"Музыкальная азбука"
план-конспект занятия по музыке (2 класс) на тему

Формирование основных понятий о музыкальной грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок10.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыкальная азбука»

Цели:

1.Формировать  основных понятий о музыкальной грамоте.

2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.

3.Формировать способность анализировать музыку.

Задачи:  

Образовательные:

-  дать понятия о нотной грамоте;

-  научить запоминать и называть ноты;

-  развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

 умения выполнять коллективные действия;

-  развить инициативу учащихся;

-  пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие: развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность; Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся

-  целостность восприятия.

Методы: 

  • словесно-индуктивный (беседа, диалог)
  • наглядно - дедуктивный (сравнение)
  • частично - поисковый (импровизация)
  • моделирование
  • пластическое интонирование

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Музыкальный центр
  • Магнитная доска.
  • Фонограммы (CD диcки)
  • ПК и мультимедийная установка
  • Презентация

Ход урока:

(Звучит фонограмма песни из м/ф «Бременские музыканты». Дети под музыку входят в класс).

Введение в тему:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний урок я хотела бы начать с вопроса: « Знаете ли вы, что такое мелодия?»

Ответы детей.

Учитель: Мелодия – слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. «мелодия, мелос, т.е. напев, песня»). А что такое человеческая речь? Из чего состоит человеческая речь?

Ответы детей.

Учитель: Как человеческая речь состоит из сопряженных (подходящих) по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякая последовательность слов является речью (напр., школа, птицы, чайник, платье), так и не всякая последовательность звуков является мелодией (напр., учитель на фортепиано играет несколько нот). Это мелодия?

Ответы детей: (нет).

Учитель: Почему?

Ответы детей.

Учитель: Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность (напр., на фортепиано исполняется «Во поле береза стояла»). Что мы используем для составления слов? Из чего состоят слова? Что нужно знать, чтобы записать слова?

Ответы детей: (буквы, алфавит)

Учитель: А чтобы записать мелодию, что нужно знать?

Ответы детей: (ноты).

Учитель: Правильно, ноты. Музыкальную азбуку! И наш сегодняшний урок так и называется «Музыкальная азбука».

Слайд № 1«Музыкальная азбука»

Чтобы пьесу записать

Ноты нужно твердо знать!

Учитель: Кто знает, сколько всего нот?

Ответы детей.

Учитель: Вот вам подсказка. Мы непоседы, веселые шарики. Дружно живем в стране Музыкалии. Юркие хвостики, четкие палочки, все мы похожи –и

СОЛЬКИ, и ЛЯЛЕЧКИ. Мы веселимся, грустим, улыбаемся. Хором послушно поем, забавляемся.

Ответы детей: (ноты).

Учитель: Правильно! А теперь давайте познакомимся с нотками по именам.

Слайд № 2 «Нотная говорилка»

До-дом убирает и охраняет.

Ре-на речке всегда пропадает.

Ми- миндаль в саду собирает.

Фа- фасолью фасад украшает.

Соль-солью с хлебом друзей встречает.

Ля-гуляет всегда на поляне.

Си –сидит весь день на диване.

Учитель: Молодцы. С нотками вы познакомились. А сейчас давайте посмотрим. где живут  нотки. Они живут в музыкальном домике.                     Слайд № 3(изображение нотного стана в виде домика)

Учитель: 

Нарисуем пять линеек

Аккуратно, от души-

Вот и дом готов, смелее.

Постарайтесь, малыши.

Нарисуем между строчек

Нотку фа и нотку ля:

Раз кружочек, два кружочек-

Скачут нотки»Тра-ля-ля.»

 Учитель:   Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный.

Слайд № 4

Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовется он скрипичный.

Учитель: А сейчас мы с вами превратимся в волшебные нотки, которые будут издавать звуки. Будьте послушны и внимательны.

 Музыкально-дидактическая игра  «Звуки вокруг нас»

Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит учитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.

    Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Учитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Учитель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание. «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит учитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание.

Слайд № 5.

Продолжение темы урока.

(Магнитная доска с нотами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.)

Учитель: Вы заметили, что названия нот – это по сути слоги русского языка. Давайте в словах, где встречаются эти слоги – ноты, их найдем.

Слайд № 6 « До – дом»

Слайд № 7 «Ре – репка»

Слайд № 8 « Ми – мишка

Слайд № 9 «Фа – фара»

Слайд № 10 «Соль – соль»

Слайд № 11 «Ля – лягушка»

Слайд № 12 «Си – синица»

Учитель: Молодцы! Хорошо поработали. Ребята, а вы сказки любите?

Ответы детей. (Да!)

Учитель: Послушайте, какая сказка у меня есть. Задание: услышать слова, в которых есть названия нот.

( Дважды читается «Сказка про петушка» Е.А. Королевой.

1-ый раз- просто медленно, 2-ой раз- с разбором и показом слайдов)

Слайд № 13

Жил да был петух на свете.

До чего хорош был Петя!

Слайд № 14

Утром солнце лишь проснется,

Петя мигом встрепенется,

Песню звонкую споет

И гулять на луг идет.

Слайд № 15

Мимо дома, мимо сада,

Мимо сломанной ограды,

Погуляет и вернется,

За свои дела возьмется.

Слайд № 16

Приведет в порядок дом,

Печь затопит, а потом

Сходит Петя в огород.

Там фасоль, горох сорвет,

Да накосит колосков –

Вот уж завтрак и готов.

Слайд № 17

Чистый фартучек наденет,

На столе он скатерть сменит,

Соль поставит, угощенья.

Ай да Петя! Загляденье!

Тут друзья в окно стучат.

- Заходите, я вам рад.

Учитель: А сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока.

Артикуляционная гимнастика:

«Лиса»

В норке лисонька сидит,                           Губы в улыбке, высунуть узкий язык и спрятать.

Притаилась и молчит.

Хвостик спрячет и покажет,                   Движения сильно высунутым языком вправо-влево, 

Влево-вправо им помашет.                           Упражнение «Часики».

«Птицы» «Птенцы»

Кто там в гнёздышке пищит?                         Широко открывать и закрывать рот.

У кого же клюв открыт?

Это птенчик маму ждёт,

Мама-птица корм несёт.

Слайд № 18 «Самовар и чайнички»

Игра – распевка с показом «Самовар и чайнички».

Учитель: Сегодня я приготовила для вас песню, которая называется «7 подружек». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой песенке?

Слайд № 19 «Семь подружек»

Ответы детей.

Учитель: Правильно, о нотах (показ песенки). Вы заметили, какой необычный припев в этой песне?

Ответы детей.

Учитель: Верно. Самое интересное в нем то, что ноты, которые здесь называются, действительно звучат в этот момент. (Показ: пою «до» - звучит «до» и т.д.). Чтобы доказать вам, что это действительно так, я спою всю песню нотами (пение). Что изменилось?

Ответы детей: (куплет)

Разучивание песенки:

- припев

- куплет

- пение (учитель – куплет, дети – припев)

- пение по рядам, по цепочке

 Итог урока.

Учитель: Какие новые термины (слова) вы сегодня узнали?

Ответы детей: (нотный стан, названия нот, мелодия, скрипичный ключ.)

Учитель: Сколько всего нот?

Ответы детей: (7).

 Заключение.

Учитель: Ребята, сегодня в начале урока звучала какая-то музыка, под которую вы заходили в класс. Кто-нибудь узнал, что это за песня?

Ответы детей: Песенка из м/ф «Бременские музыканты».

Слайд № 20 «Песенка друзей».

Учитель: Правильно! Предлагаю закончить наш урок песенкой из м/ф «Бременские музыканты», которая называется «Песенка друзей».

Литература:

1.«Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.А.Королева

2. «Музыка. Рабочая тетрадь» для учащихся 3 класса начальной школы - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.

Программа дополнительного образования для детей с нарушением слуха 1-2классов.Музыка....

"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

"Музыкальная азбука".

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

"Музыкальная азбука".

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

"Музыкальная азбука".

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

Открытый урок "Музыкальная азбука"

Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...

Музыкальная азбука

Цель урока: -  знакомство с нотной грамотой.Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.Образовательные:-  дать понятия о нотной грамоте;-  научи...