«Там русский дух… там Русью пахнет» 3 класс, I четверть
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Бабий Елена Александровна

Урок музыки по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Цель - осознать влияние фольклора на развитие авторского искусства. Музыкальный материал вполне традиционный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_bogatyrskoy_simfonii_3.doc32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Там русский дух… там Русью пахнет»

3 класс, I четверть

по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак

Цель: осознать влияние фольклора на развитие авторского искусства.

Задачи:

  • формировать представления о русских композиторах и художниках;
  • развивать умение характеризовать художественные и музыкальные произведения;
  • развивать музыкально-сенсорные способности;
  • формировать патриотическое отношение к Родине.

Оборудование:

  • портрет А.П.Бородина;
  • музыкальный центр;
  • аудиозапись фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина;
  • репродукция картины «Богатыри» В.Васнецова.

Конспект урока

Здравствуйте. Наш урок сегодня начнется с очередной музыкальной загадки. Какое произведение сейчас прозвучит?  – звучит небольшой фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, ответы детей

Вы правы, это фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова и рассказывает он нам о чудесах на острове Буян. А как же звучит музыка, что именно дает нам возможность понять, о каком чуде идет речь?  – ответы детей (музыка про белку – тоненькая, легкая, «прыгучая», про витязей – яркая, мощная, про царевну-лебедь – плавная, протяжная, гордая)

Все правильно. Осталось вспомнить, кто автор литературного произведения «Сказка о царе Салтане» – ответы (А.С.Пушкин)

Скажите, ребята, а образы царевны-лебеди, тридцати трех богатырей, других сказочных персонажей Пушкин сам создал?  – ответы (нет, некоторые уже существовали в русских сказках) А кроме сказок какие вы еще знаете жанры русского народного творчества? – ответы (песни, былины, поговорки и др.) А былины и сказки – это одно и то же? – ответы детей.

Кто является героем былины? – ответы (богатыри) А кто они, как вы их себе представляете? – ответы (защитники,  большие, сильные,  и т.д.)

Посмотрите, какими увидел древнерусских былинных богатырей художник В.Васнецов – работа по картине (общее настроение, типажи, состояние богатырей)

На картине сразу видно, каковы богатыри, а если с помощью музыки создать образ, какая она будет?  – ответы (сильная, громкая, уверенная, в низком регистре, маршевая и т.д.)

А кто хочет сыграть музыку о богатырях?  –  выступления по желанию, 2-3 ученика.

Ребята, очень интересные у вас предположения! Но это предположения любителей музыки, а нам еще предстоит познакомиться с мнением о богатырях настоящего композитора. Мы услышим музыку русского композитора А.П.Бородина. Прозвучит фрагмент симфонии №2, которую называют «Богатырской». Внимательно послушайте и скажите, что именно в музыке расскажет нам о богатырях – слушание фрагмента I части, ответы детей (музыка гордая, мощная, настороженная, грозная, и т.д.) Совпало ли ваше представление о богатырской музыке с услышанным или у вас с композитором разное мнение? – ответы ребят 

Образы былины, картины и музыки имеют общее? – ответы (герои, настроение) Сделаем вывод: влияет народное творчество на авторское искусство? – ответы (да, используются образы, герои, сюжеты). Образ защитника земли русской мы можем встретить во многих произведениях литературы, живописи, музыки, как в авторских, так и в народных. Послушайте русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и скажите, что общего между песней и образом богатырей? – звучит песня, ответы (готовность защищать родину, гордость за страну).

Хорошие мысли! Эту песню мы с вами начинаем разучивать – разучивание первого куплета.

Скажите, ребята, кто сегодня был главным героем урока? – ответы (защитник, богатырь). Образ этот народный или авторский? – ответы (изначально народный). С этими образами мы еще встретимся на уроках. Вы сегодня хорошо поработали. До свиданья.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"

Внеклассное мероприятие проводится после прохождения темы "Устное народное творчество" по литературному чтению в 1-2 классах.Можно проводить как открытое занятие. Оно включает много сказок, викторин, ...

срезы знаний по русскому языку для 2-4 классов 1 четверть

материалы для срезов знаний по русскому языку 1 четверть...

Всероссийский словарный урок в день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля - в рамках Года литературы: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

В библиотеке Гимназии № 3 города Южно-Сахалинска 19 ноября 2015 года был проведён словарный урок ко дню рождения Владимира Ивановича Даля в рамках года Литературы. Познакомились с краткой биографией В...

Литературный конкурс «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»

Данный литературный конкурс составлен для обучающихся начальной школы. Цель: определение уровня начитанности детей....

Учебно-методическая разработка "Там русский дух, там Русью пахнет"

Сейчас многое говорится о национальном характере, но что кроется за этим термином? Из чего складывается культурное богатство и традиции каждого народа?Взгляды крестьянского общества возникли на базе п...

Там русский дух, там Русью пахнет

Сейчас многое говорится о национальном характере, но что кроется за этим термином? Из чего складывается культурное богатство и традиции каждого народа?Взгляды крестьянского общества возникли на базе п...