план открытого урока во 2 классе на тему «Весна: поэт – художник – композитор»
методическая разработка (музыка, 2 класс) по теме

Картавцева Любовь Николаевна

план урока 

«Весна: поэт – художник – композитор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._vesna._poet._khudozhnik._kompozitor.docx28.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого  урока  музыки  

Тема года: «Музыкальная прогулка»

2  класс, IV четверть, программа Алеев В.В., Кичак Т.Н.

Тема:  «Весна: поэт – художник – композитор»

Тип  урока: усвоение новых  знаний.

Цель  урока: показать учащимся, как различные виды искусства передают в своих произведениях окружающую природу и ее явления, вспомнить понятия поэт, художник, композитор.

Задачи урока:

- формирование умений выделять общее в характере произведений различных видов искусства;

- усвоение знаний о динамических оттенках музыки;

- знакомство с понятием крещендо, закрепление понятий  legato – non legato, мажор – минор;

- овладение вокально-хоровыми навыками в исполнении песен контиленного характера;

- развитие ладового чувства, формирование чувства ритма и творческих способностей в игре на простейших музыкальных инструментах;

- формирование эмоциональной отзывчивости и любви к окружающему миру.

Вид  урока: урок на основе групповой технологии.

Образовательные технологии:

- технология развивающего, проблемного обучения;

- игровая технологии;

- информационно-коммуникативная технология.

Методы: сравнение, анализ, беседа, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога.

Средства обучения:

  • Слайды презентации  по теме урока
  • Детские музыкальные инструменты: колокольчики.
  • Учебник «Музыка» 2 класс, автор В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, 4-е издание, М.: «Дрофа», 2008 г.
  • Рабочая тетрадь «Музыка» 2 класс, автор В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, 4-е издание, М.: «Дрофа», 2008
  • Фономатериалы:  Н.А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент). Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (фрагмент)

Структура  урока

  1. Организационный  этап (2 мин)

а) музыкальное  приветствие

 

  1. Мотивация, введение в тему урока (4 мин)

а)  чтение стихотворения

б) беседа

 

  1. Актуализация  знаний (15 мин)

а) Беседа по пройденному материалу

б) Слушание: Н.А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).

в) продолжение работы над песней Евгения Крылатова «Ласточка»

г) «Веселый колокольчик». Проверка самостоятельной работы предыдущего урока, разучивание и оркестровка песни «Веселый колокольчик», музыкально-ритмическая работа с инструментами.

 

  1. Первичное усвоение новых знаний (18 мин)

а) Знакомство с картиной П. Боннара «Ранняя весна».

б) Музыкально-ритмическая игра «Буги-вуги».

в) Знакомство с картиной Н. Рериха «Солнце».

г) Слушание: Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (фрагмент)

д) Чтение стихотворения учителем.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж (2 мин)

а) Предложить детям побыть в роли поэтов (сочинить стихотворение о весне).

б) Предложить побыть в роли художников (нарисовать картины о весне).

в) Предложить побыть в роли композиторов (попробовать сочинить музыку о весне).

  1. Рефлексия (4 мин)

1.Выводы детей о значении урока в их жизни:

                  2.Выставление оценок за урок

Ход урока.

  1. Организационный  этап.

Музыкальное приветствие. (Здравствуйте…), исполнение всем классом.

  1. Мотивация, введение в тему рока.

 Чтение стихотворения учителем (проблемная ситуация).

Распустились почки, лес зашевелился

Яркими лучами весь озолотился

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки  голубые  глазки.

                                    С. Дрожжин

- Необычно начался сегодня урок, со стихотворения. Вы слушали очень внимательно и, наверное, уловили, о каком времени года в нем говорится.

(О весне).

- А помните ли вы, ребята, как называют человека, который сочиняет стихи? (поэт).

- Верно, молодцы.

  1. Актуализация  знаний.

- Но, прежде чем продолжить разговор о весне, давайте вспомним материал предыдущих уроков. О чем мы говорили на прошлом уроке?

(О весенней сказке).

- Как она называлась? («Снегурочка»)

- Дети, а разве это была просто сказка? (Не просто сказка, а опера).

- Кто написал эту оперу? (Н. А. Римский-Корсаков)

(Слайд. Портрет Н.А. Римского-Корсакова)

- Какую музыку из этой оперы вы хотели бы послушать еще раз?

(«Вступление» к опере «Снегурочка»)

(Слушание)

- Что вы представили, слушая эту музыку? (Начало весны)

- Да, ребята, из дальних стран к нам возвращается весна.

(Я услышал  пение птиц.)

-  Да, птицы поют. Они рады весне. А какие песни о весне мы начали учить на прошлых уроках? («Ласточка», «Веселый колокольчик»)

- Вы прекрасно знаете, что музыку и стихи к песне должен кто-то сочинить. Мы с вами уже говорили в начале урока о том, что стихи пишет поэт, а кто же пишет музыку? (Композитор)

- Верно, а теперь мы с вами продолжим разучивание песни Е. Крылатова «Ласточка».

- Как нужно сидеть во время пения?

- Давайте вместе скажем правила правильной посадки:

Сяду прямо, не согнусь,

Я за пение возьмусь.

- А теперь подготовим наш голосовой аппарат. (Распевание)

Ах, весна, весна, весна, ты нам радость принесла!

Ах, весна, весна, весна, ты нам солнце принесла!

(Октава  вверх,  октава  вниз).

План вокально-хоровой работы:

а) Определение песни по мелодии (Слайд. Иллюстрация  к  песне).

б) Повторение понятий  legato,  non legato.

в) Определение характера исполнения песни.

г) Связное, протяжное пение с динамическими изменениями в припеве.

д) Исполнение под фонограмму стоя.

- А теперь продолжим работу над песней «Веселый колокольчик», музыка Е. Кикты.

а) Проверка самостоятельной работы предыдущего урока, разучивание и оркестровка песни.

- В прошлый раз на уроке прозвучала еще одна песня. В ней пелось о том, что звонкие весенние капели запели в ответ веселым колокольчикам, а фортепиано подражало им различными оттенками звучания.

(Слайд. Рабочая тетрадь с. 66)

- как назывались эти оттенки?

- Какие оттенки вы поставили в рамочках? (f ; p)

(Слайд. Самопроверка)

План работы над песней:

а) Слушание и письменная работа в рабочих тетрадях, с. 67.

б) Проверка письменной работы (Устные ответы учащихся).

в) Разучивание песни (со словами от начала до конца без вступления, с заменой слов динь-динь звучанием колокольчиков)

г) Пение и оркестровка песни стоя, передавая силу звучания музыки в соответствии с формой произведения со вступления. (Слайд. Текст песни).

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- А теперь, ребята, я хочу обратить ваше внимание на экран (Слайд. Картина   П. Боннара «Ранняя весна»)

- На этой картине изображена ранняя весна. Еще не успело все зазеленеть, но яркие сочные краски передают нам именно весеннее настроение.

- Как же называют человека, пишущего картины? (Художник)

- Молодцы!

- Стихотворение поэта, картина художника и песня композитора – все они рассказали нам о весне, т.е. мы видим,  что разные виды искусства, каждый своим языком нам говорит об одном и том же. О чем, дети? (О весне).

- Настроение в них разное или схожее? (Схожее)

- Какое? (Солнечное, весеннее, праздничное)

- А вы знаете, что настроение  природы влияет на настроение человека.

- Давайте поиграем в музыкально-ритмическую игру «Буги-вуги».

(Проводится игра)

- Ваше настроение изменилось? (Да, стало веселее, радостнее).

- Хорошо.

(Слайд.  Картина  «Солнце» Н. Рериха. Звучит фрагмент  из симфонической  сюиты «Пер Гюнт» : «Утро». Автор Э. Григ)

- Что вы услышали и увидели в музыке? (Это весна, утро, восход солнца, начинающийся день и т.д.)

- Да, ребята, я с вами согласна. Эта музыка называется «Утро», которую написал норвежский композитор Э. Григ.

(Слайд. Портрет Э.  Грига)

- Вернемся к картине «Солнце». (Слайд. Картина  Н. Рериха «Солнце»)

Она появилась после того, как художник  услышал музыку норвежского композитора Э. Грига  «Утро».

- И я предлагаю вам сегодня послушать еще раз музыку об этом весеннем утре в горах, которое постепенно заливается ярким солнечным светом, заполняющим все горное пространство Норвегии.

а) Слушание.

б) Высказывания о динамических изменениях.

в) Понятие крещендо.

- А у меня, ребята, после прослушивания музыки Э. Грига родилось стихотворение, которое я назвала «Утро и солнце» и, наверное, сегодня я не только музыкант, но и немножко поэт.

Чтение стихотворения:

Еще все дремлет.

И только солнце украдкой,

                                           тихо

Встает всех раньше,

Ведь утро . И пора проснуться цветам,

Раскрыть изящно лепестки свои…

Конечно! Утро! И солнце выше,

                                           все выше,

                                                       ярче,

И прекрасней нет сплетенья чувств!

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж.

- Я предлагаю вам, ребята, побыть в роли поэтов (сочинить стихи о весне), художников (написать картину о весне), композиторов (попробовать написать музыку о весне).

  1. Рефлексия (подведение итогов  урока).
  1. Какое, ребята, у вас настроение? (Весеннее, солнечное, радостное)
  2. Кто вам навеял это настроение? (Поэт, художник, композитор).
  3. Музыку какого композитора вы слушали на уроке? (Э. Грига)
  4. Стихи каких поэтов были использованы в песнях? (В. Татаринова, И. Шаферана)
  5. Как назывались картины и кто их написал? («Ранняя весна» - П. Боннар, «Солнце» - Н. Рерих)

- На сегодняшнем уроке мы увидели, что весна вдохновляла и вдохновляет каждого творческого человека на создание прекрасных произведений искусства. И сегодня мы благодарны всем, кто оставил такую память нам об этом чудесном времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"

Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....

Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Зима: поэт - художник - композитор"

Презентация к уроку музыки во 2 классе  на тему  "Зима: поэт - художник - композитор"...

план-конспек урока 4 класс по теме There Is No Bad Weater There Are Only Bad Clothes

План-конспект урока с презентацией  для 4 класса УМК "Enjoy English" М.З.Биболетова....

План открытого урока по окружающему миру Тема урока: «Кто что ест?» УМК «Школа России»

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп; 2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать...

Интегрированный урок по литературному чтению на тему: "Весна. Поэт. Писатель. Композитор" 2 класс

открытый интегрированный урок по литературному чтению по произведениям О. Высотской «Одуванчик»,  М. Пришвина «Золотой луг»...