Стучалки и гремелки
проект по музыке (2 класс) на тему

Смольянина Алла Юрьевна

Стучалки и гремелки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stuchalki.docx756.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение …………………………………………………………………..... 2

Глава I .  Изучение свойств шумовых инструментов ……………………... 5

Глава II.  Создание шумовых инструментов …………………………..... 6

2.1 Пумба и тимонки ………………………………………………………. 6

2.2 Дождик ………………………………………………………………..... 7

2.3 Марака ………………………………………………………………….. 8

2.4 Звеняшка …………………………………………………...…………… 8

2.5 Приёмы игры на самодельных шумовых инструментах …………… 9

     Глава III. Оценка творческого проекта ………………………… ..……….. 10

Литература  и интернет ресурсы, использованные в работе ………….. 11

Приложения ………………………………………………………...……… 12

Введение

        Пумба и тимонки, дождик, марака и звеняшка!!! Всё это не имена мультяшных героев, а названия весёлых шумовых музыкальных инструментов, которые мы сотворили своими руками из подручных материалов! Разрешите представить наши «Стучалки и шумелки»! (Приложение 1)

       А чтобы ребята других школ, под руководством своих учителей, смогли сделать такие же инструменты, мы представляем технологию изготовления наших шумовых инструментов.

Материал работы может быть использован  для изготовления шумовых инструментов для ритмической импровизации на уроках музыки, ритмики, вокальных занятиях.    

Актуальность темы.

В ходе работы над проектом мы усовершенствовали свои навыки и умения работы с подручными материалами. Сделанные нашими руками шумовые инструменты помогут в развитии творческих способностей учащихся нашей школы: музыкального  слуха, чувства ритма, фантазии и сделают уроки музыки и ритмики ещё интереснее.

Проблема исследования: как изготовить шумовые инструменты самостоятельно из подручных материалов.

Объект  исследования: шумовые инструменты.

Предмет  исследования:  изготовление и использование шумовых инструментов.

Цель работы: изготовить шумовые инструменты.

Задачи:

  1. провести обзор литературы по теме;
  2. проверить, какие материалы подойдут для изготовления  шумовых инструментов;
  3. изготовить шумовые инструменты;
  4. исследовать приёмы игры на инструментах;
  5. развить творческие способности учащихся.

Результат исследования: разработка практических рекомендаций по изготовлению шумовых инструментов.

Методы исследования:

  1. чтение литературы по теме,
  2. поиск информации в интернете,
  3. наблюдение,
  4. эксперимент,
  5. практическая работа.

Этапы  исследования:

  1. подбор и изучение информации на данную тему;
  2. подготовка и проведение опытов;
  3. выводы по результатам опытов;
  4. создание шумовых инструментов и их оформление;
  5. исследование приёмов игры на шумовых инструментах.

       Практическая значимость: изготовление шумовых инструментов - интересная и приносящая удовольствие работа. Она помогла сэкономить деньги на покупку подобных инструментови объединила нашу творческую группу.

Выбор и обоснование проекта

       Человек живет в мире звуков. Мы слышим голоса птиц, скрип двери, звуки музыкальных инструментов…Звуки окружают нас повсюду, каждую секунду, каждое мгновение. Наверное, каждый человек когда-нибудь задумывался, что такое звук?  Особенно важно знать, что такое звук и «с чем его едят» музыканту.

Все на свете люди знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе.

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

          Тихий шелест ветерка,

Это звуки ШУМОВЫЕ.

Только есть еще другие:

Не шуршание, не стуки –

Музыкальные есть звуки!

       Теперь мы знаем, что звуки бывают шумовые и музыкальные.

       На уроках музыки и ритмики мы часто используем шумовые инструменты: маракасы и коробочки, тонблоки и шейкеры (Приложение 2). Мы захотели изготовить свои шумовые инструменты,  непохожие на те, которые используем.

       Мы собрали творческую группу и принялись за работу (Приложение 3).

Глава I

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

       Первым этапом нашей работы стало проведение опыта, ведь сначала нам нужно было выбрать материалы для создания шумовых инструментов.

Мы опробовали: картон, пластиковые бутылочки, цветочные горшки, дерево, пергаментную бумагу, металлические ключи.Выбор состава содержимого, которым можно наполнить тубус: фасоль, рис, гречка, горох, пшено (Приложение 4).

      В ходе опытов, мы пришли к выводу, что интересное звучание получается у:

  • цветочных горшков;
  • пластиковых бутылочек и картонной тубы с крупами;
  • металлических ключей.

      По результатам опытов мы решили изготовить некоторые инструменты, которым после изготовления дали названия:

- пумба и тимонки,

- дождик,

- марака,

- звеняшка.

Глава II

СОЗДАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

2.1 Пумба и тимонки (Приложение 5)

    Сначала мы попробовали сделать инструмент, который похож на барабан - пумбу.

     Барабан - музыкальный инструмент из семейства ударных (Приложение 6). Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей и оркестров.

Ярким представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора, на который натянута кожаная или пластиковая мембрана. Корпус барабана - из дерева, металла, акрилового пластика или глины.

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками или руками.

     Техническое описание: Пумба изготовлен из цветочного горшка, пергаментной бумаги и клея ПВА, шпагата (Приложение 7); тимонкики  - из бамбуковых палочек, пробки от бутылки и цветных ниток (Приложение 8).

     Технология изготовления пумбы:

(Приложение 9)

  1. Из пергаментной бумаги  вырезаем 6 кругов диаметром больше диаметра горшка на 10 см.
  2. Все 6 кругов хорошо проминаем и разглаживаем.
  3. Склеиваем все 6 кругов между собой, разравнивая каждый слой – это мембрана барабана.
  4. Последний круг смазываем по краям и приклеиваем к цветочному горшку, натягивая мембрану нашего барабана, аккуратно заворачивая края.
  5. Фиксируем края мембраны шпагатом, промазывая его клеем ПВА

Технология изготовления тимонок:

(Приложение 10).

1. Пробку разрезаем пополам, делаем отверстие для палочки.

2. Концы двух палочек для суши смазываем клеем и вставляем в отверстие пробки вместе с цветной ниткой.

3. Оборачиваем цветными нитками пробку.

4. Закрепляем нитки на пробке.

5. Вышиваем рисунок.

2.2 Дождик (Приложение 11)

     Наш дождик - родственник рейнстика, «деревадождя», «посоха дождя», и «дождевой флейта»  -  это длинная полая глухо закрытая на концах труба с расположенными по всей длине внутренними перегородками, заполненная мелким сыпучим наполнителем (крупы и другие семена, мелкие камешки, бисер, другие твердые гранулы) (Приложение 12). Перегородки образуют внутри трубы спираль и могут быть выполнены из шипов растений, булавок, зубочисток. При вертикальном переворачивании рейнстика его содержимое пересыпается сквозь спиральное препятствие к противоположному концу трубы, производя звук, напоминающий шум дождя.

     Техническое описание: дождик изготовлен из картонной тубы, бамбуковых шпажек, картона, круп и кусков кожи (Приложение 13).

     Технология изготовления дождика:

(Приложение 14).

  1. В картонной тубе с помощью шила делаем отверстия по спирали.
  2. В отверстия вставляем бамбуковые шпажки длиной диаметром тубы.
  3. С одной стороны тубы приклеиваем круг из картона.
  4. Насыпаем в тубу смесь круп.
  5. Приклеиваем ко второй стороне круг диаметром тубы.
  6. Равномерно наматывая, украшаем тубу цветными нитками.
  7. Концы тубы закрываем квадратами из кожи.

2.3 Марака (Приложение 15)

     Марака – дальний родственник погремушки и маракаса (Приложение 16). Мара́кас или мара́ка - древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов - индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук.

     Техническое описание: марака изготовлен из пластиковой бутылки и крупы.

(Приложение 17).

     Технология изготовления мараки: 

(Приложение 18).

  1. На пластиковую бутылку и крышку равномерно наматываем нитки - это украшение нашего мараки.
  2. Из цветных ниток изготавливаем пампон, приклеиваем сверху.
  3. В бутылку насыпаем крупу, закручиваем бутылку.

2.4 Звеняшка (Приложение 19)

     Звеняшка, которую мы изготовили напоминает чимесы или чаймсы, состояшие из набора вертикально подвешенных металлических цилиндров различной длины (Приложение 20). Эти цилиндры и называются «чаймсы» или «бар чаймсы», а инструмент в целом — «марк три» или «чайм три».

Инструмент был изобретён в 1967 году американцем Марком Стивенсом.  Название «марк три» (буквально «подвеска Марка») ввёл легендарный  ударник Эмили Ричардс в честь изобретателя чаймсов.

     Техническое описание: Звеняшка изготовлена из детской вешалки, шёлковых лент и ключей на кольцах (Приложение 21).

     Технология изготовления звеняшки:

(Приложение 22).

  1. Фиксируем кольца с ключами на вешалке с помощью шёлковой ленты.
  2. Обматываем вешалку лентой, которую фиксируем бантом.

2.5 Приёмы игры на самодельных шумовых инструментах

Приёмы игры на пумбе:

  1. ударяем по мембране барабана палочками или ладонями рук, выбивая нужный ритм;
  2. водим по мембране барабана ладони, извлекая шуршание.

Приёмы игры на дождике:

  1. переворачивая в горизонтальное положение дождик издаём шуршание, похожее на дождь, если переворачивать медленно - маленький дождик, быстро – ливень:
  2. равномерно потряхиваем дождик в горизонтальном положении.

Приёмы игры на мараке:

1.трясём марау определённом ритме, издавая шумящий звук;

  1. аккуратно переворачиваем мараку, издавая шуршащий звук.

Приём игры на звеняшке:

проводим по инструменту металлической палочкой или рукой, сталкивая ключи друг с другом, извлекая звонкий, напоминающий трель колокольчиков звук.

Глава III

Оценка творческого проекта

       Наше ухо воспринимает большое количество различных звуков. Но не все звуки одинаково используются в музыке. Мы знаем, что все существующие в природе звуки делятся на музыкальные и шумовые. Основную роль в музыке играют музыкальные звуки, хотя используются и шумовые.

        Вредные свойства шума знали давно. На Руси, когда рыба (стерлядь) шла на нерест переставали звонить в колокола. От шумов кораблей и их локаторов страдают киты и дельфины, шум мешает им питаться и общаться между собой. От шума куры перестают нестись, вянут цветы, гибнут личинки насекомых. Перестают размножаться животные. Постоянное воздействие шума на человека приводит разным болезням.

        Но шум может и принести пользу. В этом мы убедились, создав наши музыкальные инструменты (Приложение 23).Пумбы и тимонки, дождик, мараки и звеняшки прекрасно издают шумовые звуки. Они очень простые, но придают музыке дополнительные краски. Эти звуки создают хорошее настроение! (Приложение 24)

       В результате работы над проектом мы пришли к таким выводам:

- шумовые инструменты можно сделать из подручных материалов своими руками;

- шумовые инструменты помогают в развитии творческих способностей и эстетического вкуса;

- приятно видеть, как результат твоего труда приносит радость другим детям.

       Мы надеемся, что собранный нами материал поможет в использовании шумовых звуков в повседневной жизни. Инструменты, изготовленные своими руками, созданы из подручных средств.  Все очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. Они заставляют нас по-новому услышать мир звуков!

Литература  и интернет ресурсы, использованные в работе:

Гульянц Е.Детям о музыке. – М.:Аквариум,1996.

http://arrangestudio.com/tag.php?id=65

http://corpuscul.net/raznoe/udarnie-instrumenti/

http://dynatone.ru/info999002628 

http://en.wikipedia.org/wiki/Mark_tree

http://kupisuvenir.com.ua/product/posoh-dozhdja_4d/

http://muzicforchildren.blogspot.ru/2009/12/blog-post.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Барабан

https://ru.wikipedia.org/wiki/Маракас_(музыкальный_инструмент) 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рейнстик

http://www.mossalsa.ru/marakasy.php

Приложение 1

Наши «Стучалки и шумелки»

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05499.JPG

Приложение 2

Шумовые инструменты на уроке 

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05487.JPG

Приложение 3

Творческая группа

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05496.JPG

Приложение 4

Эксперимент

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05494.JPG

Приложение 5

Пумбы и тимонками

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05444.JPG

Приложение 6

Барабан

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\121211221212112\bass.jpg

Приложение 7

Материалы для изготовления пумбы

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04462.JPG

Приложение 8

Материалы для изготовления тимонок

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04492.JPG

Приложение 9

Технология изготовления пумбы

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04470.JPGC:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04472.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04473.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04475.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04479.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04485.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04487.JPG

Приложение 10

Технология изготовления тимонки

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04494.JPGC:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04495.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04500.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04553.JPG

Приложение 11

Дождик

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05465.JPG

Приложение 12C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\121211221212112\muzyka-dojdya-ljnb.jpg

«Посох дождя»

Приложение 13

Материалы для изготовления дождика

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04556.JPGC:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04590.JPG

Приложение 14

Технология изготовления дождика

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04558.JPGC:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04561.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04601.JPGC:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04603.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04622.JPG

C:\Users\Юлия\Desktop\Шумовые инструменты\Фото Шумовые инструменты\DSC04608.JPG

Приложение 15

Мараки

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05467.JPG

Приложение 16

Маракасы

C:\Users\Администратор\Desktop\О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ\Новая папка\marakasy_clip_image002.jpg

Приложение 17

Материалы для изготовления мараки


F:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05366.JPG

Приложение 18

Технология изготовления мараки

F:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05376.JPGF:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05381.JPG

F:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05388.JPG

Приложение 19

Звеняшки

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05460.JPG

Приложение 20

Чимес

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\121211221212112\220px-Meinl_CH-12_Chimes.jpg

Приложение 21

Материалы для изготовления звеняшки


F:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC04613.JPG

Приложение 22

Технология изготовления звеняшки

F:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC04616.JPGI:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05490.JPG

Приложение 23

«Гремелки и стучалки»

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05498.JPG

Приложение 24

«Гремелки и стучалки» на уроке

I:\3. Шумовые инструменты 2А\Фото Шумовые инструменты\DSC05480.JPG