Организационные основы включения детей с аутизмом в общеобразовательный процесс.
методическая разработка (1 класс)

Кукушкина Светлана Жоржевна

Цель: предоставить информацию об инклюзивном образовании в начальной лиге детей с расстройством аутистического спектра.

План консультации:

1 Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в образовательном пространстве.

2 Ресурсная комната как одна из моделей организации включения детей с аутизмом в общеобразовательное пространство

3.Выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: Организационные основы включения детей с аутизмом в общеобразовательный процесс.

Цель: предоставить информацию об инклюзивном образовании в начальной лиге детей с расстройством аутистического спектра.

План консультации:

1 Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в образовательном пространстве.

2 Ресурсная комната как одна из моделей организации включения детей с аутизмом в общеобразовательное пространство

3.Выводы.

1. Включение детей с аутизмом в систему общего образования признается сегодня закономерной тенденцией и одной из стратегических задач развития образования в системе общего образования детей с ограниченными возможностями. Успешность интегрированного образования и воспитания детей с аутизмом возможно при учете особенностей психологического развития ребенка, при котором множество дезадаптирующих особенностей поведения, когнитивного функционирования и аффективно-смысловой сферы ребенка остаются устойчивыми даже при коррекционной работе. К таким характеристикам в частности относят:

- трудности распознавания и адекватного использования правил социальных отношений каждой конкретной коммуникативной ситуации;

- опора на стереотипные формы общения; - слабое восприятия обратной связи в процессе общения и недостаток ее учета в собственном поведении. А также необходимо учитывать, что проблемное поведение у ребенка с аутизмом может быть в следствии:

- отвлекаемости;

- отказа от перемен;

- предпочтение привычных схем действий; - трудностей в организации деятельности; - трудности с пониманием; - трудности с построением социального контакта; - трудности сосредоточения на предмете. Важнейшим приоритетом при организации включения детей с аутизмом в общее образование является психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном пространстве.

Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности детей с аутизмом, для развития когнитивных процессов и формирования социальных отношений, соответствующих психофизическим возможностям ребенка.

Основными условиями психолого-педагогического сопровождения ребенка с аутизмом являются:

- создание адаптивной и коррекционно-развивающей среды в организации образования, позволяющей обеспечить эффективность адаптационного периода для включения в образовательное пространство и полноценное усвоение общеобразовательных и индивидуально образовательных программ;

- создание особой пространственной и временной организации образовательной среды для обучения детей в соответствии с особенностями визуального восприятия информации детьми с аутизмом; - включение в процесс сопровождения личного помощника ребенка или помощника педагога — тьютора;

- вариативное и гибкое использование критериев оценивания образовательных и социальных компетенций ребенка с аутизмом;

- использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающие реализацию “обходных путей” обучения; - индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нейротипичного ребенка.

2. Ресурсный класс- это специально организованный класс для детей с ограниченными возможностями в школьной организации образования, разного типа (общеобразовательная и специальная (коррекционная) школа), который реализует коррекционно - развивающую и образовательную программу и осуществляет организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в постоянно действующий общий учебный процесс.

Ресурсный класс способствует решению вопросов удовлетворения особых образовательных потребностей, к которым отнесены следующие:

- организация психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями; - индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для других детей, в том числе и нейротипичных;

 - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

 - щадящее и адаптационное введение ребенка с ограниченными возможностями в процесс общего обучения со сверстниками в общем регулярном классе;

 - использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающие успешность обучения детей с ограниченными возможностями в школе;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, учеников и родительской общественности;

- мониторинг результативности коррекционно-развивающей, образовательной работы и адаптации ребенка в школе.

Ресурсная комната реализует в своей деятельности следующие принципы:

системный и междисциплинарный подход к решению вопросов развития и обучения ребенка;

 - средовой подход, осуществляемый через специально формируемую среду управления процессом формирования и развития ребенка с аутизмом;

 - непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

- приоритет интересов ребенка;

- социально-педагогическое и психологическое проектирование сопровождающей деятельности.

Комплектование Ресурсного класса осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. При этом общая наполняемость Ресурсного класса 6 -8 детей с ограниченными возможностями, из них не более 3 детей с проблемным поведением (агрессия, самоагрессия). Состав детей Ресурсного класса может быть разновозрастным, так как все дети с ограниченными возможностями включены в списочный состав общего регулярного класса.

Важным организационным условием деятельности Ресурсного класса является разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с аутизмом, которая подразумевает систему конкретных, совместных действий всего педагогического состава школы и специалистов ПМПК.

Одним из ключевых положений Ресурсного класса является интеграция ребенка с аутизмом в общий регулярный класс, в списочном составе которого он состоит.

 Посещение общего регулярного класса начинается по мере развития социальной компетентности у ребенка с аутизмом:

 - личностной готовности ребенка умению освоить сложную систему отношений школьной среды; - умению выстраивать отношения со значимыми взрослыми в организации своего поведения;

- умению нахождения в группе со сверстниками без проблемного нежелательного поведения и опыту общения с ним;

 - достижение определенного уровня самостоятельности и направленной активности.

При включении ребенка с аутизмом в общий регулярный класс необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

- осуществление ранней полноценной социальной и образовательной интеграции ребенка с аутизмом в среду нейротипичных детей, путем создания условия для разнообразного общения детей;

- формирования у нейротипичных детей способности принятия детей с ограниченными возможностями, толерантность взаимоотношений;

- содействие в повышении профессиональной компетенции педагогов в области методов и приемом работы с детьми с аутизмом, оказание им психологической поддержки

Для продуктивного обучения детей с аутизмом очень важным бывает наличие четких границ урока, ритуала урока, его начала и окончания. Для детей с аутизмом недопустимо плавное «перетекание» перемены в урок, так как это не дает возможности вовремя переключиться, настроиться на другую деятельность. На первоначальном этапе обучения ребенка с аутизмом в Ресурсном классе важно поддержание единого алгоритма урока внутри одного предмета. Это означает, что первое время каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты (например: выполнение домашнего задания, подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания). Со временем, в устоявшуюся структуру урока можно подключать новые элементы, такие как: работа в парах, работа у доски, работа над проектом и т.д. Несмотря на то, что у каждого из детей есть индивидуальная программа обучения, они все обучаются в одном классе. Поэтому очень важно, так подобрать размер задания, что бы дети заканчивали урок одновременно. По окончании урока, рекомендуется подводить итог урока. Для этого исследователи аутизма рекомендуют не проводить стандартную процедуру «воспоминания о том, что делали на уроке», а выписать опорные фразы из содержания нового материала, для того, что бы еще раз акцентировать внимание на новом материале.

Таким образом, организация и деятельность Ресурсного класса в образовательном пространстве, как системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями потребует изменения системы управления школой, поскольку имеет место появление новой для школы информации и функций, обусловленных необходимостью удовлетворения особых образовательных потребностей школьников. Данная модель организации процесса включения и сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве должна стать частью управленческой системы школы, отвечать задачам, вытекающим из особенностей детей с аутизмом, включенных в процесс образования и необходимости особых условий для их адаптации, развития и обучения.

3. Выводы:

Система образования сегодня должна гарантировать всем детям, включая и детей с аутизмом развитие, физическую и социальнопсихологическую безопасность, обеспечивать их специальными дидактическими средствами, создавать условия для их личностного развития и реализации своих возможностей. Попытки обучения в существующих видах дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений и в массовых детских садах и школах оказываются, как правило, неудачными. Даже если ребенка с аутизмом не отторгают сразу, пребывание в классе (группе) затруднено, а иногда просто невозможно и малоэффективно в плане воспитания и обучения.

Путь инклюзии в образовательные учреждения возможен, но при следующих условиях:

 1) относительно негрубые аутистические расстройства;

2) достаточный уровень осведомленности педагогов об аутизме, их способность адаптировать детский коллектив к совместному обучению с аутичным ребенком;

3) активная позиция семьи;

4) самое главное - предварительная специальная подготовка ребенка к обучению в условиях класса.

Выстраивание в школе инклюзивной образовательной практики требует изменения программы развития школы, ее устава, готовности администрации школы к решению стратегических задач. В противном случае отдельные инклюзивные технологии школы будут носить обособленный характер. Дальнейшее совершенствование системы включения детей с аутизмом требует в первую очередь глубокого научного осмысления, моделирования, прогнозирования всех возможных позитивных и негативных последствий. Она должна строиться на основе имеющегося опыта и традиций образования, сложившихся в нашей стране с учетом лучших мировых тенденций в области инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСК...

статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личност...

Особенности организации образовательного процесса детей с аутизмом

Организация внеурочной деятельности зависит от многих факторов. Это и мотивация педагога и его педагогическое  мастерство и многие другие факторы. Но одним из определяющих факторов является урове...

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Обмен опытом "Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе"...

Статья "Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную систему"

Процесс инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную систему....