Главные вкладки

    2 класс урок №11 "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и презентация
    план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

    Тарасова Надежда Николаевна

    2 класс урок "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и  презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока26.74 КБ
    Файл презентация к уроку875.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

    г. Иваново

    Конспект разработала:

    Тарасова Надежда Николаевна

    Должность: Учитель музыки

    Урок №11 «Святые земли русской.

    Александр Невский».

    Цель урока: формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве. 

    Задачи урока: 
    1) раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства; 
    2) развивать умение сравнивать;
    3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Александра Невского. 

    Повторение:

    • Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о колоколах, колокольном звоне).
    • С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом и трезвоном).
    • Какой звон рассказывает о беде? (набат)
    • Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).
    • Может ли симфонический оркестр изобразить звон колоколов? (да, мы послушали звон Мусоргского)

    Новый материал.

    Сегодня наш урок посвящён мужеству, доблести, славе.

    Ведь у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят  и помнят.

    И с каждым веком эта память не стирается о героях, а наоборот становится ярче и светлее.

    Я сейчас говорю об Александре  Невском (1220 – 1263). – Слайд №2

    • Что он такое сделал, за что его считают святым земли русской?
    • Какой подвиг его прославил?

    Чтобы ответить, слушайте внимательно:

    «Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и прикидывал, как бы сам действовал в бою.

    В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.

    Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского  вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино».

                                          (ответы ребят на вопросы)

    Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем!

    Русский композитор С.С.Прокофьев  - Слайд №3 - в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».

    • А что такое кантата?
    • Как вы думаете, это большое или маленькое произведение? (ответы – предположения)

    Слайд №4 - Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.

    Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав.

    Итак, выяснили, что Прокофьев написал очень крупное произведение в честь Александра Невского.

    • А как вы думаете, каким он был, Александр Невский?
    • Какой у него характер? (сильным, храбрым, смелым, мужественным)

    Посмотрите на стр.42-43 учебника и слайд – Слайд №5

    • Кого мы видим? (Александра Невского)
    • Какой Александр Невский на этих картинах? (на первой – нежный, лирический, он молится, на второй – мужественный)
    • О чём молится Александр Невский? (просит помочь победить врага)

    Правильно! Первый образ передаёт покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости.

    Второй образ – мы видим гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный.

    • А каким же его рисует композитор?
    • Какой Александр Невский в кантате Прокофьева?

    Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты. Слайд №6.

    1 фрагмент называется «Песня об Александре Невском» - в исполнении хора.

    (выдан текст песни – 3 класс)

    ЗВУЧИТ «ПЕСНЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ»

    • О чём рассказывает фрагмент? (о том, что было время и была битва на Неве – реке…)
    • Как музыка передаёт характер Александра Невского? (непобедимый, нестрашимый, смелый)
    • Один характер или несколько? (несколько)
    • Как звучит музыка? (вначале спокойно, а потом подвижно)

     Молодцы! Сначала музыка неторопливая, а потом подвижная – повествует об отгремевших битвах, о победах.

    А сейчас услышим второй фрагмент: называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора. Слайд №7. 

    (выдан текст песни – 3 класс)

    ЗВУЧИТ ХОР «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!»

    • Как звучит хор? (решительно, призывно…)
    • Меняется ли характер музыки?  (меняется)
    • Сколько частей в хоре? (три)
    • Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)
    • А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)
    • Как он звучит? (набат)

    А сейчас, снова обратимся к стр.42-43 учебника и картинам на слайде №8.

    • Какими словами из хоров можно назвать эти картины? А мы послушали «Вставайте, люди русские!» и «Песня об Александре Невском».
    • Какой хор подходит к картине на стр. 42, где молится наш герой? (к песне об Александре Невском)
    • Какой хор к картине на стр. 43? (Вставайте, люди русские!)
    • Помогла нам музыка понять, каким был А.Н.? (помогла почувствовать его характер, настрой, его решимость духа)

    Давайте разучим хор «Вставайте, люди русские!» - к этому хору мы ещё не раз обратимся на уроках музыки.

    РАЗУЧИВАНИЕ ХОРА «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!» под фортепиано (3 класс) и хор Слайд №9.

    (Итоговое исполнение хора под музыку.

    Там, где звучат колокола, ребята движением руки имитируют удары колокола).

    Итог урока:

    • О каком герое мы говорили? (Александр Невский)
    • Чем прославился Александр Невский? (своей мужественностью, победой на Неве-реке)
    • Почему его прозвали Невским? (потому что битва на реке Неве)
    • Кто посвятил ему своё произведение? (С.Прокофьев)
    • Что такое кантата? (это крупное произведение, состоящее из нескольких частей)
    • Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке? (песня об Александре Невском и хор Вставайте, люди русские!)

    • Домашнее задание: Нарисуйте Александра Невского. Какой он в вашем воображении.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    1 Тарасова Надежда Николаевна Учитель музыки МБОУ СОШ №9 г. Иваново Тема урока: «Святые земли русской. Александр Невский».

    Слайд 2

    2 Александр Невский (1220-1263)

    Слайд 3

    3 С.С. Прокофьев

    Слайд 4

    4 Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.

    Слайд 5

    5

    Слайд 6

    6 «Песня об Александр Невском»

    Слайд 7

    7 «Вставайте, люди русские!»

    Слайд 8

    8

    Слайд 9

    9 «Вставайте, люди русские!»

    Слайд 10

    10 Использованная литература: 1. Музыка: 1 – 4 кл . Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина . – М.: Просвещение, 2011 2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина . – М.: Просвещение, 2008 3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск. Ссылки: http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/10/23/011.jpg А.Невский http://protown.ru/pic/ruk_alexandr_mevsky_14.jpg http://s017.radikal.ru/i405/1110/db/a794c19c3cff.jpg http://img11.nnm.ru/3/5/5/4/b/56cb5f6063a20511080d4461921.jpg http://www.cultandart.ru/uploads/posts_meta/content_pics/post-4ze3ziebet2b8sr3tfyz.jpg Прокофьев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"

    Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

    Святой защитник земли русской - Александр Невский.

    Сценарий внеклассного меропрития по духовно-нравственному воспитанию  в соответствии с требованиями  ФГОС 2 поколения и ссистемно-деятельностного подхода. Это моя авторская разработка. Буду ...

    Классный час "Святые земли Русской. Александр Невский"

    Классный час в 3 классе. Тема "Святые земли Русской. Александр Невский"...

    Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую."

    Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "За землю русскую." 4 класс....

    Святые земли Русской. Александр Невский. Поиск Истины. 2 класс

    Нестандартный урок музыки во 2 классе к разделу "Святые земли Русской"...

    Нестандартный урок музыки 2 класс. Раздел: Святые земли Русской.

    Нестандартный урок музыки на тему: Святые земли Русской. Александр Невский.Поиск истины. 2 класс.  Ссылка на учебный фильм о подвиге Александра Невского  https://www.youtube.com/watch?v=P4f4...


     

    Комментарии

    Моталина Елена Сергеевна

    Спасибо за разработку!

    Кирилина Галина Васильевна

    Надежда Николаевна! Очень интересный материал, использую её на уроке(если позволите).Спасибо за вашу работу!

    Тарасова Надежда Николаевна

    Я очень рада, что мой материал пригодится Вам в работе.