Программа дополнительного образования "Интеллектуальные витаминки", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой и с начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития, становится определяющим в системе других психических функций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа № 1552»
(ГБОУ Школа № 1552)
УТВЕРЖДАЮ
Принята на заседании Директор ГБОУ Школа № 1552
педагогического совета
Протокол № _______________И.В. Рафальская
от « 01» 09 2022 года. Приказ № ___- ДО от «___» _____ 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «МЭРИ ПОППИНС»
«Интеллектуальные витаминки»
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень: ознакомительный
Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Барсукова Е. Е.
Кедыч О. Е.
Карамнова С. И.
Москва, 2022
Дополнительная общеразвивающая программа
«Интеллектуальные витаминки»
Ознакомительный уровень
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Интеллектуальные витаминки», имеет естественнонаучную направленность.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения.
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой и с начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития, становится определяющим в системе других психических функций.
Педагогическая целесообразность данной программы определена тем,
что настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.
В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике.
Цель программы заключается в развитии познавательных способностей и формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на основе системы развивающих занятий в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
Задачи программы нацелены на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека. Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС. | Совершенствовать все психические процессы: речь (умение строить связное высказывание по теме), внимание, память, мышление. Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. | Обеспечить условия, при которых ребенок воспитывает у себя такие качества характера, как выдержка, ответственность, терпение, усердие, самостоятельность. |
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 8 лет.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 35-40 мин.
Форма и режим занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1 классе – работа в парах).
− По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
− По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основная форма обучения – очная.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Интеллектуальные Витаминки». Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты освоения программы
формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях.
Метапредметные результаты освоения программы
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные результаты освоения программы формирование следующих умений:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-ознавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
II. Содержание программы
Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
- Работа с числом (способность совершать счётные операции)
- Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
- Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
- Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
- Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
- Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
- Системный анализ (стратегическое планирование)
- Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
Курс «Интеллектуальные витаминки» включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
- Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
- БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД).
Основные разделы программы
По своей структуре витаминки делятся на ОБЫЧНЫЕ, СУПЕРВИТАМИНКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ (или мониторинговые), МОНОВИТАМИНКИ.
ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе. Основная цель – формирование познавательных УУД. Методы работы с данными витаминками: проблемно-поисковый, наглядно-образный, практический, частично-поисковый.
СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры.
Используется групповая форма работы, работа в сотрудничестве.
КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. Занятие строится в форме самостоятельной работы.
Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.
МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии.
- (ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
На данном занятии происходит знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Фронтальная работа с параллельной проверкой.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложениях 5, 6 и 8 (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop).
Варианты проведения особых занятий:
- Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
- Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (С) Самоподготовка
Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.
«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально.
- Самостоятельная работа, привлечение родителей.
6. (СП) Специальные занятия
Цель – формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.
Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Групповая работа (или работа в парах) – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
7. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2).
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop).
8. (СМ) Стартовый мониторинг
Цель – оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.
Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволяет не только осуществить начальный срез, но и даёт более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю предоставляется готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.
- (Р) Проектное занятие
Цель – формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Проектные занятия проводятся по «Проектным витаминкам» (Витамин Р1, Витамин Р2, Витамин Р3).
Методика организации и проведения проектов описаны в Приложении 12.
- (О) Предметное занятие
Цель – применение сформированных УУД на различных учебных предметах.
Предметные занятия проводятся по «Предметным витаминкам» (Витамин О1, Витамин О2, Витамин О3).
Данные «витаминки» предназначены для работы вместо проектов, если учитель по какой-либо причине не может проводить проекты (или непосредственно перед проведением очередного проекта, если позволяет время). Предметные «витаминки» можно отнести к учебным предметам:
- О1 («Искусство быть читателем») – литературное чтение;
- О2 («Семь раз отмерь, один раз отрежь») – математика;
- О3 («Чему верить, что проверить») – окружающий мир.
План занятия:
- Работа с эпиграфом.
- Интеллектуальная разминка.
- Выполнение заданий.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Групповая работа (или работа в парах) – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
- (Рф) Рефлексия
Цель – проведение личностной рефлексии по трём проектам.
Метод рефлексии – «мишень». По каждому проекту задаются одни и те же вопросы. Детям предлагается не только ответить на вопросы, но и оценить результат своей работы по четырём параметрам своей деятельности.
III. Формы контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности
Для отслеживания результативности образовательного процесса при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Интеллектуальные витаминки» используются следующие виды контроля:
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май).
Оценка качества освоения программы по разделам (текущий контроль) осуществляется на занятиях обобщающего повторения в форме диагностических заданий, игрового тестирования, тест-викторин. «Проведи игру сам» - такие занятия в форме соревнований, игровых испытаний проводятся для выявления знаний и умений детей и их оценки. На этих занятиях обучающиеся самостоятельно выбирают игру (из разученных); напоминают или объясняют правила этой игры; подбирают реквизит и атрибуты; выступают в роли ведущего.
IV. Организационно-педагогические условия
реализации Программы
Методическое обеспечение реализации программы
Структура занятия
ЭПИГРАФ
В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД).
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД).
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД).
Основные методы работы с обучающимися
На занятиях используются следующие методы работы:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)
По источнику знаний используются следующие методы обучения:
- объяснительно-наглядный (репродуктивный) -
- словесный метод -
- практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся
Список литературы, используемой при написании программы
1. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки», Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбурга (программа выложена на сайте http://www.cerm.ru)
2. «Интеллектуальные витаминки». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 1 класса. Учебно-методическое пособие.- г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи».
Интернет-ресурсы:
http://www.math.ru/lib/files/pdf/olimp/archimed.pdf;
http://www.profguide.ru/myshlenie/logic/1400/; http://nazva.net/rubric/10/;
http://www.treningmozga.com/tasks/logicheskie_zadachi_1_08.html; http://golovolom.com/puzzle.php?num=80;
http://www.smekalka.pp.ru/node/1362; http://logo-rai.ru/index.php/zadachi-golovolomki-so-spichkami?start=9;
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17.htm; http://mat-zadachi.ru/kombinatorniye-zadachi.php;
http://www.mat-raskraska.ru/; http://www.kenguru.in.ua/golovolomki?start=18; http://wiki.saripkro.ru/index.php/Задания_тура.
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ занятия | Структура | Витаминка | Основные виды внеурочной деятельности | Дата |
ВЗ | A | Познавательная | ||
О | B | Познавательная | ||
О | C | Познавательная | ||
О | D | Познавательная | ||
О | E | Познавательная | ||
СМ | БЫСТРЫЙ раунд | Познавательная | ||
О | F | Познавательная | ||
С | G | Познавательная | ||
СР | H | Познавательная | ||
СР | I | Познавательная | ||
ОЗ | Супервитамин-1 | Игровая | ||
СР | J | Познавательная | ||
СР | L | Познавательная | ||
МЗ | Витамин K1 | Познавательная, контрольно-оценочная | ||
С | M | Познавательная | ||
С | K | Познавательная | ||
О | N | Познавательная | ||
СР | P | Познавательная | ||
СР | Q | Познавательная | ||
СР | R | Познавательная | ||
СР | S | Познавательная | ||
СР | T | Познавательная | ||
ОЗ | Супервитамин-2 | Игровая | ||
СР | U | Познавательная | ||
СР | V | Познавательная | ||
СР | W | Познавательная | ||
СР | X | Познавательная | ||
СР | Y | Познавательная | ||
СР | Z | Познавательная | ||
МЗ | Витамин K2 | Познавательная, контрольно-оценочная | ||
ОЗ | Супервитамин-3 | Игровая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"
Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

Программа дополнительного образования по физической культуре. Группа здоровья "Витаминка"
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10 % детей поступают в школу абсолю...

Рабочая программа дополнительного образования 3 класс (углубление) немецкий
Данная рабочая программа представляет собой курс немецкого языка в 3 классе по УМК "Мозаик"....

Примерная рабочая программы курса "Интеллектуальные витаминки " (полный курс)
Рабочая программа «Интеллектуальные витаминки» составлена на основе авторской программы (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатери...

Рабочая программа курса "Интеллектуальные витаминки" 1класс
Рабочая прогрмма курка "Интеллектуальные витаминки" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Программа дополнительного образования 1 класс. "Играем, наблюдаем"
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что игры являются традиционным средством педагогики. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, учиться под...

Программа дополнительного образования 1 класс, "Учись учиться"
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что у учащихся недостаточно развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота ре...
