Методическая разработка по теме: "Развитие навыков двухголосия и трёхголосия у детей младшего возраста"
методическая разработка по музыке по теме

Барышникова Людмила Петровна

Одноголосие и многолосие исторически развивалось в европейской музыке параллельно друг другу. В хоровой работе овладение навыками многолосия является обязательной задачей. В условиях работы с младшим детским возрастом конечной целью является освоение трёхголосного пения. В творческом объединении "С песней весело шагать" программа расчитана на два года. Данная методическая разработка помогает достигнуть звучания трёхголосия в детском хоре младшего возраста к концу второго года обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

"Развитие навыков двухголосия и трёхголосия у детей младшего возраста"

Одноголосие и многолосие исторически развивалось в европейской музыке параллельно друг другу. В хоровой работе овладение навыками многолосия является обязательной задачей. В условиях работы с младшим детским возрастом конечной целью является освоение трёхголосного пения. Нужно стремиться прийти к этой цели наиболее быстрым путем.

Начинать работу следует с одноголосия, так как при этом можно сосредоточить внимание учащихся на элементарных навыках, без которых невозможно стремление вперёд:

а) на умении одновременно брать звук, пропевать его, и одновременно снимать;

б) правильно (округлённо) формировать гласные;

в) артикулировать свободным, подвижным, но крепким и эластичным ртом;

г) прислушиваться к соседям и общему звучанию хора, следя за интонацией и общей слитностью звучания.

Создание унисона - база для развития вокальных навыков учащихся. К многоголосию надо готовиться с первого года обучения.

Начинать нужно с полифонического двухголосия. Пение канонов, простейшей формы имитации, даёт возможность проявиться ансамблю в каждой отдельной хоровой партии при общем ансамбле. Важным качеством большинства канонов есть то, что при довольно незначительных затратах усилий возможно получить большой эффект, как исполнительский, так и учебный. Каноны полезно разучивать и петь на всех этапах развития хорового коллектива.

(Сборники Литовко "Каноны", сборник "Сто канонов", сборник Струве "Каноны для детского хора")

Методика работы над каноном

1. Сначала просольфеджировать с листа (если дети подготовлены).

2. Впевать ритмично. Пульсация с устремлением вперёд.

3. В первый раз надо объяснить, что такое канон. Разделить на две группы (или ядро из одного человека, все остальные - другой голос). Необходимо менять местами. Первый раз спеть канон с подвинутыми сильными голосами.

4. Каноны поются a cappella.

5. Петь негромко, певуче, чтобы слышать партию.

6. Не петь каноны с начала до конца. Работать над частями: начало, вступлением фраз двух групп.

7. Норма - один канон в два месяца.

8. Петь новые и повторять старые.

Переходный период к двухголосию

В переходный период к двухголосию нужно включить упражнения с самостоятельным голосоведением, начальные упражнения на терцовое двухголосие. Упражнения двухголосные и каноны не доводить до блестящего состояния.

Необходимо развивать способность слышать два звука, три звука:

 - исполнять звуки по одному и много в сравнении;

 - затем исполнять два звука (педагог настраивает на слушание двух звуков, ребята поют их);

 - затем использовать пение "Эхо" (педагог играет или поёт, хор повторяет);

 - затем при игре добавляется контрапункт в "Эхо" (ребята поют свою тему и слушают другой голос одновременно);

 - затем педагог играет двухголосно, хор повторяет;

 - пение гаммы (ребята поют, педагог вступает на инструменте в терцию);

 - вариации на гаммообразующие попевки:

              а) один голос на месте - другой двигается,

              б) оба голоса двигаются;

(указанные упражнения нужно петь дважды; что игралось, то должно быть спето);

 - петь эти упражнения двухголосно.

Пение гармонических интервалов

1 гр. - поёт нижний звук

2 гр. - верхний (по очереди и одновременно)

Сначала удобно разучивать с названием нот, а затем на гласную. Двухголосные упражнения по Струве полезно начинать с квинты.

Интервал терция создаёт самые лучшие условия для смешанности двух звуков - первого важнейшего навыка гармонического пения.

При двухголосии добиваться тихого пения.

Пение a cappella быстрее помогает усвоить интонацию.

После канонов и упражнений на двухголосие переходного периода можно разучивать двухголосные песни. Песни должны быть с яркими напевными мелодиями. Нижний голос с самого начала должен быть очень интересный.

Двухголосие

Разучивается сначала отдельно каждый голос.

При соединении пользуются обычным методом: верхние голоса поют тише или закрытым ртом, нижние укрепляются в своей мелодии при одновременном звучании двух голосов.

Необходимо выработать умение слышать другую партию.

Закреплять двухголосие полезно пением квартетами, квинтетами или пением педагога с лучшим учеником из разных партий.

1. Необходимо в работе над двухголосием выстраивать трудные интервалы на фермате, с разным ритмом или спеть мелодически интервал с двумя группами.

2. Работа над двухголосной фразой.

3. Вычленение одного голоса вокализацией.

4. Удобно петь голос в разной динамике.

5. Прослушивание партитуры, поочерёдно вычленяя каждый голос.

6. Использование записи на магнетофон.

7. Петь с одной хоровой партией и подыгрывать другой.

8. Прослушивание многоголосных записей.

Заключительный этап двухголосного пения - это двойной канон.

Когда укреплено двухголосие, можно переходить к трёхголосию.

Упражнения на трёхголосные аккорды давать раньше, когда разучиваются двухголосные произведения.

Трёхголосие

1. Для начала трёхголсные упражнения лучше петь с последовательным вступлением трехголосных групп. Педагог играет аккорд поочерёдно (лучше сверху вниз). Существенно вслушивание в последний аккорд.

2. При предворительной подготовке каждая хоровая группа должна заполнить свой звук, и по руке дирижёра вступает весь хор.

3. Полезно по знаку дирижёра поочерёдно одной из хоровых партий прекращать звук, а затем по знаку вступать.

4. Очень полезно для воспитания слухового внимания и слитного звучания при различной динамике на трезвучии делать: crescendo (<) и diminuendo (>), sforzando (sf), subito piano (sp).

5. Пение кодансов-распевок.

6. Упражнение на нахождение среднего голоса из аккордов. Можно давать секстаккорды, квартсекстаккорды.

7. Партитура играется, а хоровые партии поют свой голос по отдельности.

8. Трёхголосная песня обязательно должна быть написана на доске.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие детей посредством художественного творчества"

Непрогредиентные формы умственной отсталости характеризуются положительной динамикой с крайне замедленным развитием психических функций. Развитие высших форм познавательной деятельности при этом наибо...

Методическая разработка на тему "Развитие речи младших школьников"

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и пр...

Методическая разработка по теме "Развитие мелкой моторики рук для детей 6-7 лет"

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, воспитателям детских садов, родителям будущих первоклассников. Она поможет в интересной игровой форме развивать мелкую моторику рук детей...

Презентация к общему родительскому собранию методическая разработка по теме "Развитие нравственных ценностей младших школьников". 4класс

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка, отношения в семье и школе оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей и мировоззрение ребёнка....

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с умственной отсталостью»

У детей с умственной отсталостью помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта проявляются грубые нарушения речи. Речь часто отсутствует либо формируется с большим запозданием.Дыхани...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...