«Тайны симфонического оркестра»
план-конспект урока (музыка, 4 класс) по теме

Конспект урока музыки в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_loskutova_oi.docx20.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Тайны симфонического оркестра»

Вход: «Наш дом приглашает друзей» (Музыка №1)

Учитель (У)        Колокольчик наш поет,

                Всех на музыку зовет.

                Слышишь тонкий голосок?

                Нам пора начать урок.

(У) – Давайте друг друга поприветствуем:                                        Слайд 2

                Здравствуй мир!

                Здравствуй друг!

                Сколько нас, друзей вокруг!

                Сколько крепких наших рук!

                Здравствуй, здравствуй милый друг!  (садятся)

(У) – Вот и пропели мы друг другу, добрые слова приветствия.

         Что вы почувствовали от теплого и вместе с тем звучного слова «Здравствуй!» (ответы детей)

 - А теперь поприветствуйте меня и друг друга улыбкой. Мне приятно видеть вас, быть с вами вместе, и я думаю, что начав нашу встречу с доброжелательности, улыбки и общей песни, мы сохраним настрой и дальше

- Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

- Итак, начнем урок.

- Наш урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре.

- Поэтому тема сегодняшнего урока называется так:

                «Тайны симфонического оркестра»                                Слайд 3

- Давайте вспомним от какого слова произошло слово «оркестр»?

   (орхестро)                                                                         

- Какое слово в 17-18 веке заменило слово оркестр? (капелла)

- А что такое оркестр?                                                                Слайд 4

- А какие оркестры существуют? (ответы детей)                        Слайд 5

- Название оркестра зависит т того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные тембровые  и динамические возможности.

- А теперь небольшая «Звучащая викторина».

  Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.                                                        Слайды 5-9

- Скажите, а какой оркестр самый большой из всех перечисленных? (Симфонический)

- А сколько групп инструментов входит в состав симфонического оркестра?  

     (4)                                                                                        Слайд 10

 - Итак, первая группа – Струнно – смычковая.

    Почему они так называются?   (Скрипка – рассказать о  ей)

    (потому что звук извлекается при помощи удара смычка по струнам)

- Какие инструменты входят в эту группу?                                Слайд 11

- Следующая группа – Духовые.

  А им почему дали такое название?

  (звук извлекается путем выдувания из них воздуха)

- Какие инструменты входят в эту группу?                                Слайд 12

- За деревянно-духовыми идут медно-духовые.

  Какие инструменты входят в эту группу?                                        Слайд 13

- А какие инструменты звучат, если по ним ударишь? (Ударные)

  Какие инструменты входят в эту группу?                                        Слайд 14

 - А какие клавишные и одиночные инструменты могут также входить в состав оркестра?                                                                        Слайд 15

- Скажите, ребята, а как рассаживаются музыканты в симфоническом оркестре?                                                                                Слайд 16

- А сейчас «Музыкальная минутка»                                                Слайд 17

Представьте, что вас заколдовал волшебник, но предоставил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы представили? Передайте жестами звучание этого инструмента.

Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан»

Дети импровизируют под музыку.

- Инструменты симфонического оркестра настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют упражнения, т.е. разогревают руки.

  Но вот все музыканты замолкают и приветствуют человека входящего на сцену. Послушайте, и скажите о ком идет речь в загадке?                Слайд 18

        Кто невежливый такой,

        Повернулся к нам спиной?

        Стал размахивать руками,

        Прямо в зале перед нами.

        Не приучен он к порядку?

        Или делает зарядку?

        С кем звучит оркестр и хор?

        Знаем, это... (дирижер)

- При помощи чего управляют оркестром?                                Слайд 19

  Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

  Движениями рук, мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть  тот или иной музыкальный эпизод.

- Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.                Слайд 20

  Евгений Светланов (1928-2002) – выдающийся советский и российский дирижер, пианист и композитор, народный артист СССР.

   Вероника Дударова (1916-2009) – ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.

  Владимир Спиваков – всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы».

  Юрий Башмет – известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля «Солисты Москвы».

- Музыканты играют свою партию по нотам. А как называются эти ноты?

   (Партитура)

- А что такое Партитура?

- Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.

(звучит тема из симфонической сюиты Н.А. Римского –Корсакова «Шахерезада»)                                                                        Слайд 21

 - 18 марта исполняется 107 лет со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во все мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории . Творческое наследие композитора  огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шахерезада» и «Испанское каприччио») много численные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.

- А теперь прослушайте фрагмент знакомого вам музыкального произведения, и  скажите, как оно называется и кто композитор?    Слайд 22

(С. Прокофьев «Петя и волк»)

- О чем хотел рассказать С. Прокофьев этой сказкой? (об инструментах симфонического оркестра)

- О чем эта сказка?

- А теперь мы проверим свои знания.                                        Слайд 23

 - «Третий лишний». Из ряда слов , укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку.

  • Труба, валторна, флейта
  • Литавры, арфа, тарелки
  • Скрипка, контрабас, саксофон
  • Гобой, труба, кларнет
  • Барабан, альт, тарелки
  • Тромбон, фагот, валторна

- А теперь посмотрите на эти инструменты (скрипка, балалайка, барабан)

И скажите, о какой песне идет речь?                                        Слайд 24

(«Веселый музыкант» Филиппенко)

- Но прежде чем вспомнить эту песню, мы распоемся.

  Распевка «Гармоника»

- Как играют на гармошке, вы наверное все видели, меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются. Когда руки широко раздвинуты, поем гласную «О» - громко, в полный голос. Когда руки сдвигаются, убавляем звучание.

Исполняем песню 2 р. (с движением)

Рефлексия

- У вас на парте солнышко. Я сейчас включу музыку, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышка очертание рта -  - радость,  - грусть,  - безразличие.

(дети подходят и прикрепляют солнышки на доске)

Д/з

- Я раздам вам изображения инструментов симфонического оркестра, вы дома должны раскрасить их.

Оценки

 - На этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому – Симфонический оркестр.

- И в заключение урока, я хочу пожелать:

    «Слушайте музыку и будьте здоровы !»                                Слайд 25

- Урок окончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тайны симфонического оркестра»

«Тайны симфонического оркестра»...

Тайны симфонического оркестра.

Тайны симфонического оркестра - конспект урока....

Тайны симфонического оркестра.

Тайны симфонического оркестра - конспект урока....

"Тайны симфонического оркестра"

Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра....

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....