Воспитать человека чувствующим и думающим
учебно-методическое пособие по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Федорова Ольга Николаевна

Национальные задачи -  общая система нравственных ориентиров.

 Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России!

Источники нравственности: Патриотизм. Гражданственность. Социальная солидарность. Человечество – мир во всем мире. Наука – ценность знания. Семья. Труд и творчество. Традиционные российские религии. Искусство. Природа.

Компетентностный подход в обучении.

Интеграция  образования.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. 

Показатель эффективности системы воспитания -  нравственное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_dlya_nsportala.docx19.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитать человека чувствующим и думающим

Федорова Ольга Николаевна, учитель музыки,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 464 г. Павловск Пушкинский р-он

Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

Его следует, прежде всего, воспитывать эстетически»

Фридрих Шиллер

     «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.» Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России!

     Каковы же наши традиционные источники нравственности?

     Патриотизм. Гражданственность. Социальная солидарность. Человечество – мир во всем мире. Наука – ценность знания. Семья. Труд и творчество. Традиционные российские религии. Искусство. Природа.

     Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную деятельность детей. Необходима интегрированность всех программ духовно-нравственного развития личности. Целью является обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

     Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний.

     Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.

     Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного социального действия.

     Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

     На примере нашей школы можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии. Мы имеем доступ к Интернету, интерактивные доски, практически в каждом учебном классе, организовано автоматизированное рабочее место учителя, работает система «Дневник.ru»

     Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС в проекте «Наша новая школа» и новой редакции закона об образовании.

     В этих документах говориться о компетентностном подходе в обучении. А что же такое конпетенция?

     Для современного школьника базовыми являются компетенции:

- информационная (готовность к работе с информацией);

- коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

- кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми);

- проблемная (готовность к решению проблем).

     К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

- обращения к опыту учащихся;

- решение проблемных задач и ситуация, дискуссий, дебаты, диспуты;

- организованно-деятельностные игры;

- проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические, работы;

- интеграция обучения.

     Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явления. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. В своей деятельности творчески работающие учителя широко используют музейную педагогику не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций.

     Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образов и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе. Для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и пронимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

     Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

     Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

  1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

- новизна, практическая значимость подаваемого материала;

- четкое структурироваеие;

- логичное, яркое, контрастное выступление;

- ритмичное чередование видов деятельности;

- опора на возростные, половые и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных  форм обучения: соревнования, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

     Противоречивость материала дает эффект удивления и желания разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

     Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой?» Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

     Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

     Теперь воздействуем на эмоциональную сферу.

     На практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

- проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

- прогностическая – направленная на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

- оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

- аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

     Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картина, музыкальных произведениях.

     Практически все предметы, преподающиеся в начальной школе, можно связать красной нитью духовно-нравственного воспитания. Не секрет, что все учителя используют в своей практике интегрированные уроки, направленные на тот или иной род деятельности.

     Приведу один из примеров такой интеграции.

     На уроке музыки учащиеся погружаются в тему песенного народного творчества. Народная мудрость, быт и уклад жизни, накопленные веками  выражена в русских народных песнях. Это ли не кладезь для духовно-нравственного развития? Русские народные песни знакомят с историей и жизнью народ, разнообразием языка…

     
Знания полученные на уроках музыки закрепляются, расширяются и углубляются на уроках литературного чтения, русского языка.

     Родина, природа – без этого не существует человек. Любовь к Родине передается из поколения в поколение, и это выражено в народных песнях, пословицах, поговорках. Дети знакомятся, изучают свой край на уроках Окружающего мира и истории города, выражая любовь к родной стране и природе исполнением русских народных песен.

     Работа над духовно-нравственным воспитание продолжается и на уроке изобразительного искусства.

     Для активизации эстетического восприятия произведений живописи, графики, народного искусства и красоты окружающего мира, необходимо связать наблюдения самих детей с оценкой увиденного (услышанного) в произведениях искусства, способствовать формированию образной речи, развитию эстетического вкуса.

     Уникальность искусства в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.

     Но ученики должны не только знакомиться с творчеством, они должны сами активно творить. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

     Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенное изменение в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Воспитать человека"

Эссе "Воспитать человека"...

Программа "Воспитать человека"

Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа- вот ведущие ценнос...

Воспитать человека

Данная статья предоставляется для ознакомления с некоторыми подходами и взглядами на современное воспитание детей....

Статья "МАЛО ВЫРАСТИТЬ – НАДО ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА"

рассматриваются вопросы формирования социальной    компетентности детей-сирот через реализацию адаптационной программы элективного курса учреждения «Возвращение к истокам» и всероссийск...

Актовая лекция "Воспитать человека"

  «Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически».  Писал немецкий поэт Фридрих Шиллер....

Финал конкурса Воспитать человека

Финал конкурса Воспитать человека...