Программа дополнительного образования 1 класс. "Играем, наблюдаем"
рабочая программа (1 класс)

Карамнова Светлана Ивановна

Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что игры являются традиционным средством педагогики. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, учиться подчинять свои                                    импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо), формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в                        самостоятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igraem_nablyudaem_1b_1v_1g_.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа № 1552»

 (ГБОУ Школа № 1552)

                                        УТВЕРЖДАЮ

Принята на заседании                                                                   Директор ГБОУ Школа № 1552

педагогического совета  

Протокол №                                                                             _______________И.В. Рафальская

от « 01» 09  2022 года.                                           Приказ № ___- ДО от  «___» _____  2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Играем, наблюдаем»

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень: ознакомительный

Возраст: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Барсукова Е. Е.

Кедыч О. Е.

Карамнова С. И.

Москва, 2022

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Играем, наблюдаем»

Ознакомительный уровень

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного                     образования «Играем, наблюдаем», имеет социально-гуманитарную            направленность. 

    Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения.

Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что игры являются традиционным средством педагогики. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, учиться подчинять свои                                    импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо), формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в                        самостоятельности).

В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

     Педагогическая целесообразность данной программы определена тем,

что учебный день младшего школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками, к которым ребенок 6-7 лет еще не привык. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. В ФГОС начального общего образования указано на «использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их               возрастных, психологических и иных особенностей».

Использование игровой деятельности после учебного процесса позволяет                       приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики. Подвижные игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают                         кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого активного               отдыха внимание детей повышается, в целом активизируя организм детей,                  решается  вопрос перегрузки детского организма в  младшем школьном                              возрасте, снятия физического и умственного утомления, отрицательных эмоций, полученных в школе в течение учебного дня.

    Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной               сферы ребёнка.  

   Отличительной особенностью программы «Играем, наблюдаем» является                      развитие познавательных способностей через задания не учебного                             характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой                                            деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на                     развитие и личностно-мотивационную сферу. Младший школьный возраст – очень значимое время в жизни человека и очень трудное время. Начало                  обучения в школе, как правило, радует первоклассника, так как это новый жизненный статус, который представляется ребенку заманчивым. Часто уже в первом классе, отношение к школе проходит через серьезный кризис.                    Благоприятный вариант выхода из кризиса смогут обеспечить                                         дополнительные занятия игровой деятельностью.   

  Цель программы заключается в развитии познавательных способностей

учащихся на основе системы развивающих занятий. Развитие личности ребенка через систему игр разных видов в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

Задачи программы нацелены на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

Образовательные  

Развивающие

Воспитательные

- дать знания о природе, окружающем мире и человеческом обществе в игровой форме; используя игру, пробуждать у детей интерес к познанию;

- дать представление об истории возникновения игры, игровых атрибутов (напр. мяча), старинных русских забав;

- познакомить с традициями и самобытностью русского народа и народов мира, сходством и оригинальностью игр разных народов земного шара; зависимостью характера и содержания игры от географических особенностей страны, в которой она возникла, ее истории;

- совершенствовать все                    психические процессы: речь (умение строить связное                      высказывание по теме),                внимание, память, мышление;

- совершенствовать физическое развитие детей, укреплять их здоровье, чему способствуют подвижные игры;

- научить самостоятельно                        организовывать полезный и      интересный досуг для себя и своих друзей, исключающий негативные проявления                         современного общества;         укрепление здоровья детей,             совершенствование их                       физического развития.

- адаптировать к школе «домашних» детей, не                         посещающих детский сад, адаптировать их в детском коллективе.

- обеспечить условия, при которых ребенок                             воспитывает у себя такие качества характера, как                 выдержка, ответственность, взаимопомощь, терпение, самостоятельность.

Для выполнения этой цели и задач программа предусматривает                                использование подвижных, народных, интеллектуально-развлекательных, экологических, научно-познавательных игр.

Возраст обучающихся

Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 8 лет.  

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год, 132 часа. Занятия кружка проводятся четыре раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 35-40 мин.

Форма и режим занятий.

Форма занятий – занятия проводятся одновременно со всем классом.

Состав группы детей постоянный, набор производится по желанию

детей.    

Основная форма обучения – очная.

Планируемые результаты освоения программы.

Предметные результаты освоения программы

формирование следующих умений:

–  иметь представление об истории возникновения игр и игровых атрибутов; о достопримечательностях стран, в которых возникли игры народов мира;

–  знать названия и правила игр, необходимые зачины и считалки, разучивание

которых предусмотрено программой; роль ведущего или водящего, отведенную в игре;

–  уметь самостоятельно выбрать необходимый реквизит, атрибуты для проведения игры;

–  уметь объяснить правила и ход игры, самостоятельно провести, организовать каждую из разученных игр.

Метапредметные результаты освоения программы

–  уметь самостоятельно выбрать игру, подходящую для определенных условий, ситуации и интересов;

–  уметь самостоятельно изготовить простейшие атрибуты для игр.

   Личностные результаты освоения программы                                                               формирование следующих умений:

- сформированность качеств личностно-развитого ребенка на пороге                                    поступления в школу: активность, инициативность, любознательность,                          стремление получать новые знания, владение основными культурными                                            привычками и навыками самообслуживания.

- сформированность качества характера: выдержка, ответственность, взаимопомощь, терпение, самостоятельность, коллективизм.

II.  Учебный план

Название раздела

Количество часов

Формы контроля по разделам

Всего

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ

2

2

-

Беседа, опрос

2.

Подвижные игры с мячом

34

8

20

Соревнование

3.

Интеллектуально-развлекательные игры, игры на внимание

22

5

17

Соревнование

4.

Игры народов мира

34

8

20

Игровое

тестирование

5.

Экологические игры

16

4

12

Игра-испытание

6.

Научно-познавательные игры-опыты

12

3

9

Игра-испытание

7.

Русские народные игры

22

6

16

Соревнование

8.

Итоговое занятие

2

2

-

Викторина,

игровое

тестирование

                                        Итого

132

38

94

Содержание учебного плана

Название раздела, темы

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

-

Подвижные игры с мячом

1. Из истории возникновения мяча, игр с мячом.

2. Игра «Катись, яблочко!»

3. «Старый замок»

4. «Защищай город»

5. «Выбей мяч из круга»

6. «Перебрасывание мяча» («Перебежки»)

7. «Зевака»

8. «Летучий мяч» (Летящий мяч)

9. «Блуждающий мяч»

10. «Проведи игру сам»

11. «Что? Где? Куда? Зачем?»

12.  «Зайчик»

13.  «Сторож»

14. «Выбей шар»

15. «Волна»

16. «Встреча»

17. «Летающие слова»

18. «Проведи игру сам»

34

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

20

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1,5

1,5

2

3

Интеллектуально-развлекательные игры, игры на внимание

  1. «Черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите»
  2. «Запрещенные движения»
  3. «Пушинка», «Раз — коленка, два — коленка»
  4. «Собери слова»
  5. «Быстрый счет»
  6. «Охотник»
  7. «Знакомые шумы»
  8. «Живые картины»
  9. «Веселая арифметика»
  10. «Художники»
  11. «Проведи игру сам»

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

17

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

4

Игры народов мира

  1. Игра из Греции «Агалмата»
  2. Игра из Чили: «Беги, Гуарача, беги!»
  3. Игры из Японии  «Кагоме»,  «Аист и Лягушка»  
  4. Игра из Ганы: «Пилоло!»
  5. Игра из Великобритании: «Получи подарок»
  6. Игра из Австралии: «Скиппиру-кенгуру»
  7. Игра из Аргентины  «Поезда»
  8. «Проведи игру сам»
  9. Игра из Перу  «Калабаса»

  10. Игра из Германии  «Пожарная команда»

  11. Игра из Литвы   «Квинта»

  12. Игра из Грузии  «Сахреоба»

  13. Игра  из Танзании   «Салки по кругу»

  14. Игра из Китая  «Поймай хвост дракона»  
  15. Игры из Якутии  «Коубах», «Ыстанга»
  16. Игра американских индейцев «Гремучая змея»  
  17. «Проведи игру сам»

34

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

2

5

Экологические игры                                                                          1. «Узнай место», «Найди спрятанные предмет

2. «Фотография», «Выяви несоответствие»                                 3. «Сова и мышь», «Сопоставим наши оценки»                         4. «Превратим отход в доход», «Оперативное решение»

5. «Съедобное и несъедобное», «Эстафета цветов»                       6. «Времена года», «Найди дерево»                                           7. «Что сначала, что потом?», «Что я за зверь?»

8. «Проведи игру сам»

16

2

2

2

2

2

2

2

2

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

12

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

6

Научно-познавательные игры-опыты

1. «Волшебный стакан?», «Невидимые чернила»

2. «Лимон надувает воздушный шар», «Лимон запускает       ракету в космос».

3.«Научи яйцо плавать», «"Наживка" для льда»

4.«Птичка в клетке».

5.«Цветная капуста», «Карандаши».

6. «Проведи игру сам»

12

2

2

2

2

2

2

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

9

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

7

Русские народные игры

  1. «Горелки»
  2. «Жмурки»
  3. «Аленушка и Иванушка»
  4. «Прятки»
  5. «Краски»
  6. «Тише едешь»
  7. «Пол, нос, потолок»
  8. «Отыщи пуговицу»
  9. «Угадай, кто главный»
  10. «Горячая картошка»
  11. «Проведи игру сам»

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

16

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

8

Итоговое занятие

«Проведи игру сам»

2

2

-

III. Формы контроля и оценочные материалы

Способы определения результативности  

Для отслеживания результативности образовательного процесса при         реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей               программы «Играем, наблюдаем» используются следующие виды контроля:

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (январь);

- итоговый контроль (май).

Оценка качества освоения программы по разделам (текущий контроль) осуществляется на занятиях обобщающего повторения в форме                                    диагностических заданий, игрового тестирования, тест-викторин. «Проведи игру сам» - такие занятия в форме соревнований, игровых испытаний проводятся для выявления знаний и умений детей и их оценки. На этих занятиях обучающиеся самостоятельно выбирают игру (из разученных); напоминают или объясняют правила этой игры; подбирают реквизит и атрибуты; выступают в роли                               ведущего.

IV. Организационно-педагогические условия

реализации Программы

 Методическое обеспечение реализации программы

При реализации программы «Играем, наблюдаем» использована                                    следующая классификация игр:

–     игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

–    игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с                          образовательной и воспитательной целью;

–     игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные     игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более                старших детей.

В образовательном процессе используются следующие направления                        педагогического руководства игровой деятельностью:

1) вовлечение детей в игру, используя особые приемы, пробуждающие желание играть;

2) помогать решать игровые задачи, действуя по правилам;

3) развивать творческие потенции ребенка в процессе игры.

Процесс игры включает:

а) выбор роли;

б) игровые действия, как средства реализации этих ролей;

в) игровое использование предметов;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (область) действительности, условно производимые в игре;

е) активное участие в подготовке игры и проведении ее.

Основные формы проведения занятий: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-заочная экскурсия, игра-соревнование, игра-конкурс, игра-спектакль, игра-наблюдение, игра-исследование.

Основные методы работы с обучающимися

На занятиях используются следующие методы работы:

  • словесный (устное изложение материала)
  • иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
  • репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)

По источнику знаний используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-наглядный (репродуктивный) -  
  • словесный метод -
  • практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся

Список литературы, используемой при написании программы

1. Бокарев, А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской федерации /А.А. Бокарев//Финансы – 2010.- № 9. – с. 3 – 6.

2. Гик, Е.И.  Игры. Энциклопедия, М., Росмэн, 2001.

3. Горяев, А.В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. 2010. С. 42.

4. Детские подвижные игры разных народов, М., Просвещение, 1998г.

5. Игротека для мальчиков, М., издательство АСТ Олимп, Премьера, составитель Е. Гудкевич, 2000 г.

6. Игры, забавы и развлечения для детей и взрослых, Нескучная    Энциклопедия, Донецк, Сталкер, 2001 г.

7. Обучающие игры для детей младшего возраста, Делай и играй, М., Росмэн, 2001 г.

8. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы, Н. Е.

9. Читаем, учимся, играем, журнал-сборник сценариев.

10. Шалаева, Г.П.  Правила поведения для воспитанных детей, М.,   Эксмо, 2003.

11. Шашина, В.П. Веселые игры для детских вечеринок, Ростов-на-Дону,             Феникс, 2006 г.

12. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности (методологические основы) под ред. О. А. Сафоновой, Н. Новгород, 1995.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Название раздела, темы

Всего часов

Дата

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

Подвижные игры с мячом

1. Из истории возникновения мяча, игр с мячом.

2. Игра «Катись, яблочко!»

3. «Старый замок»

4. «Защищай город»

5. «Выбей мяч из круга»

6. «Перебрасывание мяча» («Перебежки»)

7. «Зевака»

8. «Летучий мяч» (Летящий мяч)

9. «Блуждающий мяч»

10. «Проведи игру сам»

11. «Что? Где? Куда? Зачем?»

12.  «Зайчик»

13.  «Сторож»

14. «Выбей шар»

15. «Волна»

16. «Встреча»

17. «Летающие слова»

18. «Проведи игру сам»

28

1

1

1

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

1

2

3

Интеллектуально-развлекательные игры, игры на              внимание

19. «Черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите»

20. «Запрещенные движения»

21. «Пушинка», «Раз — коленка, два — коленка»

22. «Собери слова»                                                              23. «Быстрый счет»                                                             24. «Охотник»

25. «Знакомые шумы»

26. «Живые картины»

27.«Веселая арифметика»

28. «Художники»                                                                  29. «Проведи игру сам»

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

Игры народов мира

30. Игра из Греции «Агалмата»

31. Игра из Чили: «Беги, Гуарача, беги!»

32. Игры из Японии  «Кагоме»,  «Аист и Лягушка»  

33. Игра из Ганы: «Пилоло!»

34. Игра из Великобритании: «Получи подарок»

35. Игра из Австралии: «Скиппиру-кенгуру»

36. Игра из Аргентины  «Поезда»

37. «Проведи игру сам»

38. Игра из Перу  «Калабаса»

39. Игра из Германии  «Пожарная команда»

40. Игра из Литвы   «Квинта»

41. Игра из Грузии  «Сахреоба»

42. Игра  из Танзании   «Салки по кругу»

43. Игра из Китая  «Поймай хвост дракона»  

44. Игры из Якутии  «Коубах», «Ыстанга»

45. Игра американских индейцев «Гремучая змея»  

46. «Проведи игру сам»

28

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

5

Экологические игры                                                                          47.  «Узнай место», «Найди спрятанные предмет

48. «Фотография», «Выяви несоответствие»                                 49. «Сова и мышь», «Сопоставим наши оценки»                         50. «Превратим отход в доход», «Оперативное                   решение»

51. «Съедобное и несъедобное», «Эстафета цветов»                       52. «Времена года», «Найди дерево»                                           53. «Что сначала, что потом?», «Что я за зверь?»

54. «Проведи игру сам»

16

2

2

2

2

2

2

2

2

6

Научно-познавательные игры-опыты

55. «Волшебный стакан?», «Невидимые чернила»

56. «Лимон надувает воздушный шар», «Лимон                  запускает ракету в космос».

57.«Научи яйцо плавать», «"Наживка" для льда»

58.«Птичка в клетке».

59.«Цветная капуста», «Карандаши».

60. «Проведи игру сам»

12

2

2

2

2

2

2

7

Русские народные игры

61. «Горелки»

62. «Жмурки»

63. «Аленушка и Иванушка»

64. «Прятки»

65. «Краски»

66. «Тише едешь»

67. «Пол, нос, потолок»

68. «Отыщи пуговицу»

69. «Угадай, кто главный»

70. «Горячая картошка»

71. «Проведи игру сам»

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Итоговое занятие

72. «Проведи игру сам»

2

Итого:

132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...