Публикации
статья по музыке

Макарова Юлия Александровна

статьи в нучно-популярных изданиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПедагогика и психология: н.31.17 КБ
Файл Педагогические особенности музыкального воспитания и развития детей раннего возраста "Инфоурок"28.23 КБ
Файл Коллективное музицирование как одна из форм работы с одаренными детьми статья в научно-методическом журнале ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО45.93 КБ
Файл статья «Роль музыки в создании образа спектакля» 2017 сетевое издательство «Солнечный свет» 29.85 КБ
Файл «Хороводные игры как средство развития коммуникативных качеств личности» сетевое издательство «Солнечный свет» 29.52 КБ
Файл "Первые встречи с искусством" статья в журнале "Поиск"23.9 КБ
Файл "Формирование представлений о национальной самобытности, культуре и ценностях этнического народа средствами музыкального искусс"19.92 КБ
Файл Статья "Праздник темноты"26.49 КБ
Файл Методика эмоционально-образного развития В. Кирюшина, статья на сайте35.3 КБ
Файл "Работа концертмейстера в музыкальных коллективах"28.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Макарова Юлия Александровна

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад «Малыш»

Республика Хакасия, г. Саяногорск п. Черемушки

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ

В КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание развитию детской инициативы, социализации, развитию способностей и одаренности.  На музыкальных занятиях в ДОУ решается комплекс задач по развитию личности ребенка. Один из видов активной музыкальной деятельности – игра в оркестре.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.

2. Забурдяева Е., Перунова Н. «Посвящение Карлу Орфу». «НЕВСКАЯ НОТА», 2010.

3. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти». «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА» САНКТ-Петербург, 2012.

Коллективное музицирование – одна из эффективных форм развития музыкальности у детей дошкольного возраста. Через исполнительскую деятельность развиваются музыкальные способности, воспитываются нравственные качества личности, формируется особое, глубоко прочувствованное отношение к музыкальному образу и к музыкальному искусству в целом.

Дети всегда с большим желанием играют в оркестре. Нет ни одного ребенка, кто бы отказался взять в руки музыкальный инструмент. А что из этого получится – шум, звуковой мусор или организованное действие, наделенное образом, ритмом, динамикой, тембрами – все зависит от педагога.

Существует несколько путей оркестровки произведения.

  1. Наглядность (использование картинок или видеоматериала с изображением инструментов)
  2. Использование текста песен
  3. Звукоизобразительность
  4. Опора на образ
  5. Копирование ритма.

Чем же руководствоваться музыкальному руководителю при работе с детским оркестром? Можно использовать готовые варианты аранжировки музыкальных произведений, но не всегда они удобны по разным причинам: не тот уровень сложности, не тот состав инструментов, не тот образ и т. д.

В практической деятельности у меня сложилась система оркестровки детских музыкальных произведений. Главной отправной точкой для создания партитуры является сама музыка, а точнее элементы музыкальной речи, которыми насыщена музыка (темп, ритм, динамика, тембр, лад, регистр, штрихи, структура (мотив – фраза - предложение), интонация. Эти же средства являются выразительными и для речи. Поэтому ребенку обычно не составляет труда анализировать музыкальный материал. Главное – настроить внимание ребенка при прослушивании музыки  на активный мыслительный процесс.

В первую очередь дети младшего возраста обращают внимание на темп. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится музыкальный материал: дети начинают слышать динамику (тихо или громко), регистры (верхний или низкий), лад (веселая или грустная музыка), тембр (какой инструмент), штрихи (плавное движение мелодии или отрывистое), начинают выделять ритмические рисунки. Но детям мало только лишь слушать музыку и говорить о ней. Все музыкальные особенности детям нужно пропустить через себя, ощутить физически, тактильно: пройти, прохлопать, проиграть, и т.д. Такое внимательное отношение к музыке формируется на занятиях через музыкальные игры, ритмические движения, дидактические игры и пособия.

        При работе с детским оркестром педагогу важно настроить слух ребенка на восприятие элементов музыкальной речи и научить детей соподчинять музыкальный образ и выразительные музыкальные средства. Дети всегда на первый план выдвигают ритмическую и темповую характеристику музыкального произведения. На этом этапе нужно детей научить действовать вместе, одновременно, добиваясь ритмического и темпового ансамбля. Для разнообразия исполнения, партитуру целесообразно структурировать по длительностям: четверти и восьмые, или четверти и половинные. На первом, более легком этапе, детям предлагается каждый вид длительностей исполнять на разных инструментах. Будет лучше, если эти инструменты будут контрастны по тембрам, например, колокольчики и ложки. Детям более старшего возраста можно разнообразить партию одного инструмента различными ритмическими фигурами.

        Следующий этап работы – динамический ансамбль. Дети должны слышать не только себя, но и своего партнера, а также партию другого инструмента. Не всем это удается, но игра дуэтами, трио (малыми ансамблями) помогает ребенку дифференцировать динамику своего исполнения и общее звучание. При этом развивается не только динамический, ритмический ансамбль, но и наиболее развитие чувство – полифоническое  мышление, то есть способность слышать и удерживать в своем внимание несколько мелодических линий.

        Завершающий этап работы над произведением – это создание образа. Можно считать, что все технические трудности уже позади. От исполнителей потребуется эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, более прочувствованное извлечение звука. Для любого профессионального музыканта наделение музыкальной фактуры образом – самое приятное и ответственное задание. В работе с детьми на этом этапе важно подключить литературный и изобразительный ряд. Поговорить о музыкальном образе, подвигаться в его характере. После этого музыкальный инструмент в руках ребенка становится не просто техническим средством, а «транслятором» внутреннего мира ребенка.

        Завершающий этап работы – публичное выступление. Для детей очень важно, чтобы их работу кто – то оценил, похвалил, заметил вклад каждого в общее дело. Пусть это будут родители, друзья, или работники детского сада!



Предварительный просмотр:

Педагогические особенности музыкального воспитания и развития

детей раннего возраста

 (рекомендации из опыта работы)

Макарова Ю.А.

Музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР детский сад «Малыш»,

п. Черемушки г. Саяногорска

Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы не дооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем процессы, проходящие в жизни маленького ребенка. Чтобы процесс становления личности ребенка протекал планомерно и результативно, нужно знать и возрастные особенности возраста (и психические и физиологические) и некоторые педагогические аспекты.

Ранний возраст – это время наиболее активного развития клеток головного мозга.  Поэтому  все, что окружает ребенка в этот период, закладывает хорошие предпосылки для развития личности. Психологи, физиологи, педагоги единодушно высказывают мнение о необходимости раннего творческого развития ребенка, вовлечение его в художественную, музыкальную деятельность. И здесь возникает вопрос: что есть для малого ребенка эта деятельность? Поищем ответ.

Многие родители, в погоне за модой, забывая о физиологических особенностях детского организма, «приобщают» ребенка к высокому искусству, отправляясь с ним на концерты, выставки, массовые гуляния. В лучшем случае – ребенок уснет на таком мероприятии, в худшем – он устанет, закапризничает, и пользы от такого художественного воздействия ни ребенку, ни его родителям не будет. Так что этот способ художественного воздействия никаким образом не подходит для маленького ребенка. Существует еще один путь – пассивное воздействие. Ребенка окружают предметы художественного мастерства, звучит музыка. Все хорошо, но только этого мало. В этом случае ребенок и окружающая его среда существуют как бы сами по себе. Лучший  для ребенка способ развития – когда ребенок находится в деятельности: сам лепит, сам рисует, сам поет, танцует, играет. И не важно, сколько ребенку лет при этом.

Ребенок пренатального возраста. Физиологами очень хорошо изучен этот возраст, и они выделяют его как самостоятельный период жизни ребенка. Современная педагогика все чаще обращается к пренатальному возрасту и уже существуют методики развития детей в этот период. В 1983 году был разработан метод пренатального оздоровление детей, с использованием музыки – СОНАТАЛ (от латинского sonus - звук, natal – рожденный; автор – М.Л.Лазарев. Основным фактором воздействия является голос (пение) беременной женщины, который сопровождается специально разработанными тактильными и двигательными упражнениями. Под влиянием вокально-речевых, дыхательных и двигательных упражнений матери у плода возникают ранние эмоциональные реакции, формируются первичные рефлекторные связи между звуками музыки, звуками речи, эмоциями, дыханием и движением.

Ребенок  с рождения до полугода. Самой важной потребностью для детей этого возраста является прикосновение, тактильный контакт близкого человека. В этом возрасте можно организовать активное музыкальное развитие следующим образом: под музыкальное сопровождение, а еще лучше – под собственное пение выполнять ребенку массаж. Характер музыки (пения) должен соответствовать движениям, интенсивности и характеру воздействия. Главное условие – ребенку должно нравиться, ведь это первые эмоциональные переживания ребенка, и они должны быть положительными.

Ребенок от шести месяцев до полутора лет. Дети этого возраста проявляют особый интерес к тому, что и как делают взрослые. Поэтому музыкальные занятия должны проходить при непосредственном участии родителей и в совместной деятельности. Можно взять ребенка на руки и потанцевать с ним, поиграть его ножками, ручками, спеть потешку, покатать на плечах, покачать на коленях. Существуют множество детских потешек, пестушек, прибауток, нацеленных на взаимодействие взрослого и ребенка.

Ребенок от полутора до трех лет овладевает основными видами музыкальной деятельности. Ребенка нужно постепенно вводить в самостоятельную работу, так, чтобы он перестал нуждаться в помощи взрослого, получал от музыкальных занятий радость, эмоциональное удовольствие.

Время для занятий с детьми должно быть специально выделено в распорядке дня. Будет лучше, если это утренние часы, когда ребенок весел, активен. Не надо забывать о физическом состоянии: ребенок должен быть здоров, не быть сонным или голодным. Самое оптимальное время для занятий – с 10 до 12 часов.

Если ребенок посещает группу развития, то количество детей не должно превышать 10 человек. И, конечно же, нужно стараться, чтобы состав детей от занятия к занятию был постоянным. Для каждого ребенка – это вхождение в коллектив, и каждый адаптируется по – разному. Кто-то из детей сразу привыкает, для кого-то чужие люди являются барьером. Поэтому здесь очень важно почувствовать каждого ребенка и сделать все возможное, чтобы на занятиях дети чувствовали себя комфортно, открыто, с радостью постигали все новое.

При работе с детьми любого возраста нужно учитывать продолжительность занятий. Обычно для детей до 1,5 лет – это 10 минут, до 2,5 -3 лет – 15 минут, для детей 4 лет – 20 минут, и каждый год прибавляет к занятиям по 5 минут. Если с детьми на занятиях присутствуют родители, то время может быть увеличено. На занятиях детей  не нужно излишне эмоционально перегружать. Лучшее время закончить занятие – когда ребенок не потерял еще к нему интерес.

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста включают в себя следующие виды деятельности: музыкально – ритмические движения, артикуляционная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры, пение и звукоподражание, голосовые игры, музыкальные игры, сюжетные танцы, хороводы, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры, игры с предметами. Целью музыкальных занятий является раннее вовлечение детей в музыкальную деятельность, формирование навыков пения, развитие ритмического чувства, знакомство с различными способами игры на инструментах, обогащение эмоциональной сферы, знакомство с детским репертуаром,  классикой, народным творчеством.

Музыкально – пластические движения - это изображение повадок и движений знакомых животных под музыкальное сопровождение. У детей закрепляются связи между выразительными музыкальными средствами и пластическим выражением. Начинать следует с противоположных характеристик, постепенно увеличивая количество и разнообразие характеров.

Артикуляционная гимнастика применяется для активизации мышц артикуляционного аппарата и мимических мышц лица. Важно, чтобы к концу первого года занятий дети могли выполнять такие простые движения, как поднимать и опускать брови (хмуриться), активно работать языком, надувать щечки, цокать язычком, изображая лошадку, и т.д. Чем разнообразнее будут «гримасы», тем активнее будут работать мышцы, и ребенку будет легче овладеть речью. Все упражнения проводятся в игровой форме, с использованием игрушек, иллюстраций. Очень важен пример взрослого и то, насколько они могут подыграть ребенку.

Пальчиковые игры обязательно сопровождаются пением педагога, родителей. Дети знакомятся с народными потешками, детским фольклором, и как показывает опыт, именно пальчиковые игры в дальнейшем наиболее часто и активно вспоминают и дети, и родители. Значение пальчиковой гимнастики в раннем возрасте трудно переоценить, поэтому этот вид деятельности обязательно нужно включать в занятия.

Голосовые игры и звукоподражание. Важно, чтобы ребенок в возрасте до 3х-4х лет научился пользоваться высоким и низким голосом. Именно крайние границы грудного и фальцетного режимов составляют диапазон голоса. И здесь ни в коем случае нельзя форсировать детский голос!!! Как ни странно, но в раннем возрасте ребенку необходимо слышать разнообразие голосов. То есть, чем эмоциональнее и разнообразнее будет речь взрослого, тем шире будет диапазон ребенка. Как не вспомнить здесь детские сказки! И, конечно же, каждый персонаж сказки должен говорить «своим» голосом. Работа над формированием детского диапазона – это в своем роде домашнее задание для родителей. В формате коллективных занятий дети обычно изображают голосом собачку, кошечку, и т.д. Хочется заметить, что друг от друга они очень быстро учатся, и это качество нужно широко использовать (поощрять различные проявления детей звукоподражаний и импровизаций).

Голосовые игры. Этот  вид  деятельности занимает особое место в методике В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» и описывается как «Сигналы доречевой коммуникации». Именно в раннем детстве, когда у детей еще не развита речь, они пользуется различными речевыми сигналами: вибрация губ,  писк, штро-бас, использование свисткового регистра. Это нельзя назвать ни речью, ни пением, но показывает все разнообразие голоса, широту диапазона, формирует тембр, активизирует работу всего артикуляционного аппарата. В голосовых играх в работу включается язык, твердое и мягкое нёбо, гортань, щеки, губы и т.д., что служит хорошей предпосылкой для раннего становления речи и формирования вокальных данных.

Пение. Этот вид музыкальной деятельности для детей раннего возраста в том виде, к какому мы привыкли – не существует. Поют дети главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону и по силе. Поэтому для детей этого возраста более ценным будет накопление звуковых образов еще до их использования в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Уже в ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные поющие голоса. Формирование навыков пения проходит следующие этапы:

  • Гуление
  • Сигналы доречевой коммуникации
  • Звукоподражание и звукоизобразительность
  • Микс речевого и певческого голоса
  • Подпевание
  • Пение

В работе над данным видом музыкальной деятельности не надо забывать, что пение - это не только воспроизведение голосом некоторой мелодии, но и певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, правильное формирование звуков. Необходимо обращать внимание на то, как ребенок стоит (сидит), берет вдох, открывает рот, активно ли он воспроизводит звуки. Именно в этом возрасте формируются правильные певческие привычки и установки.

Игра на детских музыкальных инструментах. Под детскими музыкальными инструментами здесь нужно понимать различные звучащие  игрушки, предметы. Есть и специальные инструменты, созданные для детских музыкальных импровизаций – инструменты Карла Орфа. При использовании инструментов на занятиях с детьми раннего возраста необходимо:

  1. Научить ребенка брать, правильно держать инструмент
  2. Научить основным способам звукоизвлечения
  3. Научить вступать и заканчивать игру вместе с музыкальным сопровождением
  4. Характер звукоизвлечения (способа игры) и выбор инструментов должен соответствовать музыкальному сопровождению

Ритмические игры направлены на развитие ритмического чувства. Проводятся как с предметами и инструментами, так и с использованием «Звучащих жестов» (хлопки, шлепки, притопы, удары кулачками).

Танцевальная деятельность. Необходимо научить ребенка выполнять простейшие танцевальные движения: притопы, выставление ноги на пятку, на носок, повороты, кружение, покачивания с ноги на ногу,  движения в парах и в хороводе. Музыкальное сопровождение лучше выбирать характерное для движений, возможно с контрастными частями и куплетной формой. В танцевальной и игровой деятельности дети соподчиняют свои движения не только музыки и образу, но и учатся ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений.

Музыкальные игры и игры с предметами. Направлены на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, внимательности. Как правило, проводятся в конце занятий. Игры для детей раннего возраста должны быть понятны по сюжету, знакомить с характером и поведением героев (животных, явлений природы), формировать представления об окружающем мире.

Репертуар. Особое внимание нужно уделить подбору репертуара и музыкального материала. Обязательным является использование народного и детского фольклора,  образцов классической музыки. Сопровождение – лучше всего с «голоса», или инструментальное. Дети раннего возраста очень внимательно слушают живое исполнение, поэтому при первом знакомстве с песней, потешкой лучше всего исполнять ее без сопровождения. Чем больше ребенок будет слышать живой голос, тем более прочно закрепится у него «эталон» звучания.  Допускается использование записей музыкальных треков, но особое внимание необходимо обращать на качество фонограммы и динамику звучания (громкость). При работе с детьми раннего возраста нужно учитывать то, что большое количество звуков,  высокая насыщенность и плотность фактуры  воспринимается детьми как шум.

Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальных способностей ребенка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, и в опоре на традиционные национальные обычаи и традиции откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный,  богатый и радостный  мир – Мир Музыки!



Предварительный просмотр:

Коллективное музицирование

как одна из форм работы с одаренными детьми

статья в научно-методическом журнале ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «Поиск» №3 (51), 2015

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей

составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Многие ученые, педагоги посвятили свои труды изучению вопросов одаренности. Существуют несколько стратегий по развитию одаренности, одна из них – стратегия обогащения обучения, которую в свою очередь можно применять как вертикальную (более быстрое продвижение в области избранного предмета) и горизонтальную (расширение изучаемой области знаний). С введением дополнительных учебных курсов в программе школ одаренный ребенок получает дополнительный материал к традиционным курсам, возможности развития мышления, креативности,  умения работать самостоятельно.

В нашем лицее существует предмет «Коллективное музицирование». Это сравнительно новая дисциплина, которая появилась в программе лицея  в 2010 году. Конечно, игру в оркестре  многие педагоги практикуют на уроках музыки – но это носит обычно произвольный или демонстрационный характер.  Этому способствует ряд причин:  отсутствие инструментов, учебного времени, навыков исполнения. В нашем ОУ коллективное  музицирование – самостоятельный предмет, где дети приобретают не только исполнительские навыки и специальные теоретические знания, но и учатся действовать коллективно, в ансамбле, получают опыт творческой работы, имеют возможность продемонстрировать или развить свои способности, проявить талант.

В коллективных формах работы заложен огромный потенциал педагогических возможностей: решение воспитательных задач, коррекция поведения, выявление общих и специальных способностей. С целью выявления способностей предмет «Коллективнноемузицирование» является уникальным в программе любого образовательного учреждения, так как заменяет многие психологические тесты и тренинги. Развитие ребенка происходит в непосредственной активной музыкальной деятельности, где ученики имеют возможность проявить свои творческие способности, лидерские качества, интеллектуальные знания, опыт слушателя и исполнителя, учатся анализировать свои действия и давать оценку происходящему.

Структура занятия включает следующие элементы:

  1. Ритмические упражнения. Упражнения на развитие ритмического слуха выполняются с помощью звучащих жестов или с использованием шумовых инструментов.
  2. Движение. Дети учатся передавать в движениях ритмический рисунок, проявлять самостоятельность в выборе нужного движения, уметь импровизировать, двигаться в соответствии с характером и темпоритмом музыки, ориентироваться в пространстве.
  3. Начальные теоретические знания музыкальной грамоты: ученики получают сведения об основных элементах музыкальной речи, их выразительных особенностях, принципах звукозаписи.
  4. Приобретение навыков звукоизвлечения на инструментах. Основные задачи этого раздела - учить правильно держать инструмент, работать над легким ударом молоточком при игре на металлофонах и ксилофонах,  исполнение звукорядов, скачков, игра двумяруками, правильное исполнение мелодии, передача музыкального образа.
  5. Игра индивидуально и в ансамбле: правильное исполнение своей партии (мелодия, ритм, динамика, штрихи), умение играть синхронно в группе инструментов, слышать партию других инструментов, следить за общим звучанием, уметь анализировать общее звучание и свою игру в ансамбле, уметь сыграть сольную партию
  6. Творческие задания - это аранжировка мелодии, озвучивание стихов, придумывание ритмической партитуры, подголосков, сочинение мелодий и текстов к мелодиям.
  7. Концертная практика. Для успешного выступления детям необходимо знать жесты дирижера, уметь готовить свой инструмент к работе и убирать после занятия, знать правила обращения с инструментами, знать концертный этикет.

Но как же активная музыкальная деятельность может влиять на развитие одаренности? Чтобы определиться в понятии «одаренность» обратимся к энциклопедическому словарю педагога: «Одаренность — единство общих интеллектуальных и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той или иной деятельности…»

Основой для одаренности являются способности, которые принято

структурировать по качеству, широте, своеобразию их сочетанияи степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, в которой они ярче проявляются (направленность). По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские,спортивные и т. д. По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного овладения какой-то конкретной деятельностью (музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта)

Общие способности необходимы для выполнения различных видов

деятельности. Такие качества личности и способности, как наблюдательность, распределенность внимания, умение взять на себя ответственность,творческое воображение, аналитико-синтетическая способность, умение добиваться поставленной цели, действовать в коллективе слаженно и четко должны быть присущи людям многих профессий. Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности: надо чтобы у человека было несколько способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Это и будет являться хорошей основой для успешного развития детской одаренности.

На уроках  коллективного музицирования успешно формируются и развиваются общие способности. С чего начинается урок? С пластических движений: дети учатся слушать музыку, выразительно двигаться под нее, придумывать движения, отмечать особенности ритмического рисунка, динамики, музыкальной формы. Какие педагогические задачи решаются при этом: в плане развития общих способностей – внимательность, чувство пространства, координация движений, умение действовать в общем движении, расширение интеллекта (какая музыка: народная или композиторская, инструментальная или вокальная, кто является композитором, жанровая принадлежность), эстетическое чувство. Специальные: ритмический слух, анализ воспринимаемой музыки по многим компонентам: динамика, темпоритм, лад, музыкальная форма,  

Следующим элементом каждого урока является непосредственная исполнительская деятельность. Если ребенок правильно не научится держать молоточек, ударять в центр пластины, распределять силу удара и не зажимать кисть – навряд ли он получит удовольствие от игры, а значит и от собственной деятельности. А самый важный принцип любой творческой работы – получение удовольствия от собственной деятельности. Поэтому много сил на уроке уделяется развитию навыков звукоизвлечения. При этом ребенок учится быть усидчивым, точным, формирует правильную осанку. При игре на инструменте задействованы не только крупные мышцы руки, но и мелкие мышцы кисти и пальцев. Не все дети могут правильно держать молоточек: они, как правило, берут его или как ложку, или как карандаш. Проследить за правильной постановкой руки стоит немалых собственных усилий. Но при такой работе педагог должен увидеть иное:  насколько развиты и мобильны мозговые структуры левого и правого полушария. Ведь то, что делает ребенок руками,  отражает развитие его умственных способностей. Но все – таки не стоит однозначно по исполнительским навыкам судить об интеллекте. Иногда трудности в технике исполнения отражают и травмы, полученные ребенком в различные периоды его жизни, в том числе и родовые травмы. Главная  задача педагога в работе над постановкой «игрового аппарата» - привить эталон красивого звука, который ребенок должен извлечь из инструмента. Для этого необходимо терпеливо ждать, когда исполнитель приспособится к инструменту, научиться управлять своими действиями, анализировать свою игру, уметь найти ошибки и исправить их.

Работа над качеством звука – следующий этап работы. Здесь уже проявляется и оттачивается исполнительское мастерство: ребенок должен уметь тонко дифференцировать качество своего звука, так как мелодии уже несут какой-то образ. Как сыграть осенний дождик и летний грибной дождь? Как передать разговор двух людей? Это невозможно объяснить. Ребенок вынужден подключить свое воображение, умение, опыт, провести некоторую исследовательскую работу, найти выразительные средства, добиться стабильного исполнения. Эта работа нравится далеко не всем детям: многие даже не понимают, что от них требуется. Но те, кто проявляет интерес к такому виду занятий, явно проявляют не только специальные музыкальные способности, но и одаренность. Для таких детей важно все: и поставленная цель, и процесс, и  результат.

Часто предлагаю детям научить друг друга тому, что получается хорошо. Дети очень охотно помогают друг другу, при этом можно наблюдать, как ребенок может объяснить или  умеет слушать (чаще любят поучить товарища, чем научиться самому).

На этом этапе работы предлагаются детям и творческие задания. Например, когда на уроке вводится новый инструмент, мы обязательно сначала придумываем ему название и предлагаем свои способы звукоизвлечения. Особенно интересно детям и педагогу, когда идет презентация таких необычных по виду инструментов, как клавесы, тон – блок, шейкер. Вот некоторые названия, придуманные для тон – блока детьми: «музыкальный молоток», «двойная труба», «лошадка», «тики-так». Использую любую возможность, чтобы познакомить детей с редкими инструментами. Запомнились уроки, где дети пробовали играть на таких национальных инструментах, как диджериду (Австралия), тук (Болгария), окарина (древний инструмент, встречается у многих народностей), хомыс (Хакасия), бамбуковая флейта (Тайланд).

Какие способности развиваются в работе с инструментами? Думаю, что терпеливость, точность, ритмичность, координация движений, синтез и аналитика, творчество,  лидерские качества, педагогические способности, расширяется кругозор и интеллект. Нужны ли эти качества для  одаренного ребенка? – несомненно! Педагог может давать разные по сложности задания: каждый ребенок будет развиваться в зоне своего успеха, не чувствуя себя отверженным или неспособным.

Еще один этап работы: игра в ансамбле. Главная задача, которая ставится перед детьми: слушать друг друга, играть синхронно, в одной динамике. Воспитать единое чувство метроритма сложно: каждый ребенок по природе своей индивидуалист, и услышать общее звучание и соподчинить свои действия коллективу бывает непросто. Первый успех в такой работе – это когда ребенок услышит, что он сыграл не вместе с другими. А когда слышит ошибку – значит, обязательно ее исправит. И какое счастье, когда у всех получается «как один»! Дети просто ликуют от того, что добились поставленной цели, ведь потрудиться пришлось каждому. В школе мало таких предметов, где дети учатся действовать слаженно в коллективе: на всех уроках каждый отвечает лишь за собственные результаты, исключение составляют лишь уроки хореографии и спортивные командные игры. Сейчас многие корпорации имеют успех только благодаря слаженным действиям своих сотрудников. Воспитание команды единомышленников начинается и на уроках музицирования.

Когда уже выучены партии инструментов, дети понимают что и о чем они играют, используем игру «Дирижер»: выбирается дирижер, который должен показать каждой группе инструментов их вступление, в жестах передать характер и темп, проанализировать исполнение. При этом «дирижер» должен знать партии каждой группы инструментов. Вот тут же педагогу ничего не остается, как наблюдать. Иногда ребенок, не проявлявший способностей в исполнительской деятельности, умело руководит другими, есть дети, которых слушают другие, некоторые не любят подчиняться своим сверстникам или наотрез отказываются исполнять роль дирижера. Умение слышать единовременно несколько мелодических линий, дирижировать, осмыслять исполнение – удел  крайне способных детей. В музыкальном искусстве это будет указывать на самое сложный вид способностей: полифоническое чувство. В развитии общей одаренности – полифоническое мышление, то есть возможность выполнять несколько дел одновременно, обдумывать несколько стратегий, двигаться от общего к частному и наоборот. А это уже – талант, и возможно, гениальность.

На уроках коллективного музицирования всегда есть место творческим заданиям. Некоторые из них уже упоминались: придумать название инструмента, способы звукоизвлечения. Самые простые задания, которые дети выполняют с удовольствием, - это придумывание ритма (игра «Эхо», «Письмо в барабан»), исполнение своего имени на инструменте.

Следующая, более сложная категория заданий касается оркестровке: детям предлагается решить, какой инструмент будет исполнять партию, выбрать инструменты и сыграть на них несколько образов, например «Разговор кошки и собаки», озвучить сказку или стихотворение. Эта работа проводится в группах, после чего дети демонстрируют свои варианты друг перед другом. От детей требуется не только владение инструментом, но и знание основных качества того или иного инструмента: например, звук металлофона  звонкий, серебристый, может долго тянуться, звук ксилофона сухой, короткий, подвижный. Каждый инструмент имеет свой регистр, диапазон, динамические оттенки, тембровые характеристики. В такой работе дети на практике применяют полученные знания и умения.

Наиболее сложное задание в плане развития творчества – это импровизация (то есть одновременное сочинение и исполнение). Такие задания обычно даются индивидуально, доступны детям более старшего возраста, и демонстрируют одаренность ребенка.

Результатом работы детей (но не конечной целью) являются концертные выступления. При публичных выступлениях дети проявляют себя по – разному: кто – то спокойно и хладнокровно исполняет все что знает, есть дети, которые волнуются, но преодолеть страх помогает именно коллектив («я на сцене не один»), некоторые на сцене чувствуют себя как рыбы в воде, есть дети надежные и стабильные. Выступления – это тоже педагогическая ситуация, при которой мы наблюдаем проявление способностей, и волевых качеств.

На уроках коллективного музицирования создаются  все условия для  проявления одаренности. А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, которая включает следующие компоненты:

1. доминирование интересов и мотивов;

2. эмоциональную погруженность в деятельность;

3. волю к решению к успеху;

4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов

деятельности;

5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

8. многовариантность решений;

9. быстроту решений, оценок, прогнозов;

10. искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Все эти компоненты реализуются в рамках одного лишь урока, а порою проявляются одномоментно при решении одной поставленной задачи уроке при условии активной музыкально – творческой деятельности.

Но для этого мало только приобрести инструменты. Педагог должен создать теплую,  эмоционально безопасную атмосферу, использовать  различные стратегии обучения, использовать перспективные методики, уважать личность, способствовать  формированию положительной самооценки ученика, уважать его ценности,  поощрять творчество, стимулировать  развитие умственных процессов, проявлять уважение к индивидуальности ученика. В своей педагогической работе опираюсь на концепцию К. Орфа, Ж. Далькроза, использую опыт педагога Т.Тютюнниковой. Аранжировки для оркестра делаю самостоятельно, многие решения находим совместно с детьми.

Таким образом, коллективное музицирование развивает, формирует, помогает выявить и максимально развить общие способности, удачное сочетание которых позволит успешно развивать детскую одаренность.



Предварительный просмотр:

Роль музыки в создании образа спектакля

Музыкальный руководитель  Макарова  Юлия  Александровна

Музыка - один из основных элементов всех театральных постановок, спектаклей, можно сказать действующее лицо. Во время показа кукольных театров обязательно используется  музыкальное сопровождение и звуковое оформление. Она сопровождает действие или заполняет паузу, подчёркивает переживания героя либо аккомпанирует танцу. Прежде, чем оформить спектакль музыкой, необходимо ее подобрать,  дать детям её послушать, попросить подвигаться передавая образ.

         Как правило, спектакли начинаются музыкальным вступлением, маленькой увертюрой. Музыка в   сочетании  со   звуковыми и световыми эффектами помогает создать законченную художественную картину. Она должна быть простой и доступной детям. Чем младше возраст ребенка – тем проще должно быть музыкальное сопровождение.

            Дети любят играть сами или имитировать игру на музыкальных инструментах. Поддержать детскую инициативу можно, дав в руки воспитанникам музыкальные инструменты треугольник, металлофон, ксилофон, трещотку, ложки, дудочку, барабан, бубен. Дети сами способны придумать  различные способы озвучивания спектакля. Например, приезд лошадки  – ложки, колокольчики, кастаньеты,  шум дождя – шейкер, восход солнца – глиссандо металлофона, строительство забора – перестук ксилофонов. Использование в работе методов Орф-педагогики помогает детям самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение для озвучивания героев.  

       При разработке общей фонограммы необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Начать и закончить спектакль необходимо оптимистичным музыкальным сопровождением
  2. Появление героев  сопровождается музыкой соответствующего характера. Также используется система лейтмотивов.
  3. Музыкой заполняются все технические паузы (смена декораций), действия героев
  4. Музыка может носить звукоизобразительное (шелест листвы, крик животных, шум дождя) и звукоподражательное (действие: едет, упал, взлетел и т. д.) содержание.

Для удобства работы музыкальные треки собираются в отдельную папку в необходимом порядке, а в сценарии делаются пометки на определенный трек.



Предварительный просмотр:

Хороводные игры как средство развития коммуникативных качеств личности

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Формирование навыков общения — важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Как устранить возникающие между ними недоразумения и конфликты?

Обратимся к народной мудрости – фольклору. Создаваемые народом поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство отражает трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, верования, существуя при этом синкретично, полихудожественно. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, шедевры творческой деятельности, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

Кто бы мог подумать, что деревенская забава – хоровод, или карагот, имеет глубокое философское и даже научное значение! Существует мнение, что танцоры, выписывая спирали и круги, передают древние астрономические знания о движениях небесных светил, и, возможно, о происхождении Вселенной.

Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождается, как бы иллюстрируется какими-нибудь игровыми действиями, которые обусловлены содержанием песни. Они, как правило, имели поучительное содержание, и учили, что и как надо или не надо делать. Отражали трудовые отношения («Просо»), семейно-бытовые («Во лузях»), социальные. Часто тема труда сочеталась в них с темой сватовства («А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли, сеяли ленок»). Сюжет таких песен разыгрывается в лицах, показывается в движениях, жестах.

Планомерная и целенаправленная работа по формированию у детей коммуникативных навыков на основе музыкального фольклора

  1. учит детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);
  2. знакомит с языком эмоций (позы, мимика, жесты), учит им пользоваться, для проявления своих чувств
  3. обучает  этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;
  4. оказывает помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживает его положительную самооценку.

Используя музыкальный фольклор в работе с детьми необходимо помнить и соблюдать некоторые аспекты:

  1. сюжет песен должен быть понятен детям, не содержать незнакомых слов. Детям необходимо объяснить значение слов, встречающихся в тексте, которые  вышли из современного обихода или утратили свое значение.
  2. Мелодика песен должна быть проста, диапазон – до 5 нот, с простым равномерным ритмическим рисунком.
  3. Не нужно опасаться большого количества куплетов в песнях. Как правило, дети их легко запоминают их и с удовольствием поют. Тем более, что тексты содержат много повторений.
  4. Если дети исполняют игровой хоровод, то, конечно же, не нужно экономить время, чтобы каждый ребенок смог быть участником игры
  5. Начинать разучивание мелодии лучше без аккомпанемента, под пение взрослого. Так ребенок быстрее услышит все интонации, выразительность мелодии и голоса, красоту народного слова.
  6. Необходимо помнить, что при многократном повторении оттачивается и пение, и движение. Сам музыкальный материал учит детей, поэтому необходим минимум педагогического воздействия. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.



Предварительный просмотр:

Первые встречи с искусством

Внимание к культуре, воспитанию подрастающего поколения средствами искусства всегда находится в сфере интересов педагогов. Для расширения возможностей детского сада в воспитании культурных основ и традиций, приобщение к миру прекрасного, необходима педагогика сотрудничества. Объединение усилий педагогов дополнительного образования и дошкольной организации призвана повысить качество воспитания и образования. В статье рассматривается практический опыт такого взаимодействия. Проект «Малая филармония» содействует воспитанию зрительской и исполнительской культуры на основе комплексного интегрированного подхода в эстетическом воспитании. Такая работа взаимовыгодна обеим сторонам: дошкольники имеют возможность соприкоснуться с живым миром искусства – музыки, танца, изобразительного искусства, а ученики школы искусств приобретают опыт публичных выступлений, имеют возможность продемонстрировать свой талант перед благодарной аудиторией. Данный опыт может быть использован другими педагогами.

Attention to culture, education of the younger generation by means of art is always in the sphere of interests of teachers. To expand the possibilities of the kindergarten in the education of cultural foundations and traditions, familiarization with the world of beauty, a pedagogy of cooperation is necessary. Combining the efforts of teachers of additional education and preschool organization is designed to improve the quality of upbringing and education. The article deals with the practical experience of such interaction. The project "Small Philharmonic" promotes the education of spectator and performing culture on the basis of an integrated integrated approach to aesthetic education. Such work is mutually beneficial to both parties: preschoolers have the opportunity to get in touch with the living world of art - music, dance, fine arts, and students of the art school gain experience in public speaking, have the opportunity to demonstrate their talent in front of an appreciative audience. This experience can be used by other educators.


Первые встречи с искусством.

Для реализации задач государственной политики в области культуры и искусства с 2010 года в нашем детском саду реализуется проект «Малая филармония». Это кропотливая системная работа двух организаций: детского сада «Малыш» и школой искусств п. Черемушки. Целью совместной работы является воспитание культурных основ и традиций, приобщение к миру прекрасного и духовное развитие подрастающего поколения средствами музыкального и художественного искусства.

Малая филармония – это детская концертная организация, призванная осуществлять задачи культурного, духовного и эстетического воспитания детей, приобщать к миру прекрасного, знакомить с творчеством художников, композиторов. Малая филармония также является площадкой для реализации талантов детей в сфере искусства. Задачами данного проекта являются:

  1. Содействие воспитанию зрительской и исполнительской культуры, формирование познавательной активности и направленности интересов в области искусства и культуры.
  2. Осуществление интегрированного подхода в эстетическом воспитании.

Тематика и план мероприятий обсуждается в начале года представителями школы и детского сада с учетом образовательных потребностей дошкольников и возможностями школы искусств. Каждый концерт проводится в форме лектория с обязательными выступлениями детей, и иллюстрациями. Каждая встреча по-своему интересна, уникальна и неповторима, имеет своё яркое название и несёт познавательную и воспитательную функцию.

Темы «Малой Филармонии» выбираются с учетом возраста слушателей: «Музыкальные портреты», «Ожившие картины», «Времена года». На таких концертах особенно легко сочетаются небольшие музыкальные пьесы и работы учеников художественного отделения. Например, пьеса «Мишка с куклой» и два ученических рисунка куклы и мягкой игрушки. Такие темы, как «Наша Родина - Россия», «Музыка степей и гор», «Лучший город на земле» ориентированы на патриотическое воспитание детей и формирование знаний об истории своего народа и народа Хакасии. Темы «Старинные танцы», «Поездка за границу» - знакомят с музыкой, танцами, инструментами, живописью, архитектурой и костюмами Европы 17-19 века.  «Детский альбом» П.И. Чайковского – это концерт, посвящённый юбилею композитора, на котором зрители, на примере музыки из сборника и рассказа ведущего, представили один день из жизни ребёнка 19 века.        

Малая филармония – это всегда встречи с живым искусством музыки, ИЗО, танца. За время реализации проекта были опробованы такие формы, как:

  1. Лекции – концерты.
  2. Музыкально - литературные вечера
  3. Музыкальная шкатулка

Лекции – концерты проводятся в концертном зале школы искусств, где силами обучающихся готовятся тематические концерты. Эти концерты – запоминающееся событие для детей, к которому необходимо готовиться. Накануне такого мероприятия проводим предварительную беседу с детьми, информируем родителей, готовим маршрут передвижения. Этот день для детей эмоционально наполнен: это и пешая прогулка, и экскурсия, и концерт. Обычно проводим такие встречи в пятницу, чтоб впечатления, полученные от концерта, наполнили выходные дни ребенка.

Во время посещения концертов дети знакомятся с правилами поведения в зрительном зале, учатся выражать аплодисментами свою благодарность артистам, стараются спокойно и внимательно слушать исполняемое произведение, чтобы по окончании номера ответить на вопросы ведущего. Дошкольники воспринимают живое исполнение, привыкают слушать камерную музыку в живой акустике, знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, видят танцевальные номера учащихся хореографического отделения.  В качестве иллюстративного ряда используются работы учеников художественного отделения. Такие концерты всегда составляются с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет: учитывается хронометраж выступлений, принцип контрастности материала, яркая наглядность, используются игровые формы общения: загадки, переклички.

         Другая форма работы – это музыкально - литературные вечера. Они представляют собой творческие встречи, в которых участвуют воспитанники детского сада и учащиеся школы искусств. В рамках одной темы общими усилиями образовательных организаций готовятся концертные номера, продумывается сценарий концерта, который проводим для родителей в музыкальном зале детского сада. Запомнились такие концерты, как «Люблю тебя, мой край родной» и «Колыбельная песня – спутник детства».

 В связи с введением санитарных ограничений, с 2020г. вышеперечисленные формы взаимодействия стали невозможны, но работа по реализации проекта продолжается. Например, проведено мероприятие «Профессия - музыкант», где дети на личном опыте знакомились с профессиями «Дирижер», «Музыкант», «Композитор».

 В октябре этого года юные музыканты с концертом «Осенние картинки» посетили наш детский сад. Соблюдение всех санитарных требований не помешало прикоснуться к миру живого музыкального искусства. Зрители услышали звучание гитары, баяна, фортепиано, выступление вокального ансамбля. В финале концерта все участники – и зрители, и артисты, исполнили песню «Падают листья» М. Красева.

Работа по проекту будет продолжаться и в дальнейшем. Сейчас готовится следующее мероприятие – «Музей музыкальных инструментов», где дети смогут увидеть такие инструменты, как кларнет, скрипка, контрабас, туба, флейта, домра, и т.д. Весной планируется концерт «Талант в каждом», в котором примут участие  победители и лауреаты детских музыкальных конкурсов  и конкурсов чтецов.

Результатом реализации данного проекта является повышение эффективности сотрудничества между учреждениями культуры и образования, осуществление преемственности в воспитании, поддержка талантливых детей. У воспитанников ДОУ уровень эмоционально – ценностного и смыслового отношения к произведениям искусства по результатам мониторинга детского развития составляет не менее 80%. Количество выпускников детского сада, выбравших предпрофессиональные программы дополнительного образования (художественного и музыкального направления) составили в 2019 году 31%, в 2020 году 25%, в 2021 году 18%.

Нравственно - эстетическое воспитание всегда находится в сфере интересов педагогов. Внимание к культуре, музыкальному творчеству юных – это забота о социальной стабильности общества. Реализация проекта «Малая филармония» содействует повышению общего музыкального и культурного уровня воспитанников, оказывает огромное влияние на их интеллектуальные способности и развитие творческих возможностей, самоопределение.  В рамках данного проекта решается комплекс задач: воспитательных, обучающих, творческих, коммуникативных. «Малая филармония» создает условия для просветительской работы, творческого   взаимодействия, воспитание культурных основ и традиций, ранней профессиональной ориентации и развития одаренности.



Предварительный просмотр:

Формирование представлений о национальной самобытности, культуре и ценностях этнического народа средствами музыкального искусства.

В указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» от 19.07.2018 № 444, президент Путин В.В. обозначил цели и целевые показатели национального проекта в сфере образования:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Исходя из этих целей, изменения в содержании образования прежде всего коснутся общего и профессионального образования. В первую очередь, вводится такое понятие, как функциональная грамотность, а именно – умение использовать знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Среди множества грамотностей (правовая, компьютерная, финансовая, естественно-научная, математическая, языковая экологическая и т.д.), которые необходимо будет сформировать  у детей,  педагоги называют и культурную грамотность.

Культурная грамотность в свою очередь делится на 3 ядра (исследования А. Ю. Пентина,к.ф.н., доцент РГПУ им. А.И Герцена)

  1. включает в себя основные естественнонаучные понятия и те понятия мировой истории и культуры, которые стали интернациональными. Этот уровень включает в себя основные понятия из мировой культуры, географии, естественных наук, спорта;
  2. охватывает понятия новейшей истории, известные носителям языка конкретной страны или региона в настоящее время.
  3. понятия, лежащие в сфере классического национального языка общения, являющиеся исторической памятью народа, культурные и этнические особенности, историко-географические названия, имена реальных исторических персонажей или былинные, песенные, сказочные, литературные герои и их высказывания, а так же пословицы, поговорки, фразы, ставшие крылатыми, в которых заключен человеческий опыт, выраженный национальным языком.

 В такой трактовке понятие отражает конкретный национальный, социальный, культурный опыт, а именно:

 грамотность в сфере национальной (традиционной) культуры, представление о которой связываются с повышением уровня знаний населения об обычаях, традициях, народной поэзии, музыке, танцах;

- поликультурная грамотность как «способность свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями различных стран, народов и их культур» (Колесникова  И.А., д.п.н.доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург).

Таким образом, все исследователи, теоретики и практики  выделяют знание национальной культуры и все, что с ней связано, в отдельный пласт культурной грамотности.

Организации, реализующие дошкольное  образование  на сегодняшний день руководствуются требованиями ФГОСДО, в котором показателем эффективности педагогической работы являются  целевые ориентиры. Целевые ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка.     Соответсвенно, изменения, которые ожидают общее образование, коснуться и дошкольного образования. То есть возрастной портрет ребенка должен соответствовать ожиданиям общества. И как следствие, дошкольное образование тоже будет нацелено на достижение данных  целевых установок.

        Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях должны учитывать тенденции развития образования, и в процессе планирования педагогической деятельности учитывать особенности региона и требования национальной политики. Целью реализации регионального содержания является всестороннее развитие и позитивная социализации личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях региона.

Национальные особенности более всего проявляются в национальной культуре народа, в обычаях, обрядах, жилище, домашней утвари, одежде, привычках и т. п.. Это прежде всего, национальный язык, устное и песенное творчество, одежда, национальная кухня. Это то, что характеризует национальный облик народа, что придает ему особый колорит, уникальность, самобытность.

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с национальной  культурой. Это может происходить как комплексно (создание уголков родной природы,  прочтение народных сказок, подвижные народные игры, использование орнаментов и узоров в продуктивной деятельности,  угощение национальной кухней, использование исконных этикетных слов и выражений (Здравствуйте, до свидания, спасибо), создание развивающей среды (репродукции, фото, костюмы для ряжения, куклы, музыкальные инструменты). Так и конкретно в одном из видов образовательной деятельности: ИЗО, музыка, танец, физическое развитие. Итогом работы по формированию представлений о культуре народа могут быть итоговые мероприятия.

В непосредственно образовательной музыкальной деятельности необходимо использовать следующие материал:

  1. Слушание национальных инструментов.
  2. Слушание национальных ансамблей с вычленением звучания ударных, струнных, духовых инструментов. При этом обращать внимание на национальный колорит звучания (ритм, язык, музыкальный жанр).
  3. Слушание вокальной музыки с вычленением ее особенностей.
  4. Слушание современных исполнителей
  5. Слушание музыки композиторов региона
  6. Пение песен национальнных композиторов
  7. Национальные музыкальные игры  
  8. Игра в оркестре танец, пластические импровизации под национальную музыку.

        Подбирая материал для ознакомления нужно учитывать особенности возраста. Младшие дошкольники демонстрируют двигательную активность при восприятии музыки, вслушиваются в новые звуки, любят игры со звукоподражанием. Для них подойдет такой репертуар, где они могут двигаться под музыку, воспринимать тембры народных инструментов (например, дуновение ветра в степи хорошо проиллюстрирует духовой хакасский инструмент сыылас), музыкально-речевые игры. Музыкальные образы должны быть детям понятны и знакомы.

        Дети среднего дошкольного  возраста отличаются  яркой эмоциональной отзывчивостью, они  хорошо интонируют в коротких попевках, проявляют творческую индивидуальность. Этот возраст является сензетивным для развития чувства ритма, накопления музыкальных впечатлений. Детей 4-5 лет нужно продолжать знакомить с инструментами (слушать, знать, как они  выглядят, имитировать игру на том или ином инструменте). В музыкально-речевых играх можно использовать стихи поэтов (как ритмическую основу или текст для вокальных импровизаций). В качестве материала для развития чувства метра и ритма  использовать народную музыку, знакомить с характерными танцевальными движениями. В игре использовать национальные игры и песни.

        Дети старшего дошкольного возраста ко всему, что происходит вокруг, проявляют познавательный интерес. При слушании произведений они могут вычленить звучание того или иного инструмента, назвать его. На занятиях в старшей и подготовительной группах должна звучать  современная, а также композиторская народная музыка. Необходимо познакомить их с гимном региона, республики, края.

Утрата общего культурного кода, пустоты в культурной памяти молодежи  грозит культурным и интеллектуальным разрывом поколений.



Предварительный просмотр:

Праздник Темноты.

22 января у детей, посещающих подготовительные группы, прошел праздник Темноты. В затемненном зале дети наблюдали за причудливыми тенями, бегущими огнями, по-новому воспринимали звук, форму, окружающее пространство. Разнообразное освещение создавало атмосферу таинственности, волшебства. Всех повеселил танец теней, заворажило движение «сверчков».

Что такое темнота? Чем она наполнена? Какие ощущения возникают в затемненном помещении? Возможно, дети, побывавшие на празднике Темноты, впервые задумались об этом.  Конечно же, это всегда таинственность, фантастичность, обостренность чувств, осторожность, откровенность, у кого-то чувство страха.

Идея необычного праздника принадлежит педагогу-музыканту Тютюнниковой  Татьяне Эдуардовне (г. Москва): «Ночной урок – это страшилки и колыбельная, ожившая Темнота и звучащая Тишина. Все это соединяется в образном и конкретном мировосприятии детей. Ночной урок – больше слух, чем зрение».

Для педагога, работающего с детьми – это новая форма педагогического взаимодействия, которая не назидает, а увлекает всех участников педагогического процесса. Главная цель – познание темноты как обычной и необычной реальности, своих чувств и ощущений в ней, развитие художественного воображения и фантазии, общих музыкальных способностей.

За занимательной формой такого занятия скрыт не только музыкально – педагогический смысл, но и эмоционально – психологический. Это было особенно заметно в конце праздника, когда дети при зажженой свече рассуждали о значении слов «светлые люди», загадывали сокровенные желания, делились впечатлениями. Хочется заметить, что мальчики и девочки по-разному воспринимали все этапы праздника (детский сад работает по гендерной модели образования). И итог праздника получился разный в группах мальчиков и девочек. Так, девочки сконцентрировались больше на своих личных ощущениях, и очень многие высказались о том, что больше не боятся темноты («волна» от окружающего пространства к личности, к себе, к субъекту).  Мальчики говорили о Космосе, желали добра близким, рассуждали о благополучии людей и животных (т.е. от личных переживаний к переживаниям за близких и окружающий Мир).

Макарова Ю.А.



Предварительный просмотр:

«Эмоционально-образный  подход в музыкальном развитии ребенка. Метод В.В. Кирюшина»

В начале 90-х годов на экранах телевизоров и страницах журналов появилось имя московского педагога-теоретика В.Кирюшина. Обладая талантом музыканта, огромной потребностью внести свою лепту в дело воспитания подрастающего поколения, используя многолетний опыт работы с детьми, он создал оригинальную систему музыкального воспитания, которая позволяет в короткий срок понять теоретические основы музыкальной грамоты.

Эмоционально-образное воздействие – это одно из главных направлений  системы В.В. Кирюшина. Ребёнку легче усвоить сложные теоретические понятия, если они представлены интересным и увлекательным способом. Задача Кирюшина состояла в общем развитии личности, в «вытаскивании» генетически заложенного в каждом человеке творческого потенциала, в развитии инициативы, свободного мышления. Постижение музыкального языка приводит к интеллектуальному подъёму.

Метод В.В. Кирюшина основан на эмоционально-образном подходе в изучении любого предмета: химии, физики, биологии, иностранного языка и конечно музыки. Он считает, что весь учебный материал для ребенка должен быть изложен в виде ярких образов, сюжетов, сказок. А для дошкольников и  детей начальных классов  в основе обучения должна быть заложена театрально-образная педагогика. Автор программы настаивает на необходимости занятий по художественному чтению, сочинению стихов основанные на прочувствовании материала, которые будут способствовать развитию ребёнка.

Главный враг педагогики – скука. Поэтому на поиск эмоционально-образных характеристик Кирюшина натолкнули сами дети. Вся музыкальная грамота в данной методике объясняется с помощью сказок и песен – это страна гармонических функций, с тоникой, доминантсептаккордом, минорными и мажорными трезвучиями и т.д.; волшебный лес с животными интервалами: жирафа Октава, олень Секста, хулиганы Тритоны, пушистые Терции; водный мир с его жителями медузой Квинтой, черепахой Квартой, морским царём Диапозоном, хитрой змеёй Глиссандой; «Остров совсем счастливых ритмических фигур», где можно встретиться с Метрической Пульсацией, веселушками Восьмушками, четвертями Бомами, поварихами Половинными, хромыми Синкопами, коньком Дитакой; государство Дамы-гаммы, где живут звукоряды.

Существует методический материал, который поможет при внедрении данного способа обучения: 5 книг «Музыкальные мифы»,  3 сказки с иллюстрациями, аудиокассеты и нотные пособия с номерами по сольфеджио,  дидактический материал (игрушки, иллюстрации), песни героев, музыкальные сказки.

Опыт работы по данной методике подтверждает раннее развитие у детей гармонического, ритмического слуха, активизацию процессов  мышления, дифференциацию слуха в гармонических созвучиях, эмоциональнную сферу и творческое воображение. У детей младшего школьного возраста, регулярно занимающихся по данной методике были отмечены улучшение математических способностей, выразительность в прочтении литературных текстов, успехи в театральной деятельности.

В настоящее время методика практически не используется педагогами. Причины в следующем:

  1. Не проводятся обучающие семинары.
  2. Отсутствие методического материала.
  3. Преобладание традиционных форм работы с детьми.
  4. Введение стандартов к качеству и уровню дошкольного образования.

Применение этой методики не имеет возрастных ограничений. Яркие образы, положительные эмоции, активная деятельность делают процес



Предварительный просмотр:

Работа концертмейстера в музыкальных коллективах

Макарова Юлия Александровна

Концертмейстер высшей квалификационной категории

        Профессия концертмейстера сложна и многогранна. Она включает в себя владение целым комплексом компетенций. Хороший концертмейстер должен обладать навыками ансамблевого музицирования, чтения с листа, самостоятельной работы с солистами и творческими коллективами, иметь опыт исполнения программ в академических концертах, фестивалях, конкурсах.

Чуткость – важное качество, которым должен обладать концертмейстер. Аккомпаниатор должен выручать солиста в любых условиях: подсказать слова, подыграть мотив, изменить или удержать темп, контролировать динамический ансамбль. Умение слиться с намерениями солиста – наилучшее качество концертмейстера.

Все музыканты и исполнители знают, что психическое состояние любого артиста перед публичным выступлением отличается от репетиций. И здесь концертмейстер не должен терять самообладание, должен вселять уверенность,  спокойствие, уметь одновременно исполнять и контролировать звучание ансамбля, чтобы избежать неожиданностей, например таких, как неперелистнутые страницы, не своевременное вступление или ошибки солиста. В таких случаях выручает музыкальный слух, память, знание основной партии, автоматизм, хорошая реакция, артистизм.

Умение читать с листа – неоценимо! Этот навык тренируется годами. Важно сразу понять художественный замысел произведения, одновременно видеть «горизонталь» и «вертикаль, уметь охватить трех-, четырехстрочные партитуры, уметь на ходу анализировать такие элементы музыкальной речи, как темп, ритм, размер, тональность, динамику, фразировку, агогические отклонения, владеть различными видами технических построений (гаммы, аккорды, арпеджио). Умение отбросить лишние детали, облегчить фактуру, оставив линию баса и гармоническое заполнение – пожалуй, основное при чтении с листа. Навыки беглого чтения нотного текста позволяют увеличить репертуар и мобильность.

Стоит обратить внимание на то, что на профессиональные качества концертмейстера накладывает отпечаток  и то, с кем работает концертмейстер (хор, солист, инструменталист, ансамбль, хореографический коллектив). Для работы в хореографическом коллективе необходимо знать специальную терминологию, уметь ориентироваться в обширном репертуаре (народный танец, бальный, классический экзерсис). Непосредственно при работе нужно ясно показывать сильные доли, чувствовать квадратную структуру построения музыкального произведения, уметь сделать вступление и заключение на основе музыкального материала. При исполнении необходимо чувствовать и анализировать форму построения и гармоническую основу музыкального произведения.

Для успешной работы в инструментальном классе (струнные инструменты, струнно-смычковые, духовые, ударные) необходимо изучить основные приемы звукоизвлечения, тесситуру, строй, основные приемы игры, запись нотного текста солирующего инструмента (ведь кроме скрипичного и басового ключа существуют и альтовые, теноровые), уметь читать специальные обозначения (флажелет, тремоло). При совместном исполнении концертмейстер должен обеспечить полный ансамбль с солистом: динамический, ритмический, агогический. Аккомпаниатор должен мыслить едиными художественными образами с солистом и воплощать их в совместном исполнении.

Работа в хоровом и вокальном классах требует навыков вокально – хорового звукоизвлечения и звуковедения на инструменте. Концертмейстер должен учитывать особенности певческого дыхания, логику построения вокальной фразы, уметь бегло читать с листа, транспонировать, знать тесситуру певческих голосов, распознавать дирижерские жесты, уметь аранжировать, делать переложения.

Концертмейстер – это не только аккомпаниатор, а прежде всего – помощник. Он зачастую бывает первым слушателем, и поэтому его советы могут оказаться весьма полезными. Для этого концертмейстер должен иметь свой «эталон» звучания, ориентироваться в репертуаре, слышать и знать других исполнителей, их сильные и слабые стороны.

Не стоит забывать, что залогом любого успеха всегда являются не только профессиональные качества, но и характер межличностных отношений. Насколько концертмейстер и исполнитель являются партнерами, сотрудниками, коллегами? От этого и зависит успешность совместного творчества, ведь только в дружеском, творческом содействии возможно высокохудожественное воплощение замысла произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...