес к окружающему – людям, природе, искусству, знаниям.

Есть цель, мотивация, творческая обстановка, понимание– хочется подниматься выше, есть смысл заниматься, читать, участвовать в олимпиадах, конкурсах. Если же нет – проще «проявиться» в эпатаже, хамстве, дворовых драках… Этот курс дает реальную, проверенную возможность ребенку почувствовать себя лидером. Не значит, что каждый станет гением. Просто – нет отметок, нет «железной» программы, есть игра, интересная информация и доброжелательное отношение к каждому. Мы мечтаем о счастливой, достойной жизни своих детей, надеемся на их удачи, победы, успехи… Однако далеко не все понимают из чего может сложиться это успешное развитие событий. А ведь победа, пусть самая незначительная, должна именно "сложиться". Это не только хорошая наследственность, не материальные возможности, и уж тем более не "переделывание", "переламывание", "натаскивание" юной хрупкой личности по усмотрению взрослых. Чтобы охарактеризовать, научить, развивать (а не "оценивать") ребенка– его надо знать; чтобы что-то спросить– его надо научить; чтобы научить ребенка– его надо любить, чувствовать, с ним надо разговаривать и играть, а не "дрессировать". Важно, чтобы в стартовый период  мы позаботились о гармоничном развитии ребенка, и предоставили ему возможность совершенствоваться и физически и умственно и духовно. Дети с неимоверной быстротой и в большом объеме способны воспринимать и воспринимают в действительности любую информацию. Так почему бы им не предоставить возможность воспринимать, постигать умное, полезное, интересное и красивое – лучшее, что накопило человечество, то, что поможет им в будущем.

  1. Курс имеет личностно-ориентированную направленность. Итоговая цель - развитие познавательной активности и смелого, широкого, доброго взгляда на мир. Участвуют только желающие; преследуется суперидея о престижности знаний. Дети изначально должны быть поставлены в равные достойные условия. Ребенок весь «урок» выбирает, т.е. проявляет свою волю, при этом четко знает и понимает границы: он может сидеть, стоять, выбирать толщину тетрадей, цвет ручки, выбирать задания; может отвечать, спрашивать, высказываться или просто наблюдать. Условие одно – не мешать окружающим.

Каждая встреча подразумевает наличие нового материала, логических задач, интеллектуальные игры и творческого задания, предполагается развитие личностных качеств и радости познания, движение от простого интересного к сложному интересному, от познания к знанию, от знания  к творчеству и самовыражению. Чтобы вырастить одарённых детей, учитель должен помнить, что «все дети талантливы» (Ш.А.Амоношвили), «в человека надо выделаться» (Ф.М.Достоевский), «учатся у того, кого любят» (Гёте), и что  “Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой“ (А. Эйнштейн).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"

Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...

Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".

Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с  самыми близкими людьми....

Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"

Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Интеллектуальная игра "Своя игра"

Игра проводиться во  внеурочное время, для расширения и совершенствования знаний, полученных на уроках, так и в воспитательных целях. Загадки подобраны по темам: "Животные", "Растения", "Явления ...

Интеллектуальная игра по теме «Зимние Олимпийские игры» для обучающихся 2-4 классов

Интеллектуальная игра по теме «Зимние Олимпийские игры»среди обучающихся 2-4 классов Цель: изучить информацию о зимних Олимпийских играх (история появления Олимпийских игр, виды зимних видов спор...