Сказка о русских народных инструментах
учебно-методический материал по музыке на тему

Огиренко Екатерина Михайловна

Урок-презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация918.5 КБ
Microsoft Office document icon skazka_o_russkih_narodnyh_instrumentah.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами» Давно это было. Жили-поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке умные и полезные вещи.

Слайд 3

Умные и полезные вещи: Ложка деревянная Рубель Трещотка Рожок

Слайд 4

Однажды, в деревушке, появились скоморохи. Скоморохи – бродячие артисты, певцы, и музыканты. Исполнители народной музыки.

Слайд 5

В руках у скоморохов пели, играли и звенели музыкальные инструменты: Гусли Балалайка

Слайд 6

«Весело живётся»- ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Слайд 7

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают.

Слайд 8

Так и стали умные и полезные вещи музыкальными инструментами. С тех самых пор, путешествуют они все вместе по белу свету.

Слайд 9

Оркестр - большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

Слайд 10

Дружная музыкальная семья – оркестр русских народных инструментов. В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

Слайд 11

Оркестр русских народных инструментов

Слайд 12

ДИРИЖЕР Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …

Слайд 14

СПАСИБО



Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов
  • обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов
  • знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

Воспитательные:

  • показать  самобытность русских народных инструментов и их место в жизни  русского человека
  • через народное устное творчество (сказку) формировать  интерес к русской музыкальной культуре
  • воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны
  • продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

Коррекционно - развивающие:

  • способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение русского фольклора
  • развивать у учащихся тембровый и ритмический слух
  • способствовать осознанию значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

Структура урока:

I.   Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

II.  Актуализация знаний.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

V.  Игра на ударно – шумовых инструментах.

VI. Итог.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

Приветствие.

Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

- повторение текста

- повторение и интонирование мелодии

- создание позитивной атмосферы

- исполнение песни

II.  Актуализация знаний.

- Ребята, а любите ли вы сказки?

  А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? --- ……..

- Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён  люди  любили рассказывать  друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои,  это -  добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы.  Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать  Иваном-царевичем, а  Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку.  Я думаю, что вы, дорогие  ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам  русские народные сказки.

Слайд 1

- А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что,  придумала её  для вас я сама. И называется она так: «Сказка про  то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».  Эта сказка  поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке  вы не только услышите сказку, но и  познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

                                       

- Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд 3

                                                                                             

- Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они  не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они   все вместе, до поры  до времени.

Слайд 4

- Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

                                               

- В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

 - Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

- Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6  

                                                                                                       

 «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Слайд 7

- Тут в разговор вступили гусли: «За песни,  да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы  своей музыкой  людям радость приносим».

«Ой!»  - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

                                         

- Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

- С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных  инструментов.

Слайд 9

                                                                                                                 

- Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит.

А вы,  ребята, хотели бы  послушать голоса русских народных инструментов в оркестре?---…

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

- А сказка наша  продолжается.  Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если  музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не  будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.

Слайд 11

                                                 

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

                                                                                       

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …  ДИРИЖЕР

- Что делает дирижер? --- …

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

- Вы сегодня  познакомились с русскими народными музыкальными  инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами  игры на них.

А теперь   я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых   мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий  хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

V.  Игра на ударно – шумовых инструментах.

- А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

VI. Итог.

- Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила  понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились  слушать  и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению  друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо»  за то, что она нас многому научила.

Слайд 14

                         

- Наш урок окончен. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомства с русскими народными инструментами.

Разработка урока с презентацией о музыкальных народных инструментах....

Презентация "Русские народные инструменты"

Презентация для урока музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"...

Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе.

Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе....

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

Презентация к уроку 2 класс Русские народные инструменты

Презентация к уроку по теме "Русские народные инструменты"...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...