«ТЕМБРЫ – КРАСКИ» 2 класс, IV четверть программа В.В.Алеева, Т.Н.Кичак.
план-конспект урока (музыка, 2 класс) по теме

Бабий Елена Александровна

Урок музыки «Тембры-краски» проводится по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак во 2 классе в IV четверти. Цель урока – сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа. Использование таких приемов и методов, как артикуляционная разминка (на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова) и метода моделирования, способствуют активной и результативной работе детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ТЕМБРЫ – КРАСКИ»

Цели и задачи:

  • сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа;
  • познакомить с понятием «тембр»;
  • обобщить представления о разных музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, труба,  арфа, орган, клавесин);
  • научить отличать тембры различных инструментов на слух (фортепиано, скрипка, труба,  арфа, орган, клавесин);
  • развивать умение давать характеристику тембрам;
  • сформировать умение моделировать тембровое развитие на примере знакомого музыкального образа в пьесе М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)» из цикла «Картинки с выставки»;
  • закрепить навык хорового исполнения песни «Как лечили бегемота».

Оборудование:

  • аудиозаписи фрагментов звучания арфы, трубы, клавесина, органа;
  • аудиозапись пьесы «Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)» из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского в фортепианном и оркестровом изложении;
  • изображения музыкальных инструментов (рояль, клавесин, орган, арфа, скрипка, труба);
  • рисунок с любым сюжетом в черно-белом и цветном варианте.

Основные методы и приемы:

  • метод слуховой наглядности;
  • метод моделирования;
  • метод фонопедических упражнений.

ХОД УРОКА

Этапы

(художественно-педагогическая драматургия урока)

Содержание

1. Организационный момент


2. Завязка – актуализация знаний








3. Развитие (этап осмысления материала)



























4. Первая кульминация (введение нового термина)





Постановка проблемы


5. Развитие









Метод «моделирования»









6. Вторая кульминация (осознание роли тембров)






7. Развязка


Вход в класс

Приветствие класса.

Ребята, посмотрите, на нашей доске изображения музыкальных инструментов. Все они вам известны, давайте назовем их. Кто готов выйти, назвать и указать каждый инструмент? – ответ ученика

Все инструменты названы правильно. А помните ли вы их голоса? Проверим себя. Закроем глаза, сосредоточимся и представим себе: вот зазвучала арфа, запела скрипка, хрустально заиграл клавесин, зазвенела труба…


А теперь, когда вы все вспомнили, послушаем музыкальные фрагменты, определим, какие в них звучат голоса и скажем, как они звучат:

1. О.Мессиан «Страдания Христа» – орган, духовой инструмент, звук плывущий, мощный

2. И.С.Бах «Итальянский концерт» – клавесин, клавишный струнно-щипковый, звук отрывистый

3. К.Дебюсси «Лунный свет» – арфа, струнно-щипковый, звук переливающийся

4. П.И.Чайковский Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро» – труба, духовой, звук призывный, звонкий

Ребята, а теперь, кроме инструмента, назовите произведение и его автора:

5. М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)» – фортепиано, клавишный, звук разнообразный


Остался один инструмент – скрипка. Давайте просто скажем, какой у нее голос: мягкий и настойчивый, певучий и резкий.

Мы уже знаем песню о скрипке, о том, как ее голос и мастерство музыканта вылечили бегемота. Давайте исполним песню, но сначала «гимнастика для голоса» – выполняется фонопедическая разминка.

Исполнение песни «Как лечили бегемота»,

 отработка выразительного исполнения.


Вы правильно определили все голоса. А что помогло вам справиться с этой задачей? – ответ «Помогло то, что все голоса разные»

Верно, у каждого голоса своя окраска, голоса могут быть светлые, темные, яркие, приглушенные… В музыке окраска голоса называется ТЕМБР (запись на доске). У всех инструментов разные тембры, у нас разные тембры, поэтому мы можем отличить друг друга даже на слух.


А зачем нам много разных музыкальных тембров? –  ответы детей «Чтобы музыка была ярче, разнообразнее, интереснее»

Да, наверное, с помощью разнообразных тембров можно сделать музыку интереснее, но как?.. Посмотрите: показывается черно-белый рисунок. Что здесь изображено? – рассказ детей о сюжете. А теперь сравним с этим рисунком: показывается цветной рисунок. В чем разница? – ответ «Добавили цвета, рисунок стал ярче, красочнее».

А в музыке  разве не так же происходит? Обратите внимание: тембр – окраска звука. Можно с помощью разных тембров сделать музыку красочнее, ярче? – ответы.

Давайте и мы «раскрасим» музыку. Добавим музыкальных красок к пьесе «Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)». Каким тембрам вы бы доверили показать образ Бабы-Яги? – предположения детей.

А теперь послушаем, как с этой же задачей справился настоящий композитор. Вслушайтесь, каким стал этот образ, каким инструменты теперь главные

Слушание пьесы «Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)»

 из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского

в оркестровом изложении

Ответы детей «Музыка стала яркой, красочной. Инструменты: скрипки, виолончели, духовые»

Молодцы, все правильно определили.

Подведем итог:

зачем же нужны разнообразные тембры? – ответ

что такое тембр? – ответ

Все верно, тембры делают музыку красочнее, разнообразнее. И такая музыка обязательно и душу излечит, и прекрасное настроение создаст. А на этом наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cамостоятельная работа по математике,3 класс,2 четверть,программа "Школа России".

Цель: проверить уровень усвоения знаний детей по изученным темам курса: умножение и деление на 1 и на 10.умножение на нуль, деление нуля, деление числа на равное ему число. Проверить умение решать зад...

Контрольная работа по математике, 3 класс,3 четверть,программа" Школа РОССИИ".

Контрольная работа по математике .3 класс,3 четверть.программа "Школа РОССИИ" Цель работы: проверить прочность усвоения изученного материала....

Тест по теме: "Предложение" (2 класс, I четверть, программа "Школа России").

Тест по теме: «Предложение» (2 класс, I четверть).1.Как на письме одно предложение отделяется от другого?...

Контрольная работа по математике . 3 класс. 1 четверть. Программа «Школа -2100» Петерсон Л.Г.

Контрольная работа по математике 3 класс 1 четверть .Программа "Школа 2100"...

Презентация к уроку музыки по программе В. В. Алеева, Т. Н. Кичак, 1 класс. Урок 2

Презентация подготовлена по методическому пособию:Шаталова И. Л.Музыка. 1 класс: метод. пособие к учебнику В.В. Алеева, Т.Н.Кичак  / И.Л. Шаталова,Н.П. Сокольникова; под ред. В. В...

Презентация к уроку Музыки по программе В. В. Алеева, Т. Н. Кичак, 1 класс. Урок 3.

Презентация подготовлена по метоодическому пособию:Шаталовой, И. Л.Музыка. 1 класс : метод. пособие к учебнику В.  В. Алеева, Т. Н. Кичак  / И.  Л.  Шаталова,Н. П. Соколь...