Тема урока: «Приглашение на карнавал».
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Цыганкова Элла Юрьевна

 

Тема урока: «Приглашение на карнавал».

Цель:  познакомить учащихся с музыкой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных».

Задачи:вызвать эмоциональный отклик, помочь учащимся «обрести друзей» на карнавале.

Ход урока.

Организация входа.  Музыка Поля Мориа  к телепередаче «В мире животных».

Учитель.  Добрый день, ребята, садитесь. Не правда, ли красивая музыка прозвучала сейчас, а кто из вас слышал ее и что это за музыка?

Ученики.  Эта музыка «открывает» или является вступлением к телепередаче «В мире животных».

Учитель: Сегодня я познакомлю вас музыкой французского композитора  TYCИли просто Камилла Сен-Санса /необычное звучание/., (обращение к портрету). Это композитор, пианист, дирижер.

Писал оперы, симфоническую музыку, неоднократно посещал Россию, интересовался музыкой русских композиторов Глинки, Чайковского. И сегодня он расскажет нам о своей любви к животным.

Повторите неторопливо два-три раз Сен-Санс, Сен-Санс. Удивительно красивое звукосочетание. Он и музыку писал изысканно красивую. Она много лет звучит для тех, кто научился и уже умеет слушать музыку. Прекрасней которой нет ничего на свете. Кроме разве самой природы. Но и природу нужно увидеть однажды и вдруг.

В этой сюите увидите сами

Ноты живые: с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и лететь,

Ползать и плавать кусать и хватать.

 

 Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались?

Животные.

 

 О каком жанре было упомянуто в стихотворении? Кто был внимательным слушателем? (сюита)

Что такое сюита? (Цикл самостоятельных пьес, объединенных общей темой).

И как мы с вами выяснили, сюита будет посвящена… животным.

Учитель:И наш урок поможет лучше узнать мир четвероногих друзей, открыть в них новые черты и назвала его «Приглашаем на карнавал». Ребята, а что такое «Карнавал»?

Ученики:Это праздник, где поют, танцуют, обретают друзей.

Учитель:Может, кто-то из вас найдет себе друга на музыкальном карнавале?

    Итак, музыка композитора Сен-Санса это  14 интереснейших образов животных. Сам Камиль Сен-Санс назвал свою сюиту «Большая зоологическая фантазия».

Итак, приветствуем  наш карнавал воробьиной песней.

                (ВОРОБЬИНАЯ ПЕСНЯ  муз.Елисеева.)

Учитель:Хорошо, ребята, садитесь.

У нас хорошее настроение, да и звери волнуются, пора открывать праздник /обращается к картине/, (там три огромных льва с серьезным выражением).

Кому звери доверят открыть карнавал?

Ученики:Львам - /Царь зверей/. /Показ картины/. Вид серьезный, важный.

Учитель: Попробуем предсказать музыку. Каков тип музыки – песня, танец, марш?

                            Ответы учеников

Учитель:Как переключить внимание зверей на выход львов, при помощи какой музыки?

Ученики:Призывной, твердой, волевой.

Учитель:Как такая музыка называется?

Ученики:Фанфары!

(Фанфары, короткая пьеса для труб и барабана, преимущ. торжественного содержания; трубные сигналы…)

Учитель:вступление. Фанфарное звучание.

        (Звучит «Королевский марш львов»).

Ученики:Мы услышали рычание.

Учитель:Как вы думаете, почему рычат львы, ведь они пришли на праздник?

Ученики:Чтобы показать свою силу, мощь.

Учитель:Рычание к концу музыки смягчается или звучит еще сильнее?

Ученики:  Музыка рычания к концу смягчается.

Учитель:Подумаем, почему?

Ученики:У львов  хорошее настроение.

Учитель:Показывает картину, где рядом с львами на карнавале вышагивает маленький зайчишка. Может быть такое, ребята? На карнавале все равны.

Ученики:  Да!

Учитель:Композиторы вы хорошие, правильно музыку предсказали. А знаете ли вы загадки о животных? /Это ваше домашнее задание/

(Загадки учащихся о животных).

А следующего участника карнавала мы узнаем, когда досочиним рифму.

Вот полюбуйтесь на игру

двух австралийских - Кенгуру / дети хором/.

Они играют в чехарду

в зоологическом – саду /хором/.

Кто прискакал на праздник?

Кенгуру

                  (Звучит «Кенгуру»).

Учитель:Какие особенности кенгуру отразил в музыке Сен-Санс?

Ученики:Интонации подпрыгивающие, игривые, но заканчиваются мягко, плавно.

Учитель:Отчего?

Ученики:  Оберегает детеныша.

УЧИТЕЛЬ:Следующий музыкальный рассказ или картина будет называться Аквариум  можно ли изобразить музыкой серебристые водяные струи и прозрачных рыбок в хрустальном аквариуме? Сен-Санс настоящий волшебник. Звуками нарисовал нам эту картину.

                                 Слушаем пьесу «Аквариум»

Учитель:А мы знаем песню об удивительном морском жителе осьминоге. Давайте исполним ее.

                       (Песня Осьминог муз.)

Учитель:Продолжим наш карнавал. И следующий ее гость слон.  Как  вы думаете, какой ритм, темп, должны прозвучать в этой сюите?

                                 ( Сюита «СЛОН»)

Учитель: что же делал слон на карнавале? Просто прошел своими тяжелыми ногами по площади и все?

Дети: Нет, он танцевал, хоботом вертел, ушами махал, просто веселиться.

Учитель:  И нам пора немного размяться и отдохнуть. Животные из песни В.Шаинского «Зверобика» помогут нам провести физкультминутку.

Учитель:Многие из вас были в московском зоопарке и видели разных животных. Каких животных вы видели наяву?

К нам карнавал пришла в гости черепаха. Посмотрите, какая она красивая и спокойная. А вы знаете, что черепахи живут 300 лет. Я думаю, они такие долгожители, потому что очень спокойные, терпеливые и выносливые. Они много спят. В зимний период впадают в спячку и спокойно переносят холодное время года. Нашу гостью зовут Тортила. А какую черепаху так звали, из какой сказку она? И в английском языке черепаха звучит как «tortues».

У камила Сен-Санса есть сюита «Черепахи». Послушайте ее.

                              (Сюита «Черепахи»)

 Учитель: Какой темп, звучание. Напоминает ли этот темп движения черепахи, ее медлительность.

Вы знаете очень веселую и любимую вами песню В. Шаинского «Дуэт Черепахи и львенка» Давайте споем ее.

      ( Песня В. Шаинского «Дуэт черепахи и львенка»)

Учитель: «Карнавал животных» - это музыкальная шутка, где легко и остроумно представлены разные животные. И сейчас мы прослушаем заключительный номер из сюиты, к которому Камиль Сен-Санс отнесся более чем серьезно. И может быть поэтому, это произведение жило самостоятельной жизнью 35 лет до смерти композитора, и только после смерти Сен-Санса в 1921 году, (композитору было 86 лет) запрет на исполнение «Карнавала» был снят, мир узнал, что данная пьеса входит в состав сюиты «Карнавал животных». Эта пьеса называется «Лебедь».

                              Слайд ЛЕБЕДЬ.

Большую известность пьеса имела и потому, что на эту замечательную музыку для всемирно известной балерины Анны Павловой был поставлен танец «Умирающий лебедь»

Слушая данную пьесу, ответьте на такие вопросы:

Какой музыкальный инструмент солирует, то есть ведёт главную мелодию? (виолончель)

Почему не скрипка. (У скрипки более тонкий голос

Что изображает композитор этой музыкой? (движение лебедя, взмах крыльев, колыхание воды).

                         ( Звучит «Лебедь»)

  Закончив артистическую карьеру, Анна Павлова поселилась в Лондоне. Её дом стал знаменит декоративно оформленным прудом, в котором всегда водились лебеди. Балерина очень любила фотографироваться с ними.

Прекрасный лебедь выплывает к нам, глядя на свое отражение. Это единственная пьеса из цикла, лишенная элементов иронии .

   «Музыка»

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

И, веря в торжество ее, - творим!

Учитель:  Праздник  завершается, многие звери подружились, жалко расставаться с друзьями. Давайте возьмем карандаши и возьмите понравившиеся вам рисунки и попробуйте раскрасить их. И послушайте еще раз полюбившиеся пьесы из сюиты Карнавал животных.

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ритмики "Бразильский карнавал"

Урок ритмики для начальных классов, 3 кл. Урок-обобщение, может быть итоговым уроком года или четверти. Репертуар урока - народные танцы ( русский, греческий, итальянский). Финал урока - карнавальное ...

Беседа на тему «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Карнавал - это гулянье, где все участники танцуют в костюмах и прячут лица под масками. Оказывается, карнавал устраивают и животные. Это необычный карнавал Он - музыкальный. Музыку для карнавала напис...

Конспект урока + презентация "Школьный карнавал" (УМК"Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект к уроку изобразительного искусства "Карнавал"

Тема урока: Школьный карнавалЦели урока: рассказать и подготовить учеников к выполнению карнавальных костюмов. Планируемые результаты:Предметные:освоят практические приемы изображения;выполнят ка...

Урок Приглашение к путешествию.

Урок по окружающему миру.Приглашение к путешествию. 4класс....

Технологическая карта урока ИЗО "Школьный карнавал" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: выполнить эскизы карнавальных костюмов и украшений.Задачи урокаДидактические:Познакомить детей с праздником «Карнавал».Научить де...

Технологическая карта урока "Одежда для карнавала"

Цели деятельности учителя:  Познакомить учащихся с понятием «карнавал», особенностями проведения этого праздника, разными карнавальными костюмами; со способами создания карнавального ...