Диагностическая работа для оценки метапредметных результатов
методическая разработка (4 класс)

Грунина Светлана Анатольевна

Диагностическая работа для оценки метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по оценке метапредметных результатов обучения

4 класс 1 полугодие

Прочитай текст и выполни задания к нему

Владимир Даль

Морозным вечером 1819 года в санях, запряжённых        парой        лошадей,        ехал семнадцатилетний офицер Владимир Даль. Он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана.

Ямщик,        правивший        лошадьми,        указал продрогшему моряку на пасмурневшее небо: «Замолаживает!» И хотя сказано это было по-русски, мичман не понял, о чём идет речь. Ямщик        объяснил        значение        слова.     Мичман выхватил из кармана записную книжку и записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами…»

Эти        строчки        положили        начало        «Толковому        словарю        живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который содержит больше 200 тысяч слов. Но Даль не просто записывал слова, он объяснял их, подыскивал близкие по смыслу, приводил примеры из жизни.

На флоте Даль прослужил недолго. Выйдя в отставку, он поступил на медицинский        факультет        Дерптского        университета.        Учился        очень старательно: каждый день выучивал сто новых латинских слов, подолгу просиживал в библиотеке, сутками не уходил из клиники. Усиленные занятия и склонность к тонкой ручной работе сделали его искусным хирургом. Открывалось блестящее будущее.

Но в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война. На фронте не хватало врачей, и Владимир Даль отправился воевать. Вместе с русской армией молодой врач совершил переход через горы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений, вынимал пули, перевязывал раненых. И собирал материал для будущего словаря. В воинских частях, где ему довелось служить, находились солдаты со всей России. Если бы война не свела их вместе, не хватило бы целой жизни, чтобы объездить все эти земли и услышать разные говоры. Даль понимал, что судьба даёт ему удивительную возможность познакомиться с русским языком во всей его полноте. По вечерам, после операций, он шёл в палатки и подолгу беседовал с солдатами. Расспрашивал, как в их деревнях празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и записывал услышанное в толстые тетради.

Через год записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему…        верблюда. Но случилась беда: верблюда с записками захватили турки. Офицеры и солдаты не смогли безучастно смотреть, как горюет их любимый доктор. На поиски верблюда в турецкий тыл отправился отряд казаков, и через несколько дней пропавшее животное было возвращено Далю вместе с драгоценной поклажей.

За турецкий поход Даль был награждён орденом святой Анны и Георгиевской медалью. А в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз с поляками.

 

Вернувшись из похода, Даль начал сочинять… сказки, где были пословицы, присказки, прибаутки… Свои сочинения он подписывал придуманным именем (псевдонимом) Казак Луганский, от названия города Луганска, где он родился. Книга сказок Владимира Даля с восторгом была встречена лучшими русскими писателями. Особенно радовался ей Пушкин. Ведь большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски

или по-немецки. Русский язык считался слишком грубым. Александр Сергеевич Пушкин и его друг Даль старались открыть русским людям всю красоту и силу родной речи. «Ваше собрание не простая затея, – сказал Пушкин о словаре Даля. – Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками».

Свой словарь Владимир Иванович закончил лишь в 1866 году. Между первым словом «замолаживает» в записной книжке и четырьмя томами словаря уместилась целая жизнь великого сына России.

По книге Александра Ткаченко «Владимир Даль»

Фамилия, имя ______________________________________________________

  1. Пронумеруй периоды в жизни Владимира Даля по порядку. Номер 1 уже поставлен.

___ Обучение на медицинском факультете

_1_ Учёба в морском корпусе

___ Служба военным хирургом

___ Сочинение сказок, издание книг

___ Служба на флоте

2. Какие награды получил Владимир Даль? Выпиши из текста названия двух любых его наград.

1)         

2)         

3. Обведи номер верного утверждения, которое соответствует содержанию текста.

1) В. И. Даль в семнадцать лет закончил обучение на медицинском факультете.

2)  В. И. Даль был талантливым военным хирургом.

3)  В турецком походе В. И. Даль служил мичманом.

4. Почему в трудное военное время солдаты занялись поисками верблюда с записками В. Даля?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В тексте могут встретиться слова, которые тебе, возможно, незнакомы, но их значение из текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО А) ямщик

Б)        современники


ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) возница, перевозивший на лошадях почту, седоков

2) всадник, умело объезжающий ямы

3) люди, живущие в одно и то же время

4) люди, которые одеваются по моде

           А) _____               Б) ______

6. Почему основной материал для своего словаря В. Даль собрал во время войны? Обведи номер выбранного ответа.

1) В армии он мог услышать речь русских людей из разных мест.

2) Командование выделило для перевозки записок верблюда.

3) После боёв у него было время для записи в тетради новых слов

4) На войне у него была возможность объездить разные страны.

7. Как ты считаешь, почему в названии словаря В. И. Даля появилось слово живого? Обведи номер выбранного ответа.

1) Потому что В. И. Даль составлял его много лет.

2) Потому что В. И. Даль брал слова не из книг, а из живой речи.

3) Потому что В. И. Даль все слова записывал в тетрадь от руки.

4) Потому что В. И. Даль хотел, чтобы его словарь жил долго.

8. Что хотел сказать автор, написав текст «Владимир Даль»? Обведи два выбранных ответа.

1) И в родном языке можно многое для себя открыть.

2) Каждый настоящий писатель должен составить словарь.

3) Очень важно знать и сохранять свою речь, свой язык.

4) Владимир Даль и Александр Пушкин были друзьями.

9. Если ты захочешь побольше узнать о жизни Владимира Даля, какую книгу тебе следует взять в библиотеке? Обведи номер выбранного ответа.

1) рассказы о знаменитых полководцах

2) рассказы о знаменитых мореплавателях

3) рассказы о путешественниках

4) рассказы о писателях и учёных

10. Каким псевдонимом подписывал В. Даль свои сочинения?

_________________________________________________________________________

11. В таблице приводятся имена известных граждан России и годы их жизни. С кем из этих людей мог встретиться В. Даль? Обведи соответствующую цифру в таблице.

Известные граждане России

Годы жизни

Пётр I

1672–1725

М. И.Кутузов

1745–1813

Кузьма Минин

1570–1616

С. А. Есенин

1895–1925

12***. Прочитай информацию о слове ОЗЕРО из современного толкового словаря и словаря В.И. Даля. Что можно узнать о русском языке из толкового словаря Даля, а из современного словаря узнать нельзя?

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля

Толковый словарь русского языка  С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ОЗЕРО. Озеро (ср. род), в Новгороде озер (м. род) – водная котловина в окружных берегах.

Озерцо, озерко, озеришко, озерок.

Большое озеро–морцо; а ещё более огромное (Байкал, Каспий) море; озерище – высохшее озеро, место, где оно было.

В Перми говорят озерина – озерко, озерцо.

В Новгороде озерками называют заливы, которые летом пересыхают.

В Пскове, Твери говорят озерница – озёрная вода.

ОЗЕРО, -а, мн. озера, озер, озерам, ср.

Замкнутый        в берегах большой естественный водоём.

Горное озеро.

Глаза, как озера у кого-нибудь        

(большие        и глубокие). || уменьш. Озерко и озерцо. || прил. озерный. Озерный край (со многими озерами).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ

по оценке выполнения заданий диагностической работы  для учащихся 4 классов  

задания

Правильный ответ (решение), УУД

1

ПУУД – умение извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения Ответ: 31452

1 балл – приведен правильный ответ.            

2

РУУД умение находить информацию, заданную в явном виде, совершать действие в соответствии с инструкцией

Ответ: в ответе есть указание на любые две награды В.И. Даля из следующих:

  1. орден святой Анны
  2. Георгиевская медаль

2 балла – приведено не менее двух верных примеров, ни одного неверного.

1 балл – приведен только один верный пример           

3

РУУД умение находить информацию, заданную в явном виде, совершать действие в соответствии с инструкцией

Ответ:  2) В. И. Даль был талантливым военным хирургом.

1 балл – выбран правильный ответ.                 

4

КУУД умение отвечать на поставленный вопрос на основе информации текста, оформлять свои мысли в письменной форме

Ответ:  в ответе присутствует указание на то, что солдаты и офицеры сочувствовали горю В.И. Даля и/или хотели ему помочь.

1 балл – приведен верный ответ.

Примеры:

Солдаты не могли безучастно смотреть, как горюет их любимый доктор.

Потому что им было жалко Владимира Даля

Солдаты не хотели, чтобы он горевал и решили помочь ему. Ведь он тоже помогал им

5

ПУУД поиск и выделение существенной информации из текста, осмысленное чтение;

построение логической цепи рассуждений;

Ответ: А–1, Б–3

2 балла – приведено два правильных ответа.

1 балл – приведен только один правильный ответ.       

6

ПУУД умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, и делать выводы

Ответ: 1) В армии он мог услышать речь русских людей из разных мест.

1 балл – выбран правильный ответ.         

7

ПУУД умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, и делать выводы

Ответ: 2) Потому что В. И. Даль брал слова не из книг, а из живой речи.

1 балл – выбран правильный ответ.

8

ПУУД умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, и делать выводы

Ответ:  1) И в родном языке можно многое для себя открыть.

3) Очень важно знать и сохранять свою речь, свой язык.

2 балла – выбраны оба правильных ответа.

1 балл – выбран только один правильный ответ.        

9

РУУД умение выбирать действия по достижению цели

Ответ: 4) рассказы о писателях и учёных

1 балл – выбран правильный ответ.              

10

РУУД умение находить информацию, заданную в явном виде, совершать действие в соответствии с инструкцией

Ответ: Казак Луганский.

1 балл – дан правильный ответ.            

11

РУУД умение выполнять действия согласно инструкции, в соответствии с поставленной целью;

Ответ: 2) М. И. Кутузов.

1 балл – выбран правильный ответ.        

12

ПУУД умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать информацию, делать необходимые выводы

КУУД умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Ответ:

2 балла – в ответе содержится обобщенное указание на любую особенность словаря В. И. Даля из следующих:

  1. В нем много слов своего времени (старинных, устаревших)
  2. В нем есть сведения о том, как говорили в разных местностях
  3. В нем объясняется очень большое количество слов
  4. В нем много дополнительных сведений о словах и предметах, которые они называют.

Примеры:

Как называют в разных городах одно и то же

Можно узнать, как раньше люди называли предметы

Можно узнать значения старинных слов

Там записано много слов, которых нет в других словарях

1 балл – в ответе указывается на конкретные сведения, которые можно получить из слова В. И. Даля.

Примеры:

Как называют большое озеро, маленькое озеро

Как называют озёра в разных местах, озёра разных размеров

Из словаря Даля можно узнать, как называлось озеро в Перми, а из современного словаря это узнать нельзя

0 баллов – неверные ответы.

Примеры:

Пословицы, сказки, песни

В словаре Даля можно найти всё, что пожелаешь

Итого

15 баллов       14-15 – высокий, 12-13 – выше среднего, 8-11 средний уровень, 5-7 ниже среднего, меньше 5 – низкий уровень



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов

Листы наблюдений( познавательные   УУД, регулятивные  УУД, коммуникативные УУД)...

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...

Оценка метапредметных результатов

Материал разработан для мониторинга метапредметных результатов. Карта оценки личностных оснований социальной успешности школьников...

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.  Разработка системы оценки планиру...

Комплексная диагностическая работа для оценки достижения планируемых результатов во 2 классе

«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»...

Диагностический инструментарий для оценки метапредметных и личностных результатов

Диагностический инструментарий для оценки метапредметных и личностных результатов...