Доклад "Активные методы обучения"
статья

Падерина Ольга Николаевна

Выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx167.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС»

1.Теоретические основы активности личности. в обучении и активных методов обучения.

Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

 

Не секрет, что мы запоминаем:
10%  того, что мы читаем,

20 %  того, что мы слышим,
30 %  того, что мы видим,
50%  того, что мы видим и слышим,
70%  того, что мы говорим,
90%  того, что мы говорим и делаем.

 

Объяснение простое: только,  когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы обучения.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений

Концептуальные позиции активных методов обучения.

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена:

-на взаимное обогащение учащихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;

-распределение начальных действий и операций;

-коммуникацию, общение, распределение, обмен и взаимопонимание;

-обмен способов действия для решения проблемы;

-взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

2.Характеристика основных активных методов обучения.  

 Активные методы обучения на разных этапах урока.

Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. Они помогают развить мотивацию к обучению, учат  учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные  навыки.

Активные методы обучения подразделяются на:

- методы начала урока;

  - методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

 - методы презентации учебного материала;

 - методы организации самостоятельной работы;

- методы релаксации;

-  методы подведения итогов.

  1. Методы начала урока;

Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайтесь ладошками», «Карусель». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание на уроке благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок желательно  начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого можно использовать  Рифмованное начало  урока, например: 

- Всем, всем - добрый день! 
  Прочь с дороги, злая лень! 
  Не мешай учиться, 
  Не мешай трудиться! 

  Сядьте ровно,

  Ножки вместе,

  Ручки полочкой на стол.

  Начинаем разговор!

 

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

 Все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Руки? – НА МЕСТЕ

  Ноги? – НА МЕСТЕ

  Локти? – У   КРАЯ

  Спина? – ПРЯМАЯ.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Вот прозвенел звонок,

пора начинать урок.
Постарайтесь всё понять,

много нового узнать.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать Должен научиться!

Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок,

Далеко не прячь ключи,

Если нужно – отомкни.

И т.д.

 Целесообразно применять эпиграф к урок,  пословицы, поговорки. 

- Грамоте учится – всегда пригодиться.

- Делу время – потехе час.

- Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. 

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять

- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

- Умную речь хорошо и слушать.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.

И т.д.

 

Для развития мотивации обучения способствует  создание ситуации успеха.

В начале урока это могут быть притчи, мультипликационные ролики главная идея которых заключается в том, чтобы дети поверили в свои силы на каждом этапе урока.

 

Как вы понимаете основную мысль текста  - ролика?

Как  она нам поможет на уроке?

 

  1. Очень важны активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений. 

Такой метод, как «Фруктовый сад» позволяет учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Метод заключаются в следующем. Учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки (ожидания) и  лимоны (опасения) и предлагается попробовать   определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, чего опасаются, записать и прикрепить на определенное дерево: яблоня и лимонное дерево. После выполнения подводятся итоги выяснения ожиданий и опасений.

  1. Использовать таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал) учащийся заполняет каждую графу, в течении всего урока. Тем самым у учащихся развивается интерес к углубленному изучению материала. 

Мозговой штурм (мозговая атака - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

- ттворческое усвоение школьниками учебного материала;

-  связь теоретических знаний с практикой;

-  активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

-  формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

 Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

- определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

- планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

- подбор вопросов для разминки;

- разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

 

3)  В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. На этапе внедрения и осмысления можно использовать активный метод критического мышления «Кластер»Слово «кластер» в переводе означает «пучок». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. 

Например:

  1. КОРЗИНА ИДЕЙ

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной

5) На этапе обобщения знаний можно использовать приём синквейн.

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное.  Это и есть тема синквейна.

На второй строчке необходимо написать два прилагательных, раскрывающих тему.

На третьей строке записываются три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение, выражающее его отношение к теме синквейна.

Последняя строчка – это слово – синоним, относительно темы синквейна.

Пример использования этого метода на уроке русского языка при изучении «словарных слов»:

Овощи.

Вкусные, зрелые.

Созрели, выросли, убрали.

Осенью собрали большой урожай овощей.

Урожай.

 

Также синквейн удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Иванушка («Сивка-бурка»)

Добрый, настойчивый.

Примчался,  допрыгнул, преобразился.

Стал он не Иванушкой- дурачком, а добрым молодцем.

Сказочный персонаж.

 

Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!

 6) Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы.

 

Примеры упражнений релаксации:

  1. «Снежинки»

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

  1. «Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

 При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

6) Активные методы подведения итогов: «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг»,  игра «Вопрос – ответ». 

 «Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

На этапе подведения итогов нужно вернуться к «Фруктовому саду». Необходимо выяснить, оправдались ли детские надежды и опасения?

Также на этапе рефлексии  можно использовать приём синквейн.

 

 Как и у каждой методики у АМО есть свои плюсы и минусы.

 Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. 

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

 

Рефлексия Мастер - класса. Метод «Светофор».

Материал: карточки красного, зеленого и желтого цвета, на каждого участника. Участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению соответствует их оценки семинара. Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.

 

  1. Применение активных методов обучения на уроках (из опыта работы).

Урок для ученика – это жизнь. Я согласна с мнением Ш. А. Амонашвили, что урок – солнце, радость, дружба, творчество, труд, игра, встреча, жизнь. Так как урок - это ведущая форма учебной деятельности, то ежедневно вовлекая детей в процесс обучения, стараюсь сделать его удивительным, новым, необычным, интригующим.

Наиболее эффективными технологиями по формированию ключевых компетенций считаю: экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии.

 Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но самопознание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать.

Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?

Другая мудрость учит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь».  По такому принципу в основу обучения положена собственная активная деятельность. И поэтому, одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока.

Моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Я считаю целесообразно применять технологию «Активные методы обучения» в процессе обучения для того, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

На уроках в своих классах я применяю    активные методы обучения  на разных этапах  обучения.

1. Создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

- ситуация неожиданности;

- ситуация несоответствия;

- ситуация предположения;

- ситуация выбора.

2. Дискуссия.

3.Методы удивления,  уверенности, успеха.

4. Диалог.

5 .Метод эвристических вопроов.

6. Организация релаксации.

7. Презентация учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др

.

8. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем

9. Использование форм интерактивного обучения или их элементов:

- «метод проектов»;

- «мозговой штурм»;

- «интервьюирование различных персонажей».

10. Элементы - «изюминки»:

- интеллектуальная разминка;

- эпиграммы.

11.  Работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава, самостоятельная работа детей.

12. Нетрадиционные виды уроков:

- экскурсии;

- уроки-сказки;

- уроки-конференции;

- уроки-исследования;

- проектная деятельность и др.

- уроки смешанного обучения.

13. Игры, игровые моменты:

- ролевые;

- имитационные;

- дидактические

.

14. Драматизация, театрализация.

15.  Рефлексия деятельности.

Динамично помогают  мне начать урок такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Пожелаем удачи». Дети, выполняя задание, должны коснуться ладошками, локтями, пальчиками рук друг друга, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников, или задаю вопросы на которые они отвечают друг другу. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.  На картинке поляны, снежинки, дерева или другой картинке  записываю звуковое письмо на компьютере, воспроизвожу в нужный момент, что повышает интерес к данному виду деятельности.  После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Очень часто на уроках применяю метод «Кластер», «Синквейн», ребятам нравится указывать какие либо признаки объектов темы.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская». 

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира, рисования. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. В конце урока появляются замечательные проекты.  Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, афиши, …) - главная цель этого урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

На этапе завершения урока   или внеклассного мероприятия применяю такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

Большую роль играет в учебном процессе раздаточный материал, который изготавливает каждый ученик класса для себя на уроках трудового обучения. Это таблицы, схемы, сборник правил, карточка-помощник, памятка по работе над ошибками по русскому языку, математике, литературе.

Часто я использую на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки, двустишья, четверостишья.

Метод «Круглый стол» я чаще использую при обобщении материала. На уроке чтения мы проводили урок-обсуждение. Детям было дано задание, написать сочинение-подражание от имени героя произведения. Сочинения были очень интересные.

4. Заключение

Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

 - Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для моих учащихся, но и для меня. 

Уважаемые коллеги!

Запомните активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников-ваш успех.

Проводите уроки с использованием активных методов обучения.

И, самое главное, никогда не сравнивайте успех ребёнка с чужим успехом. Каждый человек – уникален, поэтому успех каждого тоже уникален.

В одной известной притче говорится: «Учитель - ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....