Разработка занятия по музыке для 1 класса "Песни донских казаков"
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Киселёва Нина Сергеевна

Внеурочное занятие по музыке(музыкальному воспитанию) для учащихся 1 класса, на тему:"Музыка и песни донских казаков". Занятие включает в себя-вступительную беседу, слушание песни, описание выполняемых ритмических действий и изучение песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_uroka.docx16.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока:

ОНУ

Здравствуйте ребята. Сегодня урок музыки у вас проведу я, меня зовут ………., садитесь. Сядьте правильно, выравните спины, руки положите на колени. Ребята, сейчас  мы с вами разучим музыкальное приветствие. (Здравствуйте ребята, добрый день)

Вступительная беседа

Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет – 
Удивит любой народ.

Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

-Ребята, о ком говорится в стихотворении?( о казаках)

-А кто такие казаки?

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин»

Сегодня мы с вами будем знакомиться с музыкой, песнями донских казаков. У Дона-батюшки реки 
живут лихие казаки, 
не мыслят жизни без любви 
и ярких песен. 

И лишь лихому дончаку 
любая трудность по плечу 
и счастья таинства секрет 
давно известен!

Проходит время, но опять 
над Доном-батюшкой звучат 
все те же старые и добрые 
мотивы. 

Пока прекрасных рысаков 
седлает слава дончаков, 
Россия-матушка моя 
несокрушима!

Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были и остаются песни. Казаки любили петь и были очень певучи. Особенно хорошо распевали они протяжные песни старины глубокой, песни тоски и удали казаков. Их распевали на майдане, на свадьбе, на встречах и проводах и просто собирались поиграть песни до утра. Слагая песни, казаки вкладывали в них душу, любовно хранили и передавали из рода в род, недаром говорили- «Казаки поют, как поэты, отдавая песне все искорки лучших чувств человека».

Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам. Главные жанры- это походные, протяжные, плясовые песни.

Из музыкальных инструментов, бытовавших на Дону, самыми популярными были русская гармонь и бубен, реже звучали балалайка и скрипка. Играли на Дону на кларнете, флейте и даже на медной трубе. Их завозили казаки- военные музыканты, возвратившиеся со службы, где они играли в полковых оркестрах.

Самым древним струнным инструментом у казаков считалась донская лира, по-местному- рыле, или гудок, получивший название от звучащей струны баска.

Играли на лире обычно двое - рылешник, он же песенник, и помощник, который поддерживал лиру и подголашивал, вторил, помогал. Во время игры рылешник левой рукой нажимал клавиши, а правой вертел рукоятку, приводившую в движение колесико, которое терлось о струны, вызывая резкий, немного гнусавый звук.

Сейчас мы с вами послушаем казачью песню «Мой дед казак»

О ком эта песня?

Какие чувства вызывает эта песня?(чувство гордости за своего деда-казака)

Музыкально-ритмическая деятельность

Ребята, а теперь я вам предлагаю изобразить деятельность казаков под эту песню:(объясняю, затем изображаем под один куплет)

Что делали казаки?

Играли на музыкальных инструментах- хлопки в ладоши в ритм

Скакали на лошадях- полуприсед, руки сжаты в кулак,тянем на себя- едем на лошади

Атаман отдавал приказ - притоп левой ногой, правой

Шли в поход- маршируем

Плясали и водили хороводы- присед с поворотом в сторону

Разучивание песни

Сегодня мы разучим песню «Донцы- молодцы»

Как вы думаете, о ком эта песня?( о казаках)

Слушание песни

Разучим первый куплет:

Грянул внезапно гром над Москвою,

Выступал с шумом Дон из брегов.

Все запылало мщеньем войною

Мщеньем войною против врагов

Разучим припев:

Ай, донцы-молодцы,

Ай, донцы-молодцы,

Ай, да донцы, донцы-молодцы.

Ай, донцы-молодцы,

Ай, донцы-молодцы,

Ай, да донцы, донцы-молодцы.

Подведение итогов:

-О ком мы беседовали на уроке?( о казаках)

- Какую песню мы слушали?( «Мой дед- казак»)

- А какую песню разучили? («Донцы- молодцы)