Проект 2 класса «Что мы узнали о финансовой грамотности за год», 2023г.
проект (2 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Ученики начали изучать "Финансовую грамотность" во 2 классе. Итог - сценарий для видеоролика «Что мы узнали о финансовой грамотности за год»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansisty_2_klass.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность

 Проект «Что мы узнали о финансовой грамотности за год»

Ролики, снятые по этому сценарию можно посмотреть

ВКонтакте https://vk.com/id134271226

Рома Селедченко:

В этом году мы начали изучать Финансовую грамотность! И это было здорово!!!

Мы узнали, что давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было, потому что они были им не нужны.  Но пришло время и люди стали меняться сделанными ими предметами. И вот первое понятие: то, что люди предлагают для обмена, называется товаром.

(в руках ваза и нож)

Милица Новинкина:

Представьте: охотник из племени мумба-юмба поймал здоровенную рыбину, а охотник из соседнего племени угу-югу сделал копьё. Они договариваются и меняются - происходит обмен товарами.

Но однажды человека не устроит предложенный товар (машет руками не хочу!) просто он ему не нужен и тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся, например, красивые перья, ракушки, шкуры зверей и соль, да, обыкновенная соль. Тогда говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

(показывает соль, ракушки, перья)

Алиса Силенок:

А деньги – это товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то мы покупаем его.

В России первым ликвидным товаром были шкурки куницы – «куны» и шкурки белки «векша».

Но вскоре люди нашли товар с высокой ликвидностью, который бы устраивал всех. Это медь, серебро и золото. Эти металлы красивые и прочные, не ржавеют и не портятся, встречаются редко и ценились везде.

(показывает сначала шкурки, потом золото)

Алиса Аулова:

Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков самой разной формы, размера и массы. Это было неудобно – слитки приходилось всё время взвешивать. Поэтому их стали рубить на более мелкие кусочки. Так возникли первые монеты, но круглыми их стали делать не сразу (показываем монеты)

(показывает коллекцию монет)

Даша Панчишная:

На Руси первыми серебряными монетами были арабские дирхЕмы.  Из монет делали серебряные украшения. В основном это были обручи, которые надевались на шею. Такие обручи стали называть гривнами, потому что в древнерусском языке гривна - это «шея». Потом стали делать серебряные палочки весом 200 граммов. За неё давали 25 куньих шкурок!

(показывает украшение на шее, шкурки)

Егор Панчишный:

Серебряные палочки-гривны стали рубить, а отрубленные половинки гривны стали называться рублями.  

(показывает похожую на серебряную палочку что-то и как бы рубит)

Саша Хорунжая:

Первые бумажные деньги возникли на родине бумаги, в Китае, примерно тысячу лет назад. Богатым людям приходилось повсюду носить с собой тяжёлые связки монет, что было крайне неудобно. И тогда они додумались оставлять деньги на хранение у купцов, а взамен получали специальную расписку, то есть бумагу с подписью и печатью. Если надо, такую расписку можно было обналичить, то есть взять назад свои деньги.

(показывает сначала деньги, потом записку с нарисованной печатью и текстом)

Алиса Аулова:

Через некоторое время вместо гривен на Руси стали изготавливать настоящие монеты. Они назывались «денга» от азиатских народов «таньга » или «тенге». А потом уже появилось слово «деньги». Интересно, что «тенге» сейчас называются деньги в Казахстане.

(показывает монеты)

Милена Черкашина:

Бумажные деньги называются также банкнотами или купюрами. В России бумажные деньги появились при Екатерине II и назывались ассигнациями. Купюру 500 рублей в народе называли «петенькой», потому что на ней был изображён Пётр I, а купюру 100 рублей – «катенькой», так как на ней был портрет Екатерины II.

Вася Чуев:

У каждой монеты есть ребро. Оно называется гуртом. На нём сделаны тонкие насечки, чтобы, если кто-то отпилит от монеты кусочек, то было бы видно. Ведь первые монеты были из чистого золота!

(показывает монету, ребро монеты, и как бы пилит)

Илья Грициенко:

Сторона монеты, где изображён орёл на гербе называется ОРЁЛ или АВЕРС.

Обратная сторона монеты называется РЕШКА или РЕВЕРС. На ней изображено число, которое обозначает номинал, то есть покупательную силу монеты. (показывает монету)

Миша Кузнецов:

Во времена царя Ивана Грозного стали чеканить первые монеты. На её  аверсе изображался всадник с копьём – копейщик, поэтому в народе монетку прозвали копейка. Она весила меньше грамма. Но на 7 копеек 500 лет назад можно было купить топор!!!

(показывает копейку – любую)

Вова Мясищев:

Сейчас в России используются монеты номиналом 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль, а также 50 копеек, 10 копеек, 5 копеек, 1 копейка. Но копейки почти не используются. На копейки ничего не купишь!

(показывает монеты)

Маша Анохина:

В бумажных деньгах та сторона, что с орлом, как и у монет, называется лицевой стороной банкноты. А на другой, оборотной стороне в уголке напечатан год выпуска этой банкноты. Сейчас в России используются банкноты 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 200 рублей, 1 тысяча, 2 тысячи и 5 тысяч рублей.

Арина Панчишная:

(Арина сидит за столом – перед ней купюры, она показывает) Сейчас в России используются банкноты номиналом 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 200 рублей, 1 тысяча, 2 тысячи и 5 тысяч рублей. На каждой купюре есть невидимые картинки или знаки. Но если рассмотреть банкноту на свет (пытается рассматривать), эти изображения становятся заметны. Например, на купюре 500 рублей на просвет проявляется профиль царя Петра Первого (показывает), памятник которому изображён на её лицевой стороне (показывает). Так что если ты не увидишь водяных знаков на банкноте, она точно поддельная, фальшивая!

Обрати внимание: на каждой из купюр на одной из сторон указан её номер. Это делается по двум причинам. Во-первых, чтобы отличить одну банкноту от другой. Не бывает двух разных купюр с одинаковыми номерами! А во-вторых, чтобы создать дополнительные трудности фальшивомонетчикам, то есть тем, кто подделывает деньги. И часто это помогает! Например, не так давно был задержан преступник, который изготовил на цветном принтере несколько сот фальшивых купюр по тысяче рублей каждая. Оказалось, у всех них был одинаковый номер! На этом он и попался и теперь несколько лет проведёт в тюрьме

Илья Семёнов:

Другой способ защиты денег от подделок – водяные знаки. На каждой купюре есть невидимые обычным образом картинки или знаки. Но если рассмотреть банкноту на свет, эти изображения становятся заметны. Например, на купюре 500 рублей на просвет проявляется профиль царя Петра Первого, памятник которому изображён на её лицевой стороне. Так что если ты не увидишь водяных знаков на банкноте, она точно поддельная! Есть и другие способы защиты бумажных денег: особая бумага, выпуклые метки для слабовидящих и многое другое. Кроме того, в любом крупном магазине есть детекторы валют – специальные приборы для проверки подлинности купюр.

Карен Тадевосян:

Первая серебряная монета номиналом 5 копеек появилась во времена великого русского царя Петра Первого. Потом монета стала медной. В народе её прозвали «медный пятак» или «пятачок»

Варя Киселёва:

При русском царе Петре Первом, появились серебряные монеты номиналом 10 копеек, в народе её называли «гривенник», 25 копеек - «полуполтинник» и 50 копеек - «полтинник». Но самое важное – при Петре Первом впервые появилась монета рубль. Он был серебряным и равнялся 100 копейкам

Кира Кузьмина:

Банк – это место, где проводят операции с деньгами. Каждый может стать клиентом банка. В банке можно хранить деньги, брать их в долг, обменять одну валюту на другую, например рубли на доллары, евро на тугрики (так называется валюта в Монголии)

Камилла Кузьмина:

А ещё банки помогают людям и фирмам рассчитываться друг с другом и делать покупки с помощью безналичных денег. Это когда переводят деньги одного человека или фирмы другому человеку или другой фирме. Все они имеют счёт в банке и деньги просто зачисляются им на счёт безналично, при этом сами купюры хранятся в банке. А деньги можно обналичить, если нужно.

Лера Ткачёва:

Перевести деньги клиенту банка можно с помощью банкомата. Банкомат – это такой большой металлический ящик с деньгами. Любой клиент банка, то есть человек, который хранит деньги в этом банке, может когда угодно подойти к такому банкомату и получить свои деньги наличными или перевести их другому клиенту. Для этого ему дают в банке специальную пластиковую карточку и сообщают секретный пароль к этой карточке, то есть ПИН-код. Он представляет собой число из четырёх цифр

Альбина Ткачёва:

Но банковские карты используют, чтобы оплачивать покупки в магазине: приложил карту к специальному устройству на кассе – и всё. Никаких денег с собой носить не надо! Это и есть электронные деньги. Электронные деньги – это современный и удобный вид безналичных денег.

Но и это ещё не всё. Теперь, чтобы перевести деньги, пополнить счёт и даже открыть вклад, достаточно просто иметь мобильный телефон, планшет или компьютер, подключённые к Интернету. На своём сайте банк открывает для клиента личный кабинет, и клиент заходит в него через Интернет, когда ему нужно.

Учитель: Спасибо, дети, вы настоящие финансисты!

Вот, кстати, как выглядит «решка» монеты номиналом 10 рублей. А вот номиналы других современных российских монет: 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля и 5 рублей. Интересно, что стороны монеты иногда используют, когда нужно выбрать из двух вариантов один. Договариваются, что «орёл» означает один выбор, а «решка» – другой, а затем подбрасывают монетку. Что выпадет, тот вариант и выбирают. Всё-таки «орёл» и «решка» (или «решётка») – это народные названия. А официально стороны монеты называются аверсом и реверсом. Будем и мы их так называть. Та сторона монеты, на которой изображён её номинал, – это реверс («решка»). А другая сторона – это аверс («орёл»). Говорят также, что аверс – это лицевая (то есть главная) сторона монеты, а реверс – это её оборотная сторона. Конечно, в других странах на аверсе монет отчеканен не наш двуглавый орёл, а что-то другое – государственный герб, портрет короля или королевы и так далее. Посмотри, например, на обе стороны английской монеты 20 пенсов и японской монеты 500 иен. Ну-ка, где здесь аверс, а где реверс? Видишь, номинал написан с каждой стороны, причём и цифрами (500), и словами (ПЯТЬСОТ РУБЛЕЙ). При этом на одной стороне есть маленький двуглавый орёл, а на другой – нет. Та сторона, что с орлом, как и у монет, называется лицевой стороной банкноты. Зато на другой, оборотной стороне в уголке напечатан год выпуска этой банкнТо же самое можно сказать и о других российских банкнотах: 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 200 рублей, 1 тысяча, 2 тысячи и 5 тысяч рублей. Подробнее мы поговорим о них в следующей главе. А вот купюра 5 евро, имеющая хождение во многих европейских странах, в том числе в Италии, Франции и Германии.

Это её лицевая сторона. На ней указаны год выпуска (2002) и эмблема Евросоюза (синий флажок со звёздочками). Ниже – оборотная сторона банкноты.

Обрати внимание: на каждой из купюр – евро и марке – на одной из сторон указан её номер. Это делается по двум причинам. Во-первых, чтобы отличить одну банкноту от другой. Не бывает двух разных купюр с одинаковыми номерами! А во-вторых, чтобы создать дополнительные трудности фальшивомонетчикам, то есть тем, кто подделывает деньги. И часто это помогает! Например, не так давно был задержан преступник, который изготовил на цветном принтере несколько сот фальшивых купюр по тысяче рублей каждая. Оказалось, у всех них был одинаковый номер! На этом он и попался и теперь несколько лет проведёт в тюрьме

Один способ – разные номера купюр. Другой – водяные знаки. На каждой купюре есть невидимые обычным образом картинки или знаки. Но если рассмотреть банкноту на свет, эти изображения становятся заметны. Например, на купюре 500 рублей на просвет проявляется профиль царя Петра Первого, памятник которому изображён на её лицевой стороне. Так что если ты не увидишь водяных знаков на банкноте, она точно поддельная! Есть и другие способы защиты бумажных денег: особая бумага, выпуклые метки для слабовидящих и так далее, но о них ты узнаешь позже. Кроме того, в любом крупном магазине есть детекторы валют – специальные приборы для провер

Да потому, что в Древней Руси они считались ценностью, а поначалу ещё и служили деньгами. И в самом деле, зимы у нас и тогда были холодными, и тёплые меховые шкурки нужны были всем. А добыть на охоте быстрого и ловкого зверька не так-то просто – ведь ружей в ту пору ещё не было. Ну а золота, серебра или меди, из которых можно делать монеты, и вовсе было очень мало. Вот и стали наши предки использовать вместо денег шкурки мелкого пушного зверя – соболя, лисы, куницы или белки. На эти меховые деньги также можно было купить товары у иноземных купцов. Самыми дорогими считались шкурки соболя, самыми дешёвыми – шкурки белки, а самыми популярными – шкурки куницы. Вот как выглядит куница – небольшой, размером с кошку, хищный зверёк с длинным пушистым хвостом. Мех куницы был довольно тёплым, красивым и не очень дорогим. Одна шкурка куницы называлась «куна ». Беличья шкурка, которая была дешевле, чем кунья, в несколько раз и служила «мелкой монетой», называлась «ве кша». Из шкурок делали связки, которые скрепляли свинцовой пломбой с печатью.

Наряду со шкурками пушного зверя в качестве денег на Руси использовали красивые мелкие раковины кау ри. Их завозили в русские земли купцы из южных стран. В ракушках проделывали отверстие, нанизывали их на верёвочку и носили как бусы. Любопытно, что кое-где в Сибири каури использовали вместо монет вплоть до начала позапрошлого века.

Даша с серебряным украшением на шее – сделайте из бумаги серого цвета) говорит:

На Руси первыми серебряными монетами были арабские дирхЕмы.  Из монет делали серебряные украшения-гривны и надевали на шею. В древнерусском языке гривна - это «шея». Потом из них стали делать серебряные палочки весом 200 граммов. За неё давали 25 куньих шкурок!

(Даша снимает с шеи украшение – отдаёт Егору, а Егор даёт ей шкуру (найдите какой-нибудь мех, воротник от пальто, шубу)

Егор берёт от Даши украшение – распрямляет его и говорит:

Серебряные палочки-гривны стали рубить (показывает, что рубит рукой), а отрубленные половинки стали называться рублями.  (показывает современную монетку – рубль)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...

Фрагмент открытого урока по математике в 1 классе по ФГОС с элементами финансовой грамотности, с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление".

Фрагмент  урока по математике в 1 классепо ФГОС с элементами финансовой грамотности,с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление"...