Главные вкладки

    Сказка о русских народных инструментах
    учебно-методический материал по музыке на тему

    Огиренко Екатерина Михайловна

    Урок-презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon Презентация918.5 КБ
    Microsoft Office document icon skazka_o_russkih_narodnyh_instrumentah.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами» Давно это было. Жили-поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке умные и полезные вещи.

    Слайд 3

    Умные и полезные вещи: Ложка деревянная Рубель Трещотка Рожок

    Слайд 4

    Однажды, в деревушке, появились скоморохи. Скоморохи – бродячие артисты, певцы, и музыканты. Исполнители народной музыки.

    Слайд 5

    В руках у скоморохов пели, играли и звенели музыкальные инструменты: Гусли Балалайка

    Слайд 6

    «Весело живётся»- ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

    Слайд 7

    Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают.

    Слайд 8

    Так и стали умные и полезные вещи музыкальными инструментами. С тех самых пор, путешествуют они все вместе по белу свету.

    Слайд 9

    Оркестр - большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

    Слайд 10

    Дружная музыкальная семья – оркестр русских народных инструментов. В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

    Слайд 11

    Оркестр русских народных инструментов

    Слайд 12

    ДИРИЖЕР Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …

    Слайд 14

    СПАСИБО



    Предварительный просмотр:

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов
    • обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов
    • знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

    Воспитательные:

    • показать  самобытность русских народных инструментов и их место в жизни  русского человека
    • через народное устное творчество (сказку) формировать  интерес к русской музыкальной культуре
    • воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны
    • продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

    Коррекционно - развивающие:

    • способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение русского фольклора
    • развивать у учащихся тембровый и ритмический слух
    • способствовать осознанию значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя

    Тип урока: комбинированный урок

    Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

    Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

    Структура урока:

    I.   Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

    II.  Актуализация знаний.

    III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

    IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

    V.  Игра на ударно – шумовых инструментах.

    VI. Итог.

    ХОД УРОКА

    I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

    Приветствие.

    Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

    - повторение текста

    - повторение и интонирование мелодии

    - создание позитивной атмосферы

    - исполнение песни

    II.  Актуализация знаний.

    - Ребята, а любите ли вы сказки?

      А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? --- ……..

    - Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён  люди  любили рассказывать  друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои,  это -  добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы.  Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать  Иваном-царевичем, а  Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку.  Я думаю, что вы, дорогие  ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам  русские народные сказки.

    Слайд 1

    - А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что,  придумала её  для вас я сама. И называется она так: «Сказка про  то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».  Эта сказка  поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

    На нашем уроке  вы не только услышите сказку, но и  познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.

    III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

    Слайд 2

                                           

    - Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

    Слайд 3

                                                                                                 

    - Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

    Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом.

    Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

    Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

    Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они  не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они   все вместе, до поры  до времени.

    Слайд 4

    - Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

    Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

    Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

    Слайд 5

                                                   

    - В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).

    Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

     - Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

    - Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

    Слайд 6  

                                                                                                           

     «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

    «А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

    Слайд 7

    - Тут в разговор вступили гусли: «За песни,  да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы  своей музыкой  людям радость приносим».

    «Ой!»  - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

    «Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

    Слайд 8

                                             

    - Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

    - С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных  инструментов.

    Слайд 9

                                                                                                                     

    - Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит.

    А вы,  ребята, хотели бы  послушать голоса русских народных инструментов в оркестре?---…

    Слайд 10

    Фонограмма «Светит месяц»

    - А сказка наша  продолжается.  Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если  музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не  будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.

    Слайд 11

                                                     

    Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

    Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.

    Слайд 12

                                                                                           

    Загадка:

    Кто невежливый такой:

    Повернулся к нам спиной,

    Стал размахивать руками

    Прямо в зале перед нами.

    Не приучен он к порядку

    Или делает зарядку?

    С кем звучит оркестр и хор?

    Знаем, это …  ДИРИЖЕР

    - Что делает дирижер? --- …

    IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

    - Вы сегодня  познакомились с русскими народными музыкальными  инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами  игры на них.

    А теперь   я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых   мы с вами говорили на уроке.

    Слайд 13

    Сделать это нам помогут загадки:

    У неё есть три струны

    Их рукой щипать должны.

    Можно под неё плясать

    И по-русски приседать!

    Я весь круглый.

    Меня ударишь-

    Я бубенцами зазвучу,

    Меня положишь – я молчу.

    Мы собрали хоровод,

    Пригласили весь народ.

    А в кругу наш пастушок

    Дует весело в …………….

    На дощечке - есть насечки.

    Проведи по ним рукой,

    И услышишь голос звонкий,

    Деревянный, озорной!

    А Садко на них играл

    И душевно напевал.

    Перебрал он много струн-

    Вышел из волны Нептун.

    С сороками имеет связь

    Его название.

    Владеть им может человек,

    Имеющий  хоть малое призвание!

    И щи хлебают,

    И «барыню» играют.

    V.  Игра на ударно – шумовых инструментах.

    - А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.

    Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

    VI. Итог.

    - Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила  понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились  слушать  и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению  друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо»  за то, что она нас многому научила.

    Слайд 14

                             

    - Наш урок окончен. До новых встреч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомства с русскими народными инструментами.

    Разработка урока с презентацией о музыкальных народных инструментах....

    Презентация "Русские народные инструменты"

    Презентация для урока музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"...

    Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе.

    Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе....

    Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

    Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

    Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

    Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

    Презентация к уроку 2 класс Русские народные инструменты

    Презентация к уроку по теме "Русские народные инструменты"...

    Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

    Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...