Музыкальный портрет фей
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме

Дашкова Галина Евгеньевна

Урок знакомит с музыкой П.И.Чайковского и его произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл визитная карточка урока13.92 КБ
Файл карта урока21.24 КБ
Файл ход урока17.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     УМК «МУЗЫКА»,авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина.

                                     Дашкова Галина Евгеньевна, учитель высшей категории, лицей 369        Красносельского района  г.Санкт-Петербурга.

4 класс, раздел «Путешествие в музыкальный театр»

Урок музыки.

                                               ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА:

Тема: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ ФЕЙ»

Цели:

Когнитивная область:

  1. Продолжение знакомства учащихся с музыкальным театром;
  2. закрепление представления о средствах музыкальной выразительности;
  3. знакомство с жанром музыкального портрета;
  4. развитие у учащихся навыков выражения эстетических суждений и оценок с помощью технологий «Критического мышления».  

Аффективная область:

  1. формирование эмоциональной отзывчивости;
  2. создание условий для развития у учащихся культуры устной речи;
  3. развитие умения учащихся аргументировать ответ, вступать в диалог и участвовать в общем обсуждении проблемы;  
  4. расширение словарного запаса;
  5. активизация творческих способностей учащихся.

Психомоторная область:

       -      воспитание любви к музыке и умения наслаждаться ею.

Основная идея урока: знакомство с  жанром музыкального портрета;

закрепление представления о средствах музыкальной выразительности.

Основные понятия:

- тембр, темп, регистр, мелодия, композитор.

Логика развития урока как целостной системы:

Стадия вызова:

- создание ситуации побуждающей детей  к воспроизведению имеющихся знаний (составление эпиграфа по разрозненным словам (мозговой штурм), построение кластера).

- эмоциональный настрой на урок (концертное исполнение песни с пластическими движениями).

Стадия осмысления:

- ознакомление с темой: выявление средств музыкальной выразительности для портрета феи.

- коллективная работа по поиску средств музыкальной выразительности( ведение карты с записями)

Стадия рефлексии:

- слушание музыки и составление синквейна( высказывание мнений по музыкальному портрету фей).



Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по музыке

в 4 «А» классе ГБОУ лицей №369

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

УМК «Музыка» авторов: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Раздел: «Путешествие в Музыкальный театр»

Тема: «Музыкальные портреты фей».

Учитель – Дашкова Г.Е.

Цели для учителя:

Образовательные:

  1. Продолжение знакомства учащихся с музыкальным театром;
  2. закрепление определения жанра балет;
  3. закрепление представления о средствах музыкальной выразительности;
  4. знакомство с жанром музыкального портрета;
  5. развитие у учащихся навыков выражения эстетических суждений и оценок с помощью технологий «Критического мышления».  

Развивающие:

  1. формирование эмоциональной отзывчивости;
  2. создание условий для развития у учащихся культуры устной речи;
  3. развитие умения учащихся аргументировать ответ, вступать в диалог и участвовать в общем обсуждении проблемы;  
  4. расширение словарного запаса;
  5. активизация творческих способностей учащихся.

Воспитательная:

       воспитание любви к музыке и умения наслаждаться ею.

Цели для ученика:

  1. продолжение знакомства с музыкальным театром;
  2. закрепление определения жанра «балет» совместно с учителем;
  3. закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности совместно с учителем;
  4. яркое и эмоциональное исполнение музыкальных произведений.

      5.   с помощью технологии «Критического мышления» развивать навыки эстетических суждений и оценок.          

Тип урока:   Урок - путешествие

Технология:  Диалоговое взаимодействие

Приёмы: кластер, синквейн, мозговой штурм.  

Оснащение урока:  

1. УМК к программе «Музыка. 4 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной;

2. презентация, интеллект-карта, выполненные в программе X-MIND;эпиграф, выполненный в программе Hot-Potatoes-6.

3. компьютер, фортепиано

Организационные формы:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Вводно-мотивационный

Орг. момент: вход на урок под музыку песни «Фантазии мир».

Создание мотивации: «Мы отправляемся в музыкальное путешествие, в котором встретимся со сказочными героями- феями. Как вы считаете, можно ли с помощью музыки изобразить портрет фей?» 

Эпиграф. Составление эпиграфа с перепутанными словами. Сопровождается презентацией.

Вход в класс в соответствии с настроением и характером музыки.

Поиск ответов на вопросы учителя, высказывание предположений.

Составление кластера(карты путешествия)

«Мозговой штурм».

Участие в составлении эпиграфа (актуализация и систематизация знаний).

Технологический              Продолжение знакомства с музыкальным театром.                   Определение жанра балет. Знакомство с жанром «Музыкального портрета».

                                           

 Прослушивание фрагментов танца Феи Чая, Феи Кофе. Составление синквейна.

                               

                       

Вокально-хоровая   работа.

Организация деятельности: слушание музыки и её интонационно-образный анализ, актуализация знаний о муз. портрете, выявление особенности жанра балета. («Танец феи Драже, Танец Феи Чая, Танец Феи Кофе» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского).

 

 

Создание благоприятной обстановки («мы окажемся сейчас в настоящем театре!») для слушания фрагментов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского (танца Феи Чая, Феи Кофе.) Организация обсуждения услышанного (чем же отличается музыкальный спектакль балет?). 

Исполнение песни «Волшебная страна»

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки. Выявление средств музыкальной выразительности: характера мелодии, тембра, темпа, регистра.

Узнавание инструментов оркестра                                    (арфа, скрипка, челеста, тамбурин).

Составление интеллект. карты(кластера)

Прослушивание и  принятие участия в составлении синквейна. 

Разработка исполнительского плана песни.                Концертное исполнение  песни. Проявление эмоциональной отзывчивости и личностного отношения к песне.

Рефлексивный

Организация подведения итогов в виде проведения верификатора (игра «Щелкунчик»)

Участие в игре.

 

Выход из класса под музыку.



Предварительный просмотр:

                                                     ХОД УРОКА

1. Организационный момент.          

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в очередное музыкальное путешествие. Что путешественники берут с собою в путешествие? Конечно, карту! И ваша карта есть у вас на столиках. А моя карта у меня на экране. Но они пока все пусты. Наш маршрут нам предстоит определить вместе, и вписать в наши карты: с какими героями мы встретимся и тему нашего урока. Я приготовила вам подсказку – эпиграф. Знаете, что это такое? Это строчка из стихотворения или поговорка, или пословица после заголовка  литературного произведения. Но случилась беда! Все слова эпиграфа  перемешались, и я ждала вас, чтобы мы с вами вместе их правильно собрали.

 Составляем правильный эпиграф.

Учитель: Узнали слова песни? Уже можете сказать, с кем нам предстоит встретиться в музыкальном путешествии?

Ребята: с феями.

Учитель: Замечательно! Запишем первые слова в наш маршрут, тему нашего урока: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ФЕЙ». А теперь вместе с этой песней отправляемся в путешествие.

Поём песню «Фантазии мир» с пластическими движениями.

На 1слайде презентации портреты  сказочных  фей из сказок «Спящая красавица», «Золушка» Ш.Перро.

Учитель: Ребята, а вы узнали этих сказочных героинь?

Ребята: Да!

Учитель: А что вы можете о них рассказать? Какие они?

                                                   2

Ребята: Они красивые, загадочные, у них яркие блестящие костюмы, а в руках - волшебная палочка.

Учитель: А характером они похожи?

Ребята: У каждой феи свой характер, они не похожи друг на друга.

Учитель: Молодцы! Умники! По вашим рисункам видно, как вы замечательно карандашами, красками нарисовали своих фей. Что мы видим, глядя на ваши рисунки?

Ребята: Видим цвет глаз, волос, во что одеты, большие они или маленькие, видим крылышки, видим, какие они красивые.

Учитель: Как художники вы замечательно нарисовали фей. А теперь ещё и  замечательный словесный портрет фей получился у нас. Конечно, поэты, художники и композиторы создают разнообразные произведения искусства, и при этом они пользуются разными средствами для создания образа. При помощи чего художники рисуют портрет? (красками, карандашами). Поэты, писатели? (при помощи слов). А композиторы? (звуками). Вы уже побывали в роли художников, даже в роли писателей не раз бывали, ведь сочинения часто пишите, да?

А давайте представим, что мы с вами – композиторы, и нам захотелось изобразить сказочных фей в музыке. При помощи, каких средств музыкальной выразительности композиторы рассказывают нам о своей музыке? Вспомним наш цветик - семицветик!

Ребята отвечают и записывают в свои карты.

Темп.- в каком темпе должна быть наша музыка? Как будет двигаться наша фея? (медленный, умеренный).

                                                    3

Характер - ( эмоциональная таблица) – добрая, загадочная, обворожительная, изящная, хрупкая, звонкая, искусная, хрупкая, хрустальная, ласковая, лёгкая, прозрачная, мягкая, яркая, летящая, воздушная.

Регистр - (вы говорили, что характер у феи летящий, воздушный, значит, в каком регистре будет звучать наша музыка?)- высокий, средний. (Сыграть).

Тембр – ( мы не можем увидеть во что одета фея, но вы говорили, что они сверкающие, яркие, разные, я разглядывала ваши рисунки с феями, но мы не можем нарисовать одежду феи, но как нам передать их яркость, сверкание? Художник передаёт это красками, а композитор тоже окрашивает звуки, как это называется? Правильно, тембром- тембром музыкальных инструментов. Предложите , какими музыкальными инструментами мы раскрасим фею. ( скрипка, арфа, челеста).Контрабас? Играю звук контрабаса. Это фея?

Учитель: Ребята,  музыку какого русского композитора мы чаще всего слушаем на наших уроках?

Ребята: музыку Петра Ильича Чайковского.

 Учитель: Правильно, молодцы! С хозяйкой одного сладкого царства мы уже встречались на наших уроках. Кто это?

Ребята: Фея Драже из балета Чайковского «Щелкунчик» .

                                       

Учитель: Мы уже фантазировали, как бы мы могли изобразить фею Драже с помощью музыкальных средств выразительности. А теперь давайте послушаем, как музыкой нарисовал композитор портреты ещё двух фей из балета «Щелкунчик», которые приветствовали храброго Щелкунчика и добрую девочку Машу, победивших злого мышиного царя в своём сказочном сладком городе Конфетенбурге. Догадайтесь, как их зовут? По утрам взрослые, чтобы проснутся поскорее, пьют…КОФЕ, а дети пьют …. ЧАЙ с бутербродами. Фею «КАША» пока никто не придумал….Наверное, П.И.Чайковский не очень любил кашу.

Учитель: Молодцы! Это фея Чая, она пришла из Китая, и П.И.Чайковский придумал Китайский танец «ЧАЙ», и восточная фея Кофе, Чайковский назвал её танец «Арабский». И, действительно, музыку сладкого города Конфетенбурга составляют такие шедевры,  как  танец феи Драже, где композитор использовал небесную челесту, которую специально привёз из Франции для её танца, а для феи Кофе он придумал сочетание звуков английского рожка и волшебного тамбурина(он похож на бубен). А для феи Чая  звуки тоненькой флейты-пикколы (маленькой флейты) и неуклюжего фагота в сопровождении острых пиццикато струнных, фея Чая танцует ………….    

 Учитель: А сейчас послушаем, как изобразил фей в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковский. А ваша задача, слушая музыку, написать синквейн на понравившейся вам музыкальный портрет одной из фей. Можно использовать слова, написанные с вашей помощью на экране и в ваших картах, можно придумать новые.

Зачитываем синквейны, написанные детьми.

Учитель: на следующем уроке мы продолжим наше путешествие о портрете фей в музыке и обязательно посмотрим фрагменты танцев феи Чая и Кофе и почитаем ваши синквейны.

Вы славно поработали, а теперь поиграем?

Игра «Щелкунчик». Танец Феи Драже.

Учитель: Ребята, понравилось вам сегодня быть в роли композитора?

Ребята: Да!

Учитель: Может быть, кто-то из вас захочет сочинить музыкальный портрет друга, питомца домашнего, или феи и сыграет нам своё сочинение? Или споёт? Вы сегодня были такие молодцы, так обрадовали меня, потрясли, так замечательно творили, а за творчество можно поставить только пятёрки!

И завершаем мы наше сегодняшнее путешествие, как и начали – песней!

Звучит «Волшебная страна».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Может ли музыка "нарисовать" музыкальный портрет человека?"

Музыкальный материал помогает учащимся постичь огромные возможности музыки: её умение передавать не только настроение, чувства, мысли человека, но и различные черты его характера....

Занятие по теме "Музыкальные портреты"

Данное занятие предназначено для детей младшего школьного возраста.  Обучающиеся   знакомятся   с жанром   изобразительного   искусства – портретом;  развивают ...

Музыкальные портреты ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ в 1 классе

Открытый урок в 1 классе по теме "Музыкальные портреты"по программе Г. П. Сергеевой ,Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной проходил в виде игры и с элементами театрального представления ( фрагмент музы...

Музыкальный портреты 1 класс

Музыкальный портреты 1 класс...

Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.

Конспект урока музыки  по теме: Музыкальный портрет1 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина...

Презентация "Музыкальный портрет"

Коррекционная педагогика...