Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.
статья по музыке (1 класс) по теме

Елена Голубева

Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы.  Но стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике привели к снижению интереса к музыкальному искусству, и, как следствие, к падению престижа музыкального образования.

В связи с этим, одной из важных задач учителя музыки в общеобразовательной школе становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят не только оптимизировать образовательный процесс, но и повысить качество обучения, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность  учащихся.

 

Учитывая, что одним из активных методов обучения является игра, а компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи, которые сегодня ставит перед собой учитель музыки в новой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aktivnye_metody_obucheniya_na_uroke_muzyki.docx18.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Голубева Е.А., Мамедова Е.П.

Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы.  Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. Так выявляется одна из главных задач музыкального воспитания – формирование гармонически развитой личности ребенка с полноценной системой духовно-нравственных ценностей и богатой эмоциональной сферой.

Но стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике привели к снижению интереса к музыкальному искусству, и, как следствие, к падению престижа музыкального образования.

В связи с этим, одной из важных задач учителя музыки в общеобразовательной школе становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят не только оптимизировать образовательный процесс, но и повысить качество обучения, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность  учащихся.  Становится необходимым применение более эффективных форм организации образовательного процесса, стимулирующих познавательную деятельность учеников.

Для осуществления этих задач необходимо выделить использование в образовательном процессе активных методов обучения, то есть такой системы методов, которые обеспечат активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Такие методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения.

Игра, как один из основных активных методов, во все времена оставалась и остается одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому игровая деятельность является одним из важных методов работы с детьми. Игра активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, память, интеллект.  Естественно включая ученика в процесс познания музыки, игра позволяет моделировать любые изучаемые явления и процессы, позволяет воодушевить детей в процессе занятий, дает возможность  каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

Большую роль в процессе внедрения активных методов обучения играет информатизация образования. В наши дни, создание информационного пространства в образовательном процессе стало нормой. Это не только повысило мотивацию современного школьника к различным видам учебной деятельности, но и позволило расширить понимание возможностей информационных технологий. А использование мультимедиа-технологий в музыкальном образовании не только повышает интерес учащихся к предмету, но и дает множество возможностей, таких как развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, обучение нотной грамоте, изучение принципов композиции, аранжировки, работы со звуковыми файлами, создание электронных музыкальных энциклопедий, исследовательская деятельность. Развитие информационной среды, телекоммуникационных сетей обеспечивает доступ к огромным объемам информации, позволяющей активизировать познавательную деятельность учеников.

Учитывая, что одним из активных методов обучения является игра, а компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи, которые сегодня ставит перед собой учитель музыки в новой школе.

Многообразие музыкально-интерактивных игр, обучающих компьютерных музыкальных программ, электронных музыкальных энциклопедий, on-line игр значительно расширяет спектр активной деятельности учащегося на уроке музыки. Включение в работу такого рода активных методов обучения позволяет создать продуктивную образовательную среду и может быть использовано на самых разных этапах урока, во внеклассной деятельности или домашнем обучении. Такие игры обеспечивают выполнение учебных целей при сохранении привлекательности самого процесса.

Обучающая программа «Музыкальный класс» - это веселое развлечение, игра и уроки музыки одновременно. Программа дает подробное описание различных типов музыкальных инструментов, а также позволяет услышать их звучание. Вместе с тем можно почерпнуть много интересных и необходимых сведений по теории музыки: узнать о том, что такое гармония, интервал, мелодия, тон и т.д.; получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах; попробовать себя в роли исполнителя песен, записать их в память программы и прослушать полученный результат.

Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития музыки» Кирилла и Мефодия приобщает к мировой музыкальной культуре, развивает музыкальный слух и чувство ритма, учит уверенно говорить о музыке, различать музыкальные жанры, стили и направления, разбираться в системе музыкальных терминов, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки.

Музыкально-интерактивные игры «Волшебная флейта», «Щелкунчик», «Карнавал животных», «Алиса и времена года» сочетают в себе увлекательную интерактивную игру, загадки, викторины, музыкальную энциклопедию, а также задания на тренировку музыкального слуха и памяти. Эти игры можно использовать на всех этапах урока – при изучении новой темы, так как они содержат определенный набор теоретических сведений; в качестве викторины, например, при знакомстве на уроке с определенными произведениями и, соответственно, при оценке полученных знаний.

В этом многообразии активных методов обучения необходимо выделить и новую форму игры – игры в реальном времени. Игры on-line в легкой и доступной форме помогают достичь множества поставленных перед учителем задач: обучение нотной грамоте и основам музыкального языка, развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, приобретение навыков сочинительства, аранжировки элементарных музыкальных фрагментов, знакомство с инструментами разных групп и определение их места в оркестре, развитие вокальных способностей. Безусловно, использование на уроках музыки игр on-line, ограничивается возможностями кабинета, так как более продуктивным результат получится  при наличии компьютера у каждого ребенка. Но в качестве домашнего задания, такая форма работы может стать одним из способов достижения поставленной цели.

Таким образом, применение активных методов обучения обеспечивает решение самых разнообразных образовательных задач: формирует положительную учебную мотивацию, повышает познавательную активность учащихся, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует развитию творческих способностей учеников. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.

Список использованной литературы:

  1. Горбунова И.Б., Привалова С.Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребенка. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009.
  2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В., Черная М.Ю. Музыкальный компьютер и синтезатор в педагогическом процессе. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

Активные методы обучения на уроках чтения в начальной школе

Обобщение опыта работы. Использование различных методов активного обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, активизирует творчество на уроках, развивает воображение, раск...