Рабочая программа по музыке 4 класс Д. Б. Кабалевский
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Программа по музыке 4 класс Д. Б. Кабалевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_programma_kabalevskiy.doc160 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки в 4 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера;  выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения  передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и  формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • авторская программа Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы.  – Москва: Просвещение, 2007год);
  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 4-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • Метод эмоциональной драматургии;
  • Метод создания «композиций»;
  • Метод игры;
  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;
  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
  • .

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Определять средства музыкальной выразительности;
  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • CD «Учимся понимать музыку»( Кирилла и Мефодия)
  • CD «Волшебная флейта» обучающая игра.
  • Энциклопедия искусств
  • CD «Музыкальный класс» обучающая программа;
  •  Интернет-ресурсы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса:

  1. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М: Современник, 1982.
  2. Бондина А. Пение: Учебник для 4-го класса. Музыка, 1966.
  3. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
  4. Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб. / Сост. Н. Ч. Атанова, Е. В. Шишкина. 
  5. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880.
  6. Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
  7. Латынин Л. А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.:   Знание, 1983.
  8. Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 1973.
  9. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
  10. Морозов И. А., Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.
  11. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М: Художественная литература Вып. 1. Младенчество. Детство. 1991. Вып 2. Девичество 1994
  12. Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991.
  13. Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России. СПб.
  14. Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная   литература, 1990.

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

 и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Тема №1. “Музыка моего народа”  

9 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме «Музыка моего народа».

II.

Тема №2. “Между музыкой моего народа и музыкой народов ближнего зарубежья нет непереходимых границ” 

7 ч.

1 ч.
Обобщающий урок по теме «Музыка стран ближнего зарубежья».

III.

Тема №3. ““Между музыкой разных  народов мира нет непереходимых границ” 

10 ч.

1ч.

Обобщающий урок по теме «Музыка разных стран и народов».

IV.

Тема №4. “Композитор - исполнитель – слушатель”

8ч.

1 ч.
Обобщение тем года.

Урок-концерт.

            Тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс (34 часа).

Содержание

Кол-во часов

1 четверть.

Тема «Музыка моего (русского) народа».

9 часов

1. Введение в тему. Понятие – народная музыка.

    Отличительные черты музыки народной и композиторской.

1 час

2. Особенности русской народной музыки, песни.

    Понятия – a capрella, распевы.

1 час

3. Виды народных песен (лирическая, хороводная, плясовая).

3 часа

4. Частушка как пример устного народного творчества.

1час

5. Народная тематика в творчестве русских композиторов.

1 час

6 Оркестр народных инструментов.

1 час

7. Обобщение темы «Музыка моего народа».

1 час

2 четверть.

Тема «Между музыкой разных народов стран ближнего зарубежья  нет непереходимых границ».

7 часов

1. Введение.  Музыка Белоруссии и Украины.

2.   Единство происхождения.

2 часа

3. Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан).

1 час

4. Узбекская народная музыка. Понятие – национальный колорит.

1 час

5. Казахская народная музыка.

1 час

6. Музыка прибалтийских стран (Латвия, Литва, Эстония).

1 час

7. Обобщение темы «Музыка стран ближнего зарубежья».

1 час

3 четверть.

Тема «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

10 часов

1. Введение. Понятие – страны дальнего зарубежья.

   Заочные путешествия по странам мира и знакомство с    

   особенностями музыкальной культуры этих стран:

 США, Италия, Норвегия,  Австрия, Япония,  Польша, Франция.

7 часов

8. Обобщение темы «Музыка разных стран и народов».

1 час

9,10. Резерв.

2 часа

4 четверть.

Тема «Композитор-исполнитель-слушатель».

8 часов

1. Введение. Три составляющих искусства.

1 час

2. Мастерство композитора.

2 часа

3. Мастерство исполнителя.

2 часа

4. Мастерство слушателя.

2 часа

5. Обобщение тем года. Урок-концерт.

1 час

СОГЛАСОВАНО                                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                            Заместитель    директора по УВР

методического объединения                                                ______________Косенко Г. В.              

учителей________________

от____________№________,                                                «________» сентября 2012 года

_________________Казменко Н.В.


Календарно-тематическое планирование (34ч)


урока

Дата

Тема

Элементы содержания

Формы
контроля

план

факт

1 четверть. Тема «Музыка моего (русского) народа».

1.

2-5.09

Введение в тему. Понятие – народная музыка. Отличительные черты музыки народной и композиторской.
Цель: сформировать представления учащихся о различиях композиторской и русской  народной музыки.

Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: «Песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Музыкальная форма». Работа с понятиями «музыка народная и композиторская» на основе сходства и различия.
Слушание: «Вниз по матушке по волге» - русс. нар. песня; «Уж ты, зимушка-зима» - А.Александров.
Исполнение:  «Мы – третьеклассники»
Разучивание: «Тонкая рябина» - р.н.п.

Устный опрос.

2.

7-12.09

Особенности русской народной музыки - песни.  
Цель: формирование представлений учащихся об особенностях русской народной песни; о разнообразии жанров русской народной музыки.

Чтение литературных образцов «Ты откуда русская появилась музыка?». Направления развития народной музыки: песни, инструментальная музыка, колокольные звоны. Особенности русских народных песен (исполнение a capрella, распевы).  
Слушание: вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге» - А.Даргомыжский; «Светит месяц» - р.н.п.
Разучивание: попевка - «Заря моя зоренька»;
«Тонкая рябина» - р.н.п.

Устный опрос.
Хоровое исполнение.

3.

14-19.09

Виды народных песен: лирические.
Цель: познакомить учащихся с особенностями лирических  русских народных песен.

Понятия «виды песен», «лирическая народная песня». Особенности лирических песен. Формы бытования.
Слушание:  «Черный ворон», «Ах, ты, степь широкая!» - р.н.п.
Разучивание:  попевка - «Заря моя зоренька»;
«Тонкая рябина» - р.н.п.

Устный опрос
Хоровое исполнение.

4.

21-26.09

Виды народных песен:  хороводные. 
Цель:
 познакомить учащихся с особенностями хороводных  русских народных песен.

Особенности хороводных песен. Понятия «хоровод», «карагод». Ритмическое оформление музыкального материала: хороводный шаг. Виды двухголосного пения: канон, подголосок.
Слушание:  хоровод «Яблонька», «Со вьюном я хожу» - р.н.п.
Разучивание:
 «Со вьюном я хожу» - р.н.п.

Пластическое интонирование.
Исполнение каноном.

5.

28.09-3.10

Виды народных песен: плясовые. 
Цель:
 познакомить учащихся с особенностями плясовых  русских народных песен.

Особенности плясовых песен на основе сопоставления с лирическими. Понятие «игровые-плясовые песни». Исполнение танцевальных движений в народной манере.

Слушание: «Плясовые наигрыши»- р.н.п. 
Исполнение:
 «Со вьюном я хожу» - р.н.п.
Разучивание: «Во поле береза стояла»-р.н.п..

Пластическое интонирование.
Групповое исполнение каноном, с подголоском.

6.

5-10.10

Частушка как пример устного народного творчества.
Цель: расширить представления учащихся о жанре частушка.

История возникновения частушки. Понятия «прибаски», «причудки», «коротушки». Сочинение текста и мелодии на заданную рифму.
Слушание:  фрагмент из поэмы «Василий Теркин» - А.Твардовский (чтение и частушки), «Озорные частушки» - Р.Щедрин;, частушки «Как со вечера пороша» - р.н.
Разучивание: частушки «Девочки, вы девочки».

Устный опрос.
Игра «Сочиняй-ка!»
Групповое исполнение.

7.

12-17.10

Народная тематика в творчестве русских композиторов.
Цель:  формирование представлений учащихся о связи народной и композиторской музыки.

Понятие «кантата». Творчество С.Прокофьева.
Слушание:
 финал симфонии №4 – П.И.Чайковский, «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» - С.Прокофьев.  
Исполнение «Во поле береза стояла» - р.н.п.
Разучивание: «Шел ленинградский паренек» - р.н.п.

Устный опрос.

8.

19-24.10

Оркестр народных инструментов.
Цель: расширить представления учащихся о русских народных инструментах и истории их появления. 

Понятие «оркестр русских народных инструментов». Знакомство с группами инструментов – ИКТ (компьютерная презентация).
Слушание: музыкальные примеры звучания русских народных инструментов; колокольные звоны. 
Разучивание:
«Шел ленинградский паренек» - р.н.п.

Устный опрос.
Игра «Угадай-ка!».

9.

26-3110

Обобщение темы «Музыка моего народа».
Цель:  обобщить представления  о музыкальной культуре России, контроль усвоения материала.

 Исполнение ранее разученных песен. Импровизация на детских музыкальных инструментах. Музыкальная викторина.

Музыкальная викторина.

2 четверть. Тема « Между музыкой разных народов стран ближнего зарубежья (СНГ) нет непереходимых границ».

10.

9-14.11

Введение.  Музыка Белоруссии и Украины. Единство происхождения.
Цель: сформировать представление учащихся о связи музыкальных культур славянских народов.

Обобщение музыкальных впечатлений детей в каникулярное время. Понятие «славянские народы». Единство происхождения русского, украинского и белорусского языков. Черты сходства украинской народной музыки с русской народной музыкой. Украинские музыкальные инструменты: бандура (набор открыток). Видеоряд А.Куинджи «Вечер на Украине», «Украинская ночь», «Ночь на Днепре».
Слушание: «Веснянка», «Дивлюсь я на небо» - укр. народная песни; Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром – П.И.Чайковский (фрагмент).
Исполнение: «Тонкая рябина» - русс. народная песня.
Разучивание: «Веснянка»- укр. народная песня.

Устный опрос.

11.

16-21.11

Музыка Белоруссии и Украины.

Цель: сформировать представление учащихся о связи и взаимодействии музыкальных культур славянских народов.

Черты сходства белорусской народной музыки с русской и украинской народной музыкой. Понимание близости музыкального языка этих стран. Вариационный характер изложения народной музыки. Белорусские музыкальные инструменты: цимбала (набор открыток). Видеоряд:       г. Минск, национальный костюм.
Слушание: Вариации на тему «Перепёлочка» -
Исполнение: «Веснянка» -  укр. народная песня.
Разучивание: «Перепёлочка» - белорусская нар. песня

Заполнение шкала

12.

23-28.11

Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан).

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями музыки народов Закавказья, их традициями.

Понятие «темперамент». Особенности темперамента народов Закавказья. Понимание зависимости национальных особенностей характера музыки от особенностей темперамента народа, его речи и традиций. Вокальное многоголосное пение горцев. Творчество А.И.Хачатуряна. Закавказские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд – природа Грузии, национальный костюм. Пластическое интонирование.
Слушание: «Лезгинка» - нар.грузинский танец; многоголосное пение горцев, «Колыбельная» из балета «Гаянэ» - А.И.Хачатурян.
Разучивание: «Цыплята» - Г.Гусейнли.

Размышления о музыке.

13.

30.11-5.12

Узбекская народная музыка.  Понятие - национальный колорит.

Цель:  познакомить учащихся с национальными особенностями узбекской народной музыки.      

Понятие «национальный колорит». Колорит музыки Востока: острый ритм, диссонирующее звучание, тембры, короткие попевки, орнаментальный характер мелодии, танцевальный праздничный характер. Узбекские музыкальные инструменты (набор открыток). Видеоряд - архитектурные сооружения г.Самарканда: площадь Регистан, архитектурный ансамбль Шахи-Зинда, мавзолеей Гур-Эмир. Образы Востока в творчестве художника В.Верещагина. Пластическое интонирование.
Слушание и исполнение в ансамбле с учителем «Мавриги»-узб. народная песня-танец (ударные инструменты)
Слушание: «Мараканда» - Ф.Бахор
Разучивание: «Цыплята» - Г.Гусейнли.

Размышление о музыке.
Импровизация на Д.М.И.

14.

7-12.12

Казахская народная музыка.

Цель:  познакомить учащихся с национальными особенностями казахской народной музыки.

Национальные особенности казахской народной музыки. Сольное исполнение – основа казахской вокальной музыки. Понятие «горловое пение». Казахские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд – природа Казахстана, национальный костюм.
Слушание: казахская народная музыка: звучание казахских народных инструментов.
Исполнение: «Цыплята» - Г.Гусейнли.
Разучивание: «Золотая свадьба» - Р.Паульс.

Размышления о музыке.
Хоровое исполнение.

15.

14-19.12

Музыка прибалтийских стран (Латвия, Литва, Эстония).

Цель: дать представление учащимся об особенностях народной музыки стран Прибалтики.

Национальные особенности народной музыки прибалтийских стран. Понятие «cantilena». Прибалтийские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд - архитектура г. Вильнюс, национальный костюм. Творчество композитора-художника М.Чюрлёниса – ИКТ-презентация. Пластическое интонирование.
Слушание: «Вей-ветерок» - латышская народная песня; «Соната моря» – М.Чюрлёнис (отрывки).
Разучивание: «Золотая свадьба» - Р.Паульс.

Размышления о музыке.
Пластическое интонирование.

16.

21-26.12

Обобщение темы «Музыка стран ближнего зарубежья».

Цель: обобщить представления учащихся о коммуникативной природе музыкального искусства; контроль усвоения знаний.

Обобщение темы четверти. Понимание многообразия национальных музыкальных культур; музыка - визитная карточкой любой страны. Слушание изученных музыкальных фрагментов разных стран, определение их национальных принадлежностей.

Музыкальная викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...