Конспект урока музыки "Звучащие картины"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Коноплянко Екатерина Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx23.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект пробного урока

по музыке

в 3«А»  классе студентки группы  135

ГОАУ СПО АПК

                              Коноплянко Екатерины Ивановны

Урок будет дан    « 17»  декабря  2014 года

На уроке   1   2  смены

Начало урока в  13   часов  40 минут

Учитель класса:__________________________  

Методист:   Швец Галина Николаевна

С конспектом ознакомлен:   «_____» ___________  20_____года

К уроку допущен:    «_____»  ______________  20____ года

Тема урока:  «Звучащие картины»

Цель:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей.

Задачи:

  1. развивать умения творческих способностей учащихся видеть и слышать в понимании жизненного смысла произведения;
  2. воспитывать интерес и бережное отношение к культурному наследию народа;
  3. уметь определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности  в музыкальном произведении.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Екатерина Ивановна. И сегодня я проведу у вас урок музыки.

Тема нашего сегодняшнего урока  «Звучащие картины».

- Как вы это понимаете? Глядя на картину можно услышать музыку, которая добавила бы нам эмоций при общении с изобразительным искусством.

- А где мы с вами можем увидеть картины?

Давайте представим, что мы с вами отправляемся в картинную галерею.

 Слайд №1.Картина №1 – Новогодняя ёлка. О чём же вам рассказывает картина?

- А что такое Новый год?

Слайд №2 слова песни «Что такое Новый год?»

 Что такое Новый год мы выяснили.

- Почему именно ёлка является символом Нового года? Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества? Красивая старинная легенда рассказывает об этом так:
Когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, в небе зажглась новая яркая звезда, словно приветствуя чудесный праздник - Рождество. Многие поняли смысл этого чудесного знамения и устремились на свет Вифлеемской звезды: спешили окрестные пастухи и мудрецы-волхвы, жившие далеко на Востоке; птицы и звери, щебеча и мурлыча, тоже устремились к новорождённому со всех концов света. Даже растения принесли младенцу свои подарки. Одни - волшебный аромат, другие - вкусные сочные плоды, третьи - яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель - ведь её путь с Севера был очень далёк! Подошла - и скромно встала в сторонке.
«Почему ты не хочешь войти? » - удивились все. «Я бы хотела, - отвечала Ель, - но боюсь, что мне нечем порадовать Младенца Иисуса. Что у меня есть? Только шишки, твёрдые и невкусные. Да ещё смола - такая липкая, что не отдерёшь. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками» .
И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. . .
Обрадовалась Ель, осмелела, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.
С тех пор, говорит легенда, Ель круглый год остаётся зелёной, а раз в году приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным нарядом. . .Вот такая легенда. Правда, это всего лишь легенда. А как было на самом деле?
Верования предков
В глубокой древности люди одухотворяли природу, верили, что за каждым предметом и явлением стоит сверхъестественное существо - дух. Такие духи обитали в растениях и деревьях. С увяданием природы осенью и особенно зимой духи лесных деревьев - лесовики, лешие, фавны переселялись на время в тёмные тучи или в вечнозелёные ели. Чтобы зимой эти духи не слишком лютовали, не насылали метели и морозы, позволяли успешно поохотиться в лесу, их обязательно нужно было умилостивить, задобрить. Считалось, что особенно расходилась всякая нечисть в самые длинные ночи, во время зимнего солнцестояния. Тогда-то и надо было приносить наиболее щедрые дары вечнозелёным елям, украшать их, совершать около них обряды и произносить заклинания. Именно эти дни стали много позже предрождественскими.

 Какими свойствами обладает ель?

- Что посвящали ёлке? – Что клададут под ёлку?

- Что водили вокруг ёлки? – Почему именно хоровод? – Какую форму имел хоровод?  Круг.  

Однажды, с ёлочкой случилась забавная история: герои сказок так торопились, что перепутались между собой.

Сейчас мы с вами споем песенку и затем вы ответите на вопрос:

 герои каких сказок нас удивили, перепутались? Слайд №6. Песня «В лесу родилась ёлочка…» на новый лад.

Итак, картина, картина изображающая ёлку рассказала нам о празднике, который будет совсем скоро, который любят не только дети но и взрослые.

На весёлых детских ёлках

Чудеса блестят в иголках,

И под ёлкой в Новый год

Каждый что-нибудь найдёт,

Надо лишь заранее

Загадать желание!

Итак, Новый год – это праздник зимний.

 А в какой сказке все месяцы для того, чтобы помочь девочке набрать подснежников, нарушили законы природы? «12 месяцев». Какой закон был нарушен? Месяца поменялись местами и помогли девочке.

Вот и мы с вами сегодня нарушим законы и попросим Зимушку немного подождать.

- Какое время года мы с вами пригласим?  А чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами посмотрим следующую картину.

Слайд №10 Картина из оперы «Снегурочка».

– Кто изображен на картине? -  Из какой сказки?  Александр Николаевич Островский «Снегурочка».

- Куда хотела Снегурочка попасть?  К людям .Кто родители Снегурочки по сказке? мать –Весна, отец-Дед мороз.

Снегурочка – это дитя природы, сердце у неё холодное, мать с отцом её оберегали и не подпускали к людям. Но она хотела жить среди людей, слушать и петь их песни, и любить как все люди.

И вот, родители отпускают Снегурочку жить к людям во время праздника провода зимы и встречи весны.

 Композитор Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке и назвал своё произведение – опера.

Музыкальной характеристикой в опере является ария. Что такое ария?

Ария –  вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно составная часть оперы, соответствующая драматическому монологу.

Сейчас слушаем арию Снегурочки.  

Но сначала  я даю вам задание: слушайте внимательно и потом,  ответьте на вопросы:

- Какой голос поёт?  

- Какой вы увидели Снегурочку?

Прослушивание арии Снегурочки. Затем повтор вопросов учащимся:

- Какой голос поёт?  Колоратурное сопрано- Какой вы увидели Снегурочку? Всегда ли одинаково звучит ария? Как звучит вначале? 

 в середине?  в конце?

В первой части мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка резвая, шаловливая, ее манят людские песни.

 Во второй части мелодия спокойная, напевная. Героиня поет о том, о чем мечтает: какие песни людей она принесет отцу зимой.

 В третьей части закрепляется утверждение первой: у людей Снегурочке будет жить интересней. Она будет общаться с подругами, петь песни.

- С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать это? С помощью флейты.

Итак, картина и музыка рассказали нам о Снегурочке как существе неземном, но стремящемся жить с людьми.

А в какой праздник ушла Снегурочка? Что за праздник проводы зимы и встреча весны? - масленица.

В этот праздник пели песни, пекли блины, катались на санях, жгли чучело зимы, пекли ритуальные печенюшки в виде птичек, которые назывались Птушки. Считалось, что они обладают магическим свойством, они были волшебные.

Зазывали весну песнями, которые назывались закличками.

Слайд № 14,15-весна.

Давайте и мы с вами позовем весну песней-закличкой.

Слайд №16. Закличка.

Итак, картина «Снегурочки» рассказала нам об истории, в которую попала героиня в праздник «Масленицы». А мы своей песней приблизили этот день.

Итог:

- Какие картины мы сегодня услышали?   новогодняя елка, Снегурочка.
- Как называется опера?
 Снегурочка

- А кто композитор?  Николай Андреевич Римский-Корсаков.

- Какой представилась вам Снегурочка?

- Как называется голос?  Колоратурное сопрано.

- Как называется праздник встречи весны? Масленица.

- Как назывались песни, которыми зазывали весну? Заклички.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"

План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"...

Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"...

Конспект урока "Икона. Картина.Фреска"

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник А. В. Бородина "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс." М.: Рус...

Конспект урока Исторические картины (этюд гуашью) 3 класс

Цели деятельности учителя: Ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин.Планируемые результатыПредметные:- воспринимать жанр исторической картины;- ...

Конспект урока музыка «Картины, изображающие музыкальные инструменты». (УМК Школа России 3 класс)

Задачи урока:Образовательные:Получение  знаний о музыкальном инструменте  – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведени...

Конспект урока изо "Картины исторические и бытовые" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанрах бытовых и исторических картинПланируемые результаты:Предметные:Знать: особенности жанра исторической и бытовой картины; известные картины данных...

Конспект урока ИЗО «Картина- особый мир. Картина-пейзаж» (гуашь) (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-пейзаже, создание условий для развития умения выполнять картину-пейзаж, поддержка творческого отношения к выполнению работы.Планируемые ...