Методическая разработка по теме: "Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки".
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 197.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУСОШ № 213 Фрунзенского района с углубленным изучением английского языка г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме
«Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки»
Степановой Анны Ивановны
«Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребенка, обостряют восприятие окружающего мира, углубляют представление о предметах и явлениях, то есть активизируют творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский.
Во все времена музыку как мощную психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только "вкусы", но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней и младшей школе.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является внедрение творческой системы музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Цель: применения игровых приемов: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения.
Задачи:
- повышение качества подготовки детей на основе использования в учебном процессе игровых приёмов;
- организация самостоятельной работы детей по формированию основополагающих знаний школьного курса;
- повышение эффективности урока через использование игровых приемов.
Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека. Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовой информации, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Сам по себе процесс познания требует значительной затраты умственных сил и напряжения и осуществляется он в школе через руководство учителя. Но обучение, при котором ученик действует только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря потрачены время, сила, и энергия учителя. А использование на уроках музыки игровых приемов, игровых ситуаций и, наконец, музыкально-дидактических игр даёт возможность увлечь, заинтересовать детей и обеспечитьповышение эффективности занятий. Опыт подсказывает, что игровой метод наиболее целесообразен для обучающихся, так как их интерес к игре достаточно велик.
«Игра — в значительной степени основа всей
человеческой культуры».
Анатолий Васильевич Луначарский
Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… Первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру 1.«Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его.Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра.
2.Представим, что в руках у каждого из нас – роза. Вдруг на наших глазах она распускается и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и… поем звук «фа» на гласный «а». Первое задание, первое удивление, первое активное познание.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Г.К. Селевко разделяет игры следующим образом:
по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;
по характеру педагогического процесса: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
По игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения.
Также в данной разработке представлены этапы разработки игровой технологии и большое место уделено вопросу применения игровых технологий на уроках музыки. Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.
3.«Узнай песню». Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.
4.«Поймай темп». Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка прерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.
То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают вслух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь вслух. Иногда получается очень смешно.
5. «Бубенчики»
Жили- были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон.
У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» — звенела его песенка. Средний бубенчик Дан, пел свою песенку «Дан-дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому. В разных регистрах звучат интонации, а дети должны отгадать имя бубенчика.
Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы. |
На уроках я даю детям разгадывать шарады, ребусы, загадки.
1. В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)
2. Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба), и т. д.
Классификация игр на формирование УУД
Направление | Название игры | На что направлено (УУД) |
Предметное | «Кто дольше слышит звук» «Кто быстрей?» | Познавательное (на внимание), личностное |
Ролевое | «Узнай песню» | Коммуникативное, познавательное, личностное |
Ролевое | «Поймай темп» | Коммуникативное (чувство ритма), личностное |
Предметное | «Бубенчики» «Лисичка, птичка, медведь» | Познавательное (высота звука), личностное |
Игра-драматизация | «Играем в оркестр» | Познавательное, коммуникативное, личностное |
Предметное | «Угадай инструмент» «А+Б» | Познавательное (накопление слухового опыта), личностное |
Предметное | «Музыка и движение» | Познавательное (пластическое интонирование) |
Предметно-дидактическое | «Громко и тихо» | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Сюжетное | «Инсценировка» | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Ассоциативная игра | «Эмоции» | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Предметно-дидактическое | Шарады, ребусы, загадки. | Познавательное, регулятивное, коммуникативное, личностное |
Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют: Коммуникативные УУД:
- умение слышать, слушать, понимать собеседника;
- выполнять согласованно совместные дела, распределять роли;
- взаимно контролировать действия друг друга;
- уметь договориться;
- правильно выражать свои мысли;
Познавательные УУД:
- сравнивать, искать хитроумные решения;
- находить закономерности;
Регулятивные УУД:
- планировать, оценивать правильность выполнения действий;
Личностные УУД–
- фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы;
Игровые технологии на внеклассных мероприятиях заключается в постановке сказок:
«Азбука»
«Муха-цокотуха»
«Теремок- портфель»
«Репка на новый лад»
«Пожар в лесу»
«Случай в царстве дневника», где использовались коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…
В заключении хотелось бы сказать, что игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.
Используемая литература:
1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Москва НИИ школьных технологий, 2005.
3. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Ростов–на - Дону «Феникс». 2004.
4. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию"
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированияю" - педагога дополнительного образвоания МБОУ ДОД "ДТ "Восход" г.о. Самара...

методическая разработка на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе
Формы, методы и приёмы обучения на уроках в начальной школе...

ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"
Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"...

Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроках английского языка"
Данная разработка посвящена использованию игровых технологий на уроках английского языка. Здесь рассматривается роль, а также место игры в процессе овладения иностранным языком. Игра не только обучает...
