"Ложки - русский народный инструмент. Игра на ложках."
план-конспект занятия по музыке (3, 4 класс) на тему

Открытое внеклассное мероприятие посвящено игре на русском народном инструменте - ложках и приемам игры на них. Учащиеся рассказывают об истории этого инструмента, демонстрируя свое умение игры на ложках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhki_-_russkiy_narodnyy_instrument._igra_na_lozhkah.docx19.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Ложки – русский народный инструмент. Игра на ложках».

Цель: 

отработать изученные приемы игры на ложках, познакомить детей с    новыми приемами игры; прививать любовь и уважение к музыкальному творчеству своего народа, к своей Родине; развивать музыкальные и творческие способности детей.

Используемое оборудование: 

ложки, русские народные костюмы, книги (выставка), презентация.

  

Ход занятия: 1. Вступительное слово.

 

         Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили Вас посмотреть открытое внеклассное мероприятие на тему: «Ложки – русский народный инструмент. Игра на ложках». Мы хотим показать Вам то, чему ребята уже научились, а также показать рабочий момент, то есть показать фрагмент разучивания музыкального сопровождения к русской народной песне «Посею лебеду на берегу». В начале нашего занятия мы хотим исполнить для Вас русскую народную песню «Во кузнице».

 

                       2. Исполнение русской народной песни «Во кузнице».

 

                       3. Рассказ о русском народном инструменте – ложках.

        

         1-й ребенок:

         Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики. И хотя люди с давних времен играли на ложках, первое упоминание о них относится к 18 веку.

        

         2-й ребенок:

         Ложки по внешнему виду ничем не отличались от обычных столовых деревянных ложек, только выделывались они из наиболее твердых пород дерева. Игровой комплект обычно состоял из 3-5 ложек.

 

         3-й ребенок:

         Звук извлекали различными способами, например: между пальцами левой руки зажимали 3-4- ложки, расположенные выпуклой стороной к правой руке, и по ним ударяли ложкой, зажатой в пальцах правой руки.

 

         4-й ребенок:

         Или: зажимают две ложки, обращенные друг к другу выпуклыми сторонами, в пальцах правой руки и ударяют ими поочередно о колено и ладонь. Вот так (показывает).

 

         5-й ребенок:

         Применяли и прием скольжения одной ложки, зажатой в пальцах правой руки, по 5-6- ложкам, зажатым ногами.

         Ложки изготавливались различных размеров, поэтому возникало впечатление, что звуки чередуются по высоте.

 

         6-й ребенок:

         Ложки вводились в инструментальные ансамбли и солдатские хоры, когда исполнялись веселые и шуточные песни. Искусство игры на ложках доводилось до высокой степени. Да и в наше время популярны ансамбли ложкарей.

 

         4.Фрагмент разучивания ритмического аккомпанемента на ложках к русской народной песне «Посею лебеду».

 

         А сейчас мы покажем Вам фрагмент разучивания русской народной песни «Посею лебеду». Она задорная, веселая, и исполнять ее мы также будем, используя русский народный инструмент – ложки.

         Приемы игры, однако, мы взяли другие, не такие, как при исполнении русской народной песни «Во кузнице», и эти приемы Вам покажут сами ребята.

         Ритмический аккомпанемент к любой песне лучше начинать с основного, наиболее простого приема игры на ложках – удара двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки, по ладони левой руки.

 

         1-й ребенок показывает.

         Далее, во втором куплете мы решили использовать прием чуть более сложный: основное движение – удар двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки, по ладони левой руки – выполняется не прямо перед собой, а попеременно у левого и правого ушей, и сопровождается одновременным наклоном головы вправо и влево.

 

         2-й ребенок показывает.

         В следующем куплете используется прием чуть более сложный, чем в предыдущем куплете: удар по плечу соседа, по своей ладони, по своему колену.

 

         3-й ребенок показывает.

         Для четвертого куплета мы выбрали прием «горка». Он заключается в том, чтобы одним замахом руки ударить и по ладони левой руки, и по колену, имитируя скатывание с горы.

         4-й ребенок показывает.

         В пятом куплете мы используем следующие приемы: сначала, ударяя по левой ладони, одновременно описываем полукруг перед собой. Вот так (5-й ребенок показывает). А потом, используя тот же прием, описываем перед собой полный круг. Вот так: (6-й ребенок показывает).

 

         И завершить ритмический аккомпанемент к этой песне целесообразно тем же самым приемом, с которого мы и начинали. Это основной прием (7-й ребенок показывает). Создается целостность, завершенность ритмического аккомпанемента.

 

 

Фрагмент разучивания ритмического аккомпанемента.

 

1.     Отработка приемов игры.

2.     Работа над точным исполнением рисунка.

3.     Работа над ритмическим ансамблем.

 

  Методы:

 

1.     Объяснение.

2.     Показ.

 

Хорошо, достаточно.

Ребята, а какой ритмический аккомпанемент к этой песне придумали бы вы? (взять новые приемы игры, поменять данные приемы местами, использовать приемы от простого к сложному).

 

5. Итог занятия.

 

Таким образом, обучая детей игре на русском народном музыкальном инструменте – ложках, за основу я взяла самый несложный прием игры – удар двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки по ладони левой руки, варьируя его (это: удар по ладони, удар поочередно около левого и правого ушей, удар по плечу соседа, своей ладони, своему колену и тому подобное); одновременно идет работа над верным исполнением ритмического рисунка, ритмическим ансамблем, технически правильным исполнением данных приемов игры на русских народных музыкальных инструментах – ложках.

Используемая методическая литература: 

В.Б.Попонов, «Русская народная инструментальная музыка», Москва, «Знание», 1984, стр. 35-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомства с русскими народными инструментами.

Разработка урока с презентацией о музыкальных народных инструментах....

Презентация "Русские народные инструменты"

Презентация для урока музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"...

Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе.

Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе....

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

Презентация к уроку 2 класс Русские народные инструменты

Презентация к уроку по теме "Русские народные инструменты"...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...