Главные вкладки

    Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской
    рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

    Моргунова Елена Анатольевна

    Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab._progr._3_kl._2014g.docx58.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2»

    Рассмотрено на заседании МО                        «Согласовано» заместитель                                           «Утверждаю»  Директор школы

       гуманитарного цикла                                                директора по УВР                                __________ А. В. Буравлев

    Протокол №___  «___»__________2014г.                ___________Федоренко С.В.                                              Приказ №_____

    Председатель МО _______Полякова Е. В.                     «___»___________ 2014г.                                              «___»______________ 2014г.

    Рабочая программа

    по музыке

    4 класс

    Учитель: Моргунова Е. А.

    Супонево– 2014

    1. Пояснительная записка

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами общего образования, авторской программой Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» и обеспечена УМК 1-4 класса авторыЕ.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

    В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможностьпродолжения образования в основной школе; воспитание уменияучиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Музыка», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

    Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так-

    же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

    Учебники «Музыка»  для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников, воспитывают в них интерес к искусству, художественный вкус, развивают активное, прочувственное и осознанное восприятие лучших образцов мировой музыкальнойкультуры на основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.умение замечать прекрасное в окружающем мире. Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерногоформирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному и социальному развитию школьника.

    Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.

    - 1 -

    1. Общая характеристика учебного предмета

    Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

    Благодаря развитию современных информационных технологийсовременные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

    Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

    Особенности курса

    1) Сочетание основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и музыкальной деятельности.

    Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий музыкального искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на музыкальный материал, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

    2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

    Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

    Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

    В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре музыкального искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

    3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

    Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса музыкального искусства в начальной школе слишком объёмное.

    - 2 –

    Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципуучебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могутусвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнитьпо собственному желанию. В то же время важнейшие понятия исвязи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоитьвсе ученики.

    4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

    Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть выражение своего отношения к музыке в слове, пластике, мимике, жестах; выразительное исполнение разножанровых песен, владея певческими умениями и навыками (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, правильного дыхания, дикции, артикуляции, участие в концертах, конкурсах, музицировать на детских инструментах, самостоятельно работать в творческих тетрадях, формировать личную фонотеку, видеотеку и т.д.. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

    5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

    Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса.Это общение и взаимодействие в процессе ансамблевого, коллективного воплощения художественных образов, разыгрывание народных песен, участие в коллективных играх-драматизациях В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

    Основные цели курса

    1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

    2. Воспитание в детях эстетического чувства.

    3. Получение учащимися первоначальных знаний через опыт общения с музыкой.

    4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных музыкальных произведений.

    5. Развитие воображения и музыкальной памяти.

    6. Освоение элементарной музыкальной грамотности и основных приёмов музыкальной деятельности.

    7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в коллективе.

    8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.        

    Основные задачи курса

    В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

    1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

    2. Расширение художественно-эстетического кругозора ;

    3. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений;

    4. Развитие интонационно-образного словаря;

    5. Формирование опыта музицирования;

    6.Формирование хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

    В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи музыки с  литературой,историей,ИЗОдеятельностью,окружающиммиром,математикой, информатикой, развитием речи.

    Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков,четверти, года. Занятия в первом классе носят вводный характер, предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В учебнике 1-ого класса два раздела: Музыка вокруг нас" и "Музыка и ты". В программе II -lVклассов семь разделов: "Россия-Родина моя", "День, полный событий", "О России петь-что стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло", "В Музыкальном театре","В концертном зале", "Чтоб музыкантом быть, так надобно терпенье".

    Зрительный ряд учебников выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержание музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, разнообразные варианты "слышания","видения" конкретных музыкальных сочинений, отражённые, например, в рисунках, близких по своей сущности музыкальным произведениям.

    В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома

     ( при наличии программной фонотеки), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.Основныемуз.понятия и термины вводятся на страницах учебников и рабочих тетрадей.

    Контроль образовательных результатов

    Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку музыка – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и слушать музыку, анализировать её, петь, ммузицировать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

    Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по музыке.

    1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.

    2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

    3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: размышление о музыке, импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая), творчество в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к полюбившимся операм, балетам, музыкальным спектаклям;

    -  4  -

    в подборе  музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку, в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке  и др.

    Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

    Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания, что поможет ему войти в мир  большой музыки. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью ( рисовать, сочинять и тому подобное).

    Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

    Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, терминов, интонационно- образных сопоставлений произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных), многократное возвращение к одним и тем же сочинениям ( вокальным, инструментальным). На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

    Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

    Задания в учебнике и рабочей тетради включают в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

    Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.

    Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

    Накопление  отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

    -  5  -

    1. Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135  часов.

    IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

    V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

     освоения учебного предмета

    Личностные результаты освоения курса музыки:

    -развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

    -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

    -позитивная самооценка своих музыкально- творческих возможностей.

    .

    Предметные результаты:

    - устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

    -  общее понятие о значении музыки в жизни человека,

    - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

    - элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

    -  6  -

    Метапредметные результаты:

    -ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

    -продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

    -наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

    Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с изобразительной деятельностью, литературой, историей и даже с математикой.

    Поскольку музыкально-творческая деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

    Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Музыка» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД

    • Проговаривать последовательность действий на уроке.

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

    Познавательные УУД

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    • Сравнивать и группировать произведения музыкального

    искусства (по музыкальным средствам изобразительности, выразительности, жанрам и т.д.).

    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

    Коммуникативные УУД

    • Уметь пользоваться языком музыкального искусства:

    а) донести свою позицию до собеседника;

    б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

    -  7  -

    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках музыки и следовать им.

    • Учиться согласованно, работать в группе:

    а) учиться планировать работу в группе;

    б) учиться распределять работу между участниками проекта;

    в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

    г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    4-й класс

    -   расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

    -   выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

    -   воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

    -   развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

    -   формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

    -   формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

    -   развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

    -   расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

    • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

    -  8  -

    VI.Содержание тем учебного курса

    4-й класс (34 ч)

    Занятия 1–5 (5 ч), стр. 4–23, стр.2-5 рабочей тетради.

    Раздел «Россия – Родина моя»

    Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов.

    Общность интонаций народного и композиторского творчества. Тайна рождения песни.

    Многообразие жанров народных песен, особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения.

    Лирические образы в музыке С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера, С. Прокофьева (кантата).Звучащие картины.

    Занятия 6-9  (4 ч), стр. 39 - 57 учебника, стр. 8-9 рабочей тетради.

    Раздел «День, полный событий».

      Один день с А. Пушкиным.Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г.Свиридов, и др.).

    Многообразие жанров народной музыки.

    Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера  -  романсы, инструментальноемузицирование (ансамбль, дуэт).Музыкальность поэзии А.Пушкина.

    Занятия 10-13 (4 ч), стр. 23-38 учебника, стр. 6-7 рабочей тетради

    «О России петь – что стремиться в храм».

    Нравственные подвиги святых земли русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, Илья Муромец), их прочитание и восхваление.

    Святые Кирилл и Мефодий _ создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропать, величание;

    Особенности мелодики, ритма, исполнения.

    Праздники в русской православной церкви: Пасха –«Праздников праздник, торжество из торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресенья в музыке русских композиторов.

    Занятия 14 -17 (4 ч), стр. 58 - 71 учебника, стр. 10 - 13 рабочей тетради.

    Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

    Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох.Сюжеты, образы песен.

    Музыка в народном стиле. Приёмы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность.

    Единство слова, напева инструментального наигрыша, движений среды бытования в образцах народного творчества.

    Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

    Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь и др.Оркестрр.н. инструментов.

    Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке.

    Церковные народные праздники на Руси:Троица.Икона «Троица» А. Рублёва.

    Занятия 18 - 23 (6 ч), стр. 72 -91 учебника, стр. 14 -17 рабочей тетради.

    Раздел «В концертном зале»

    Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки.

     Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена).

    Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена(полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинка(баркарола, хота).

     Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

    Занятия 24 - 29(6 ч), стр. 92 - 109 учебника, стр. 18 -21 рабочей тетради.

    Раздел «В музыкальном театре»

          События отечественной истории в творчестве М.И. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.

     Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив/ песни, танцы и др.

    Линии драматургического развития действия в опере. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

    Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетеах А. Хачатуряна, И. Стравинского

    Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.

    Восточные мотивы в музыке русских композиторов.

    Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

    Занятие 30 -34 (5 ч), стр.110 -127 учебника, стр. 23 -25 рабочей тетради.

    Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

    Произведения композиторов – классиков (С. Рахманинов, Н. Римский – Корсаков, Ф.Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев и др.) Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

    Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах ( прелюдия, этюд, соната и др.).

    Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты – гитара.

    Обработка. Переложение. Импровизация.

    Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.

    Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

    VII. Календарно-тематический план

    4 класс

    п\п

    Наиме

    нова

    ние

    раздела

    Тема

    Кол-

    во

    час

    Цели и задачи

    Предметные результаты обучения

    Универсальные

    учебные действия

    Формы и

    виды

    контроля

    Дата

    план

    Дата

    факт

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    Россия -

    Родина моя

    День,

    полный

    событий

    «О России

    петь, что

    стремиться в

    храм»

    «Гори, гори ясно, чтобы

    не погасло!»

    В музыкальном

    театре

    В

    концертном

    зале

    «Чтоб

    музыкантом

    быть,

    так

    надобно

    уменье...»

    Мелодия

    душа

    музыки

    Природа и музыка.

    Звучащие картины

    Виват, Россия!

    Наша слава — русская держава

    Кантата «Александр Невский»

    Опера

    «Иван Сусанин» Да будет во веки веков сильна...

    Утро

    Портрет в музыке.

    В каждой интонации

    спрятан человек

    «В детской » .

    Игры и игрушки.

    На прогулке. Вечер

    Обобщающий урок  по

    теме «День, полный событий

    Радуйся, Мария!

    Богородице Дево,

    радуйся!

    Древнейшая песнь материнства

    Вербное воскресенье.

    Вербочки.

    Святые земли русской.

    Княгиня Ольга.

    Князь Владимир.

    Настрою гусли на

    старинный лад...Былина

     о Садко

    Певцы русской старины.

    Баян. Садко.

    Лель мой, Лель

    Звучащие картины.

    Прощание с Масленицей

    Обобщающий урок по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

    Опера «Руслан и

    Людмила»

    Я славил лирою

    преданья. Увертюра

    Опера «Орфей и Эвридика»

    Опера  «Снегурочка»

    Волшебное дитя природы

    Полна чудес могучая природа.

    «Океан- море синее»

    Балет «Спящая красавица

    В современных ритмах

    Музыкальное состязание

    Музыкальные инструменты.

    Звучащие картины

    Музыкальные инструменты.

    Скрипка.

    Сюита «Пер Гюнт»

    Севера песня родная.

    Симфония «Героическая»

    Мир Бетховена

    Обобщающий урок по теме

     «В концертном зале».

    Чудо- музыка.

    Острый ритм- джаза звуки

    Люблю я грусть твоих

    просторов

    Мир  Прокофьева

    Певцы родной природы

    Прославим радость на земле.

    Обобщающий урок

    Понять, что мелодия- главная мысль музыкального произведения

    Научить слушать музыку, звучащую в картине

    Знать определение канта, его историю, особенности

    Определить место патриотической

    песни в классике, показать значение подвига историч героев, воспитыв. патриотические чувства

    Познакомить детей с историей создания оперы, разбор звучания тем добра и зла

    Учить проводить

    интонационно- образный анализ

    Знать понятия: изобразительность

    и выразительность в музыке.

    Уметь проводить анализ музыки

    Учить проводить сравнительный анализ прослушанных произведений

    Обобщение полученных знаний

    Познакомить с произведениями,

    В которых средствами музыкальной выразительности

    воплощён образ матери.

    Уметь проводить

    интонационно- образный анализ

    произведений

    искусства. Приобщать детей к духовным праздникам.

    Познакомить детей с людьми (святыми), которые несли на Русь

    свет Истины, Добра и Правды;

    определять роль святых в

    утверждении отечества

    Знать определение и содержание былины.

    Знать историю развития и

    содержательный аспект

    Познакомить детей с именами певцов- сказителей былин,

    учить анализировать музыку,

    Научить слушать музыку, звучащую

    в картине.

    Приобщать детей к культуре и обычаям русского народа.

    Обобщить полученные знания.

    Дать понятия: ария, баритон, сопрано, бас, рондо, увертюра, опера

    Учить проводить сравнительный анализ музыки

    Показать связь музыки с природой,

    силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения  в музыкальных произведениях

    Знать понятия: балет,

    интонация

    Дать определение мюзикла,

    выявить характерные особенности

    Познакомить детей с жанром

    инструментального концерта,

    мастерством исполнителей и композиторов

    Познакомить с выразительными возможностями флейты

    Познакомить с выразительными возможностями скрипки

    выдающимися мастерами и исполнителями

    Познакомить с сюитой  

    Э. Грига «Пер  Гюнт,»

    Закрепить понятия: песня, танец, марш.

    Расширить знания о жизни и творчестве Бетховена,

    способствовать восприятию музыки, её могучей силы воздействия на человека,

    побуждая его к преодолению

    препятствий

    Обобщить полученные знания.

    Познакомить с понятиями: джаз, ритм, импровизация,

    особенностями джазовой музыки

    Раскрыть характерные особенности музыки

    С.С.Прокофьева

    Учить видеть сходство и различие

    образов, языка разных

    композиторов.

    Обобщить полученные знания

    Заинтересован-ность; понять значение мелодии музыкального произведения.

    Устойчивый интерес к музыке  родного края, умение видеть сходство муз и Изо

    Выражать своё отношение к музыке патриотического жанра, понять значимость произведений о защитниках Родины.

    Выражать своё отношение к музыке патриотического жанра

    Высказывать личные впечатления от общения с музык.

    Высказывать личные впечатления от общения с музыкой, угадывать тембры ин – тов.

    Воплощать в рисунке полюбившиеся образы из музыкальных

    произведений.

    Заинтересован:

    Участие в отдельных элементах урока,

    Выразительное

    пение.

    Устойчивый интерес к музыке

     Композиторов, воспевающих Деву Марию.

    Понимание смысла духовного праздника, умение петь тихо, выразительно.

     Уметь выделять народную муз и композиторскую

    Устойчивый интерес к музыке

    разных жанров.

    Песнопения.

    Устойчивый интерес к музыке

    русских композиторов

    Определять на слух звучание р.н.ин.; называть характерные

    особенности звучания инструментов.

    Уметь выделять принадлежность

    музыки к народной или

    композиторской.

    Значение музыки в жизни человека.

    Понимание смысла песни и разыгрывание.

    Понимание смысла народных праздников.

    Умение сравнивать муз.

    произведения

    разных жанров.

    Понять, что у каждого вида искусства свой язык передачи

    жизнен.  Явлений.

    Эмоционально откликаться на музыка разного

    хар-ра, высказы-вать личные

    впечатления.

    Анализировать

    Содержание, форму, муз.

    язык произведений.

    Умение сравнивать музыкальные произведения театрального жанра. Видеть сходство и различие.

    Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально

    Творческой деятельности.

    Различать тембры муз инструментов.

    Уметь соотносить

    Картины с музык.

    Различать тембры муз инструментов.

    Понимать содержание, интонационно –

    Образный смысл

    произведений.

    Высказывать личные впечатления от общения с музыкой Э.Грига.

    Эмоционально откликаться на музыка разного

    хар-ра, высказы-вать личные

    впечатления.

    Анализировать

    Содержание, форму, муз.

    язык произведений. Обобщить и закрепить полученные знания.

    Анализировать

    содержание, форму, муз.

    язык произведений

    Анализировать

    содержание, форму, муз.

    язык произведений.

    Иметь представление о музыке Грига и Чайковского, уметь анализировать. Понимать значение музыки в жизни человека.

    Познавательные действия

    1. Находить информацию в учебнике, книгах.

    2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

    3. Небольшой пересказ простого текста.

    4. Простой план.

    Регулятивные УУД

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Коммуникативные УУД

    • Уметь пользоваться языком музыкального искусства:

    а) донести свою позицию до собеседника;

    б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    • Уметь читать и пересказывать содержание текста.

    • Совместно договариваться о правилах общения на уроках музыки.

    Регулятивные действия

    1. Совместно с учителем  определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

    2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

    3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

    Коммуникативные действия

    Высказывать свои

    мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

    2. Слушать и понимать других.

    3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

    Личностные результаты

    Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие»

     с позиции нравственных и эстетических ценностей.

    2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

    4.Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач.

    5. Воспитание уважительного отношения к творчеству –как своему, так и других людей.

    6. Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели.

    Познавательные УУД:

    1) формируем  умение извлекать информацию из иллюстраций и текста, музыки;

    2) формируем умение выявлять особенности музыки;

    3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    4) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.

    Коммуникативные УУД:

    1) формируем умение слушать и понимать других;

    2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД:

    1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    2) формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

    Личностные УУД:

    1) формирование  образного мышления;

    2) формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    . Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей.

    3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

    4.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

    5.Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

    Слушание музыки.

    Анализ. Хоровое пение

    Слушание музыки. Анализ.

    Хоровое пение

    Слушание кантов.

    Хоровое пение

    Слушание кантаты.

    Интонационно- образный

    анализ.

    Хоровое пение

    Слушание фрагментов из оперы.

    Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

    Слушание музыки.

    Анализ музыки.

    Хоровое пение

    Слушание музыки.

    Анализ музыки.

    Хоровое пение

    Слушание музыки.

    Анализ музыки.

    Хоровое пение

    Хоровое пение

     Слушание музыки.

    Образный анализ музыки,

    поэтических текстов,

    художественных

    полотен,

    хоровое пение

     Слушание музыки.

    Образный анализ музыки

    и поэтических текстов

    Работа с учебником.

    Сравнительный анализ.

    Хоровое пение

    Слушание и пение былины о

    Добрыне  Никитиче

    Слушание музыки,

    сравнительный анализ,

    хоровое пение

    Слушание музыки,

    сравнительный анализ,

    хоровое пение

    Наблюдение за эмоциональным фоном

    Слушание музыки.

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение.

    Слушание музыки.

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение.

    Слушание музыки.

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение.

    Слушание и хоровое пение из мюзиклов

    Слушание музыки.

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение

    Слушание музыки.

    Интонационно-образный анализ.

    Хоровое пение

    Слушание музыки.

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение

    Слушание музыки.

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение

    Слушание музыки.

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение

    Слушание музык

    Интонационно- образный анализ.

    Хоровое пение

    Наблюдение за эмоциональным откликом

    на музыку

    Устный опрос

    Слуховой контроль,

    хоровое пение

    Фронтальный опрос

    Хоровое пение

    Наблюдение за эмоциональным фоном

    МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2»

    Рассмотрено на заседании МО                        «Согласовано» заместитель                                           «Утверждаю»  Директор школы

       гуманитарного цикла                                                директора по УВР                                __________ А. В. Буравлев

    Протокол №___  «___»__________2014г.                ___________Федоренко С.В.                                              Приказ №_____

    Председатель МО _______Полякова Е. В.                     «___»___________ 2014г.                                              «___»______________ 2014г.

    Рабочая программа

    по музыке

    8 класс

    Учитель: Моргунова Е. А.

    Супонево– 2014

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------

    Прошнуровано и пронумеровано ___листов

    -----------------


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

    Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

    Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

    Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

    Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

    Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

    Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

    рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

    Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

    Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России"

    Пояснительная запискапланированиеконтрольные материалы...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...