Главные вкладки

    Разработка урока "Русская народная песня — душа народа"
    план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

    Булатова Мария Анатольевна

    Разработка урока  по музыке  в 3 классе на тему: "Русская народная песня — душа народа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkaya_pesnya.doc59 КБ
    Microsoft Office document icon russkaya_pesnya.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок музыки                                              

    Тема: "Русская народная песня — душа народа"

    Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

    Задачи: 

    • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
    • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
    • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
    • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
    • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
    • учить слушать музыку;
    • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: музыкальный центр, тексты песен, иллюстрации, фортепиано, табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки.

    Ход урока:

    Организационный момент.

    Вход учащихся в класс под звуки  колокольного звона.

    Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

     Колокольный звон.

     Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. Колокола -это звук  души русской.

    Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

     «Русская народная песня-душа народа». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

     У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.

    У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –

    У ХАКАССКОГО –

    У НЕМЕЦКОГО ---------

    У КИТАЙСКОГО ------

    МОЛОДЦЫ.

    Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

    Народ писал не только песни, но и шутки, прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, поддевки, народные игры.

    Наряду с народными песнями существуют народные инструменты

    Давайте с вами поиграем  «Отгадай  меня»:                                                         Сорок пуговиц на нем
    С перламутровым огнем
    Весельчак, но не буян
    Голосистый мой … (Баян)

    Парой  ходим по дорожкам                                                                                     Ну конечно это…(Ложки)

    Палочкой железной тронь
    Раздается тихий звон
    Знает взрослый, знает школьник
    Так звучит наш …. (Треугольник)

    Он легко, легко звенит
    Всех собою веселит
    Динь-динь, дон-дон,
    Полюбился людям он … (Колокольчик)

    В лесу тук-тук!
    В избе ляп-ляп!
    В руках дзынь-дзынь!
    Это точно вам не «Байка»                                                                               Называют ……  (Балалайка)

    Морщинистый Тит
    Всю деревню веселит.                                                                                                Не поместишь на ладонь                                                          Называется……(Гармонь)

    Охотников сзываю я в дорогу,
    Служу оружьем грозным в прок                                                                             А зовут меня…… (Рожок)

    Молодцы, а теперь посмотрим фильм с народными инструментами, которые являются неотъемлемой частью русского народного творчества в целом.

    ФИЛЬМ – НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

    ПЕРСОНАЖИ  народных песен  пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. русские народные песни имеют несколько жанров:

    А какие  жанры песен знаете вы, ребята:

    Дети называют знакомые жанры русской народной песни:

    1.Хороводные «Вечеринка»

    2.Шуточные «Ай поедем жана во Китай город гулять»

    3. Колыбельные «»Уж вы ночи»»

    4. Свадебные «На улице дождик»

    5. Лирические «Рябина».

    Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента.  Это слово для вас новое, посмотрите на доску – это наше словарное слово – а капелла Давайте запишем в наш словарь, а позже мы к нему еще вернёмся.  

    Физминутка. На мотив песни «В траве сидел кузнечик» (стоя)

    Вперёд четыре шага                                                                                                  Назад четыре шага                                                                                                 Ручками похлопаем                                                                                            Ножками потопаем                                                                                            Глазками помигаем                                                                                                                                                  И  вокруг попрыгаем.

    Сегодня мы с вами будем разучивать  русскую народную песню «Летели две птички ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами  распоёмся:

          1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки.

    - улыбочка, укольчик,   машина гудит, свеча.

    1. Скороговорки проговорим для  чёткой дикции:Какие вы знаете скороговорки?                                                                                                 -  «От топота копыт пыль по полю летит»,                                                  - «У ужа – ужата, у еже – ежата»,                                                                              - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»

          3. Упражнение на  динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8                                                              4 раза  - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.

           4. Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно».   Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.

           5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»

    Текст песни: «Летели две птички» - жанр песни – хороводная.

    1. Летели две птички,                                                                                         Ростом невелички.

    Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                             Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща                      

    1. Как они вставали                                                                                  Крыльями махали

    Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                                                      Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

    1.  Как они летели,                                                                                                 Все люди глядели.

    Ой, сад-виноград ,                                                                                                  Зелёная роща.                                                                                                          Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

    Летели две птички,                                                                                             Ростом невелички.

    А теперь встанем в хоровод и  закрепим нашу песню.

    Спасибо!   Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные  песни, что они  разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)узнали новое словарное  слово – а капелла.

    Заключительное слово учителя.

    Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

    Нет в мире подобных России раздольной,
    Цветов наших ярче и крепче пород.
    Бессмертен народ наш, великий и вольный,
    Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

    Оценивание учащихся.

      Этап рефлексии. 

    Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если  после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к  грустной мордашке!

    Работа с классом.  Выделить лишнее слово из перечисленных.

            Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

            Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

      Выход из класса под музыку.

    Самоанализ урока.

     Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

     Тип урока: комбинированный.

    Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

    Задачи: 

    • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
    • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
    • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
    • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
    • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
    • учить слушать музыку;
    • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
    •  а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.

     Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и  народным творчеством в целом.  Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках,  когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.

     Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.

     На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), наглядно-слуховой (слушание вокальных и инструментальных произведений); наглядно-зрительный видео с исполнением народных песен; практический (исполнение песен, , участие в исполнении хороводной  песни «Летели две птички», «Ко поле берёза стояла»,  танцевальная импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух  разножанровых произведений); была использована методика Емельянова «Постановка голоса», где применялись  скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д., метод эмоциональной драматургии (в уроке была эмоциональная и смысловая кульминация); метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке, проведена словарная работа. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении урока.

    Поставленные цели были выполнены.

    Спасибо за внимание!!!



    Предварительный просмотр:

    Урок музыки                                              

    Тема: "Русская народная песня — душа народа"

    Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

    Задачи: 

    • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
    • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
    • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
    • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
    • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
    • учить слушать музыку;
    • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: музыкальный центр, тексты песен, иллюстрации, фортепиано, табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки.

    Ход урока:

    Организационный момент.

    Вход учащихся в класс под звуки  колокольного звона.

    Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

     Колокольный звон.

     Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. Колокола -это звук  души русской.

    Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

     «Русская народная песня-душа народа». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

     У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.

    У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –

    У ХАКАССКОГО –

    У НЕМЕЦКОГО ---------

    У КИТАЙСКОГО ------

    МОЛОДЦЫ.

    Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

    Народ писал не только песни, но и шутки, прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, поддевки, народные игры.

    Наряду с народными песнями существуют народные инструменты

    Давайте с вами поиграем  «Отгадай  меня»:                                                         Сорок пуговиц на нем
    С перламутровым огнем
    Весельчак, но не буян
    Голосистый мой … (Баян)

    Парой  ходим по дорожкам                                                                                     Ну конечно это…(Ложки)

    Палочкой железной тронь
    Раздается тихий звон
    Знает взрослый, знает школьник
    Так звучит наш …. (Треугольник)

    Он легко, легко звенит
    Всех собою веселит
    Динь-динь, дон-дон,
    Полюбился людям он … (Колокольчик)

    В лесу тук-тук!
    В избе ляп-ляп!
    В руках дзынь-дзынь!
    Это точно вам не «Байка»                                                                               Называют ……  (Балалайка)

    Морщинистый Тит
    Всю деревню веселит.                                                                                                Не поместишь на ладонь                                                          Называется……(Гармонь)

    Охотников сзываю я в дорогу,
    Служу оружьем грозным в прок                                                                             А зовут меня…… (Рожок)

    Молодцы, а теперь посмотрим фильм с народными инструментами, которые являются неотъемлемой частью русского народного творчества в целом.

    ФИЛЬМ – НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

    ПЕРСОНАЖИ  народных песен  пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. русские народные песни имеют несколько жанров:

    А какие  жанры песен знаете вы, ребята:

    Дети называют знакомые жанры русской народной песни:

    1.Хороводные «Вечеринка»

    2.Шуточные «Ай поедем жана во Китай город гулять»

    3. Колыбельные «»Уж вы ночи»»

    4. Свадебные «На улице дождик»

    5. Лирические «Рябина».

    Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента.  Это слово для вас новое, посмотрите на доску – это наше словарное слово – а капелла Давайте запишем в наш словарь, а позже мы к нему еще вернёмся.  

    Физминутка. На мотив песни «В траве сидел кузнечик» (стоя)

    Вперёд четыре шага                                                                                                  Назад четыре шага                                                                                                 Ручками похлопаем                                                                                            Ножками потопаем                                                                                            Глазками помигаем                                                                                                                                                  И  вокруг попрыгаем.

    Сегодня мы с вами будем разучивать  русскую народную песню «Летели две птички ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами  распоёмся:

          1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки.

    - улыбочка, укольчик,   машина гудит, свеча.

    1. Скороговорки проговорим для  чёткой дикции:Какие вы знаете скороговорки?                                                                                                 -  «От топота копыт пыль по полю летит»,                                                  - «У ужа – ужата, у еже – ежата»,                                                                              - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»

          3. Упражнение на  динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8                                                              4 раза  - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.

           4. Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно».   Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.

           5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»

    Текст песни: «Летели две птички» - жанр песни – хороводная.

    1. Летели две птички,                                                                                         Ростом невелички.

    Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                             Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща                      

    1. Как они вставали                                                                                  Крыльями махали

    Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                                                      Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

    1.  Как они летели,                                                                                                 Все люди глядели.

    Ой, сад-виноград ,                                                                                                  Зелёная роща.                                                                                                          Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

    Летели две птички,                                                                                             Ростом невелички.

    А теперь встанем в хоровод и  закрепим нашу песню.

    Спасибо!   Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные  песни, что они  разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)узнали новое словарное  слово – а капелла.

    Заключительное слово учителя.

    Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

    Нет в мире подобных России раздольной,
    Цветов наших ярче и крепче пород.
    Бессмертен народ наш, великий и вольный,
    Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

    Оценивание учащихся.

      Этап рефлексии. 

    Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если  после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к  грустной мордашке!

    Работа с классом.  Выделить лишнее слово из перечисленных.

            Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

            Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

      Выход из класса под музыку.

    Самоанализ урока.

     Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

     Тип урока: комбинированный.

    Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

    Задачи: 

    • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
    • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
    • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
    • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
    • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
    • учить слушать музыку;
    • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
    •  а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.

     Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и  народным творчеством в целом.  Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках,  когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.

     Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.

     На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), наглядно-слуховой (слушание вокальных и инструментальных произведений); наглядно-зрительный видео с исполнением народных песен; практический (исполнение песен, , участие в исполнении хороводной  песни «Летели две птички», «Ко поле берёза стояла»,  танцевальная импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух  разножанровых произведений); была использована методика Емельянова «Постановка голоса», где применялись  скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д., метод эмоциональной драматургии (в уроке была эмоциональная и смысловая кульминация); метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке, проведена словарная работа. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении урока.

    Поставленные цели были выполнены.

    Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".

    Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....

    Русская народная песня - душа русского народа

    На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....

    Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа

    Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор",  слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...

    Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

    Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

    Народная песня-зеркало души народа

    Народная песня-часть традиционной культуры русскогог народа...

    Разработка урока музыка «Русская народная песня» с использованием Активных Методов обучения

    АМО на уроке музыки."НАРОДНАЯ ПЕСНЯ"Разработка новых АМО методов...

    Методическая разработка (2-4 кл.) на тему : "Родной язык - живая душа народа"

    Разработка внеклассного мероприятия к Международному дню родного языка...