Проектная задача
проект (4 класс)

Бугай Надежда Петровна

Выполнение проектной задачи "Время" позволит учащимся вспомнить материал не только по предмету математике , но и по окружающему миру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_zadacha_4klass.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача «Время разум даёт»

Предмет

Математика, окружающий мир

Класс

4

Тип задачи

Предметная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Использование освоенных в математике способов действий в практической деятельности.
  2. Более глубокое усвоение величины «время».
  3. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Математика:

  1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (например, словесное описание, таблица)
  2. Измерение времени, сопоставление, преобразование единиц времени.
  3. Построение простейших диаграмм.
  4. Определение местоположения своего края на карте России.

Общеучебные умения:

  1. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с их возможностями, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
  2. Работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу).

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • Умения работать в малой группе, создать конечный «продукт» - постер, найти из предложенных пословиц и высказываний те, которые характеризуют результат работы группы.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

  • Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения заданий;
  • Умение действовать согласно инструкции

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения проектной задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

Задача построена на выполнении заданий, связанных с единицами времени, с преобразованием и установлением взаимосвязей единиц времени.

  1. Объяснение проектной задачи учителем.

Ребята, вам предлагается проектная задача. Выполняя её, вы сможете показать многое из того, чему вы научились в школе. Вы должны показать не только научные знания, но и умение сотрудничать. В процессе решения задачи вам придётся договариваться о том, какую часть общей задачи будет решать каждый из вас, приходить на помощь друг другу, проявлять умение доказывать свою точку зрения и с пониманием относиться к мнению своих товарищей.

Задача:

Никита живёт в нашем селе и учится в 4 классе. Его друг Данил тоже учится в 4 классе и живёт в городе Петропавловск-Камчатском (Дальний Восток).  Уроки у Данила заканчиваются в 18.00 часов по местному времени, а у Никиты в 13.00 часов тоже по местному времени. Завтра у Данила день рождение. Может ли Никита, вернувшись из школы в 14.00 часов, поздравить друга с днём рождения?

О какой величине говорится в этой задаче?    

Проектная задача, которую вам предстоит решить, называется «Время разум даёт». Все задания, которые вы будете выполнять, будут связаны с этой величиной.  

- Вам знакома величина время?

- Всё ли вы о ней знаете?

- Как вы думаете, зачем мы возвращаемся к ней?

Выполнив задание, каждая группа делает вывод. Он представлен в виде пословицы или высказывания о времени. Нужную пословицу или высказывание нужно найти, вырезать и наклеить в раздел «Выводы».

Перед началом работы повторим правила работы в группе.

Задание для группы №1.

Прочитайте текст.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению – все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Тысячи лет назад люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времён года. Они не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.

Век - промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам.

Сутки - единица времени, равная 24ч.

Час - единица времени, равная 60 мин.

Минута - единица времени, равная 60с, от латинского «маленький, мелкий».

Секунда - единица времени, от латинского «второе деление».

Используя данные текста, выполните задания:

  1. Найдите и выделите в тексте определение понятия «время».
  2. Выделите в тексте встретившиеся единицы измерения времени.
  3. Установите и запишите цепочку единиц времени. Начните с самой крупной единицы времени.
  4. Покажите графически взаимосвязь единиц времени между собой по аналогии с единицами длины.  

   

Таблица соотношения единиц времени.

  1. Проверьте работу друг друга.   

Задание для группы №2.

Решите задачу.

Никита живёт в нашем селе и учится в 4 классе. Его друг Данил тоже учится в 4 классе и живёт в городе Петропавловск-Камчатском (Дальний Восток).  Уроки у Данила заканчиваются в 18.00 часов по местному времени, а у Никиты в 13.00 часов тоже по местному времени. Завтра у Данила день рождения.

Может ли Никита, вернувшись из школы в 14.00 часов, успеть поздравить друга с днём рождения?

        В котором часу это произойдёт?      Обоснуйте свой ответ.

  1. Рассмотрите карту часовых поясов России.

Карта часовых поясов

(Приложение 1)

  1. Заполните данные таблицы.

Таблица соотношения времени в с. Венгерово Новосибирской области и Петропавловск-Камчатском.

Название населённого пункта

Соотношение времени (Сравнение по московскому времени)

с. Венгерово Новосибирская область

+

14.00

Петропавловск-Камчатский

+  

 ?

Подсказка:

  1. Определите разницу во времени Новосибирская область – Петропавловск – Камчатском.
  2. Прибавьте разницу к местному времени.

                           3.Сделайте вывод.

Задание для группы №3.  

  1. Установите соответствие между изображением часов и их названием.
  2. Запишите разными способами время, которое показывают каждые часы.
  3. Нарисуйте недостающие часы.

ВРЕМЯ:_______________________________

ЭЛЕКТРОННЫЕ

ВРЕМЯ:______________________________

НАСТЕННЫЕ

 

ВРЕМЯ:_______________________________

КАРМАННЫЕ

 

ВРЕМЯ:______________________________

КУРАНТЫ

        

НАРУЧНЫЕ

Приложение 2

Пословицы о времени.

Упустишь минуту - потеряешь час.

Всему свое время.

Делу - время, а потехе - час.

Время не ждет.

Время как воробей: упустишь - не поймаешь.

Время дороже золота.

Самая большая трата - трата времени.

Презентация .

Результаты работы представляют в виде таблиц, текста с пометками, выстроенного соответствия, рисунка учащиеся помещают на постер. Туда же заносятся выводы по результатам работы группы. Результаты представляют собой выбранную пословицу или высказывание о времени.

Экспертный лист для оценки работы группы

Вопросы

Ответы

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили роли и т.д.)

Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу и т.д.)

Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...