Колокольные звоны России
план-конспект урока по музыке по теме
Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомить с особенностями звучания колоколов и показать на примере творчества русского композитора С.В.Рахманинова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnye_zvony_rossii.doc | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Атюрьевская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Урок музыки в 4 классе
«Колокольные звоны России».
Телякова Ольга Владимировна
учитель музыки,
Первая квалификационная категория
2013
Программа: «Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского
Тема четверти: Музыка моего народа.
Тема урока: Колокольные звоны России.
Класс: 4
Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов, творчеством русского композитора С.В. Рахманинова.
Задачи:
Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомить с особенностями звучания колоколов и показать на примере творчества русского композитора С.В.Рахманинова;
Развивающие: Развить творческое мышление, культуру общения, слушания, чувство ритма, вокально-хоровые навыки;
Воспитательные: Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций, любовь к русской музыке, желание слушать и исполнять ее.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений, клавишный синтезатор, мультимедиа проектор, раздаточный материал, медные и глиняный колокольчики.
Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.
Методы обучения: сравнения, практический, объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.
Ход урока.
Организационный момент: Музыкальное приветствие «Колокольчик».
Ребята, сегодня наш урок мы начнем с музыкальной загадки. Внимательно послушайте и попытайтесь определить, какой музыкальный инструмент исполняет и слышали вы когда – нибудь этот фрагмент.
Звучит музыкальный фрагмент колокольные звоны Кремлевских курантов.
- Это звучат Кремлевские куранты, а слышим мы их в Новый год по телевизору (ответы детей).
Давайте проверим, правильно ли мы с вами решили, действительно ли это бой Кремлевских курантов.
Как вы думаете, о чем у нас сегодня будет с вами урок, давайте попробуем определить тему нашего урока.
- Сегодня урок будет о колокольных звонах (ответы детей).
В праздники или трагические минуты в Древней Руси и сейчас в России характерно звучание колоколов.
А что еще характерно для русского народа, чем занимались люди в праздники?
- В праздники любили петь песни, плясать (ответы детей).
Действительно для русского человека характерно исполнение песен и в праздничные дни, и в будни.
Россия, Россия – края дорогие, здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные, раздольные песни поют.
Сейчас возрождаются традиции русской культуры, возникают фестивали, народные праздники, в которых мы можем услышать различные песни.
А какие виды песен вы можете назвать, какие вам знакомы?
- Обрядовые: календарные, семейно – бытовые (свадебные, колыбельные), трудовые, хороводные (хороводы – игры, хороводы – пляски) (ответы детей).
Мы перечислили с вами разновидности песен, которые изучали, а теперь мы сами исполним песню «Край родной».
Распевание.
Исполнение песни «Край родной».
Исконно русской традицией является не только пение, ведение хороводов, но и колокольные звоны. Высокой степени искусства звоны достигли в Новгороде в XIII веке.
Мастера делали большие наборы колоколов разного размера, строя, силы и звучания. Такие колокола давали возможность играть яркую и эффектную музыку.
Колокольный звон – одна из самых ярких черт русской жизни – имел отнюдь не только богослужебное значение, ему суждено было стать особым, вполне самостоятельным языком русской культуры. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, возвещали о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях, предупреждали о пожаре и эпидемии, о приближении врага, подавали сигналы времени, указывали дорогу путникам в пургу, а кораблям в море – еще до появления маяка – сообщали в шторм о близости берега.
Колокола закреплялись на колокольне или звоннице. Искусство колокольных звонов стало важной частью русской музыки и придавало ей ярко национальный колорит.
- Как вы думаете, все ли колокола звучат одинаково? (ответы детей).
У одного колокольчика низкий и долгий звук, у другого выше, а у третьего – совсем высокий, и звенит он очень коротко и быстро.
А сейчас я предлагаю вам подойти ко мне, посмотреть, потрогать и подумать от чего зависит звучание колокола? (ребятам предлагается подойти к столику в центре класса и посмотреть колокольчики: глиняный, медный (маленький) и большой колокол).
Коллективный тренинг (проходят на свои места).
Звучание колокола зависит от величины, веса, формы и материала из которого отливают колокола.
Колокола – это древний музыкальный инструмент. Старинная легенда рассказывает, что колокола впервые отлиты при святом Павлине, епископе Ноланском. Он увидел во сне полевые колокольчики и услышал их чудесный звон. Проснувшись, Павлин приказал отлить колокола из сплава разных металлов.
- Ребята скажите, а мы с вами можем изобразить звучание колокола?
- Ответы детей.
Я предлагаю разделиться на группы: первая группа будет изображать звучание большого колокола (бом - длительность половинка в размере 2/4), а вторая группа звучание маленького колокола (дин – дон – восьмые в размере 2/4).
Учащиеся выполняют ритмическую партитуру.
- Мы с вами голосом изобразили звучание колоколов, как вы думаете можно ли звон колокола изобразить на музыкальном инструменте – фортепиано?
- Да (ответы детей).
Верно. Также как делится звучание колоколов на высокое, средние, низкое, клавиатура делиться на высокие, средние, низкие звуки. Чем, больше колокол, тем ниже его звучание, чем меньше, тем выше и тоньше его звон. Давайте послушаем, как все вместе звучат колокола разных размеров.
Слушание музыкального фрагмента Суздальские куранты.
А теперь я предлагаю вам самим попробовать на фортепиано изобразить звучание колокола.
Дети приглашаются к инструменту, играют звуки, придерживая педаль.
Мы с вами сейчас выяснили, что звучание колокола можно изобразить голосом, музыкальным инструментом. Сейчас я вам исполню музыкальный фрагмент, послушайте и скажите, похожи ли первые звуки на звучание колокола?
- Да (ответы детей).
- Какой по размеру колокол мог так прозвучать? (ответы детей)
Мы послушали вступление к концерту №2 для фортепиано с оркестром русского композитора С.В. Рахманинова.
Именно в его творчестве во всех произведениях слышна колокольность. Особенно это выразилось в произведениях написанных в тот период, когда композитор был вынужден уехать за границу.
А сейчас мы послушаем, какая мелодия зазвучит из трагического вступления, в котором мы услышали звучание колокола, постарайтесь определить характер основной темы концерта.
Учащиеся слушают фрагмент первой части (главная партия) концерта №2 для фортепиано с оркестром.
Коллективный тренинг. Характер главной партии 1 части концерта №2 для фортепиано с оркестром.
А сейчас я вам раздам колокольчики. Какое настроение у вас сегодня было на уроке? Постарайтесь передать ваше состояние при помощи красок - раскрасьте свои колокольчики.
Дети выполняют задание. Звучит фоном музыка Концерт №2 для фортепиано с оркестром (побочная партия).
По вашим колокольчикам я поняла, какое у вас было настроение на уроке. Мне хочется подарить вам колокольчики – пусть они напоминают вам о сегодняшнем уроке.
Уже стало традицией привозить из путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовет вас в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую, серьезную жизнь.
Выставление оценок.
Мне хочется в заключение нашей темы прочитать стихотворение, которое раскрывает смысл нашего урока.
Слышу вас, колокола, над землею. Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла, сколько силы! До чего же вам мила мать – Россия!
Вам и роща дорога и былинка, и дорога на века, и тропинка,
И могучий богатырь, и старушка, златоглавый монастырь и церквушка,
Вы слышны и мудрецу и ребенку. Вы летите ко дворцу и в избенку.
Вот гудя, ударит бас: Слушай! Словно с неба божий глас – прямо в души.
Все призывней, все сильней, все набатней, все соборной для людей, все понятней.
Собирает он народ воедино, и на подвиги зовет исполина
А во след ему звучат говорливо колокольчиков – внучат переливы.
Позабудется на миг боль да горе, озарится светом лик в каждом взоре.
Раскрываются сердца люди – братья, словно не было конца и распятья,
Словно не было потерь и печали – снова радуйся и верь, как в начале.
И для жизни собирай снова силы. И сражайся, и страдай для России.
Голоса колоколов, словно пламя, как свидетели веков все вы с нами,
То ль сомненья вас жгли, то ли беды – все равно вы с нами шли до победы.
Никогда ваш гул и стон не остынет – потому что боль жива в вашем сердце,
Потому что знали вы слезы жизни, и страдали для любви, для отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь в купол синий, чтоб всегда жила любовь над Россией.
Дома мне хочется предложить вам отгадать кроссворд по теме нашего урока.
Ребятам раздается кроссворд в качестве Д/З.
В оставшееся время до звонка мне хочется вас познакомить с новой песней. Слова О. Высотской, музыка В. Локтева «Песня о России».
Разучивать мы ее начнем с припева. Послушайте мелодию (учитель играет мелодию припева) и разучивает с классом.
Разучив припев песни, ребята вместе с педагогом исполняют ее (запевы поет учитель, припев учащиеся).
Урок закончен. Музыкальное прощание.
Кроссворд к теме урока в 4 классе «Колокольные звоны России».
- В творчестве, какого композитора в музыкальных произведениях ярко выражена колокольность?
- К какой группе инструментов можно отнести колокола?
- Какой цветок приснился мудрецу и был создан колокол?
1.
2.
3.
Виды песен:
Обрядовые Семейно – бытовые Колыбельные
Трудовые Календарные Хороводы - пляски
Хороводные Хороводы – игры Свадебные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий колокольный звон
Презентация "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса по программе Е. Д. Критской....
Открытый урок "Колокольные звоны России"
Цель урока: показать значение колокольного звона в жизни русского народа. Задачи:Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с...
Урок музыки в 4 классе «КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИ».
Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов, творчеством русского композитора С.В. Рахманинова.Задачи: Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомит...
Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".
Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...
Конспект урока по музыке "Великий колокольный звон" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели: формирование знаний о колоколах и колокольных звонах на Руси, их значимости в истории и культуре русского народа; знакомство с колоколами, колокольными звонами (благовест, трезвон, набат), тембр...
колокольные звоны России
колокольные звоны России...
Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Великий колокольный звон. Звучащие картины."
Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Великий колокольный звон. Звучащие картины."...