ПК 4.3.
план-конспект урока по музыке по теме

Петухова Елизавета Ильинична

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организация исполнительской деятельности – Распевание, пение

Чтобы красиво и правильно петь, нужно сначала подготовить наш голосовой аппарат. Для этого надо обязательно работать над чем? (над специальными упражнениями) Какие же это упражнения? Это мы и узнаем сегодня на музыкальном занятии.

А начнём мы с правильной посадки. Сядьте прямо, плечи расправьте, руки на колени. Это - певческая установка, при такой посадке дыхание будет свободным. Положите руки на грудь, (это грудное дыхание), на живот (это брюшное дыхание). 

Представьте, что у вас в руках воздушный шарик и вам его надо сдуть. Быстро вдохните и на звук «с» сдуваем шарик.

- А теперь закроем глазки, представьте, что вы на лугу, где множество красивых цветов, и мы наслаждаемся этим ароматом. Медленно вдыхаем (воздух доходит до лба), плавно выдыхаем.

- Вы любите праздники? На дни рождения вам родители покупают торт? Вам приходилось задувать свечи?

- Сделайте вдох и задуйте несколько свечей по одной, а теперь все сразу.

- Итак, мы сейчас работали над чем? (над дыханием)

Найдите среди рисунков тот, который соответствует упражнениям на дыхание. (прикрепляем на доску). Правильное дыхание не только подготовит голосовые связки к работе, но и поможет нам оставаться здоровыми. 
– Покатайте шарик во рту.

- Почистим зубки верхние и нижние.

- Упираемся язычком то в одну щёку, то в другую.

- Вытяните губы вперёд трубочкой.

- Растяните губы горизонтально (рот до ушей)

- Откройте ротик овально - звук о, широко - звук а, губы трубочкой – звук у, растяните губы горизонтально – звук и, челюсти сомкните – звук ы. 

– Как скачет взрослая лошадь? Маленькая лошадка? Собака рычит? Комар звенит? Жук жужжит?

- Кто знает, как называются такие упражнения? (артикуляционная гимнастика) 

- Повторим хором! Хорошо работает весь артикуляционный аппарат.

- Что входит в понятие артикуляционный аппарат? (губы, зубы, язык) 

Найдите рисунок с артикуляционным аппаратом, прикрепите его на доску. – Это важное упражнение?
3. – Вместе с артикуляционным аппаратом работают и мышцы на лице. В спокойном состоянии они расслаблены. Но как только наше лицо начинает выражать разные эмоциональные состояния, мышцы начинают работать.

- Какие эмоции могут возникнуть? 

- А теперь мы поиграем в «Мимический театр» ( к доске несколько человек)

- Изобразите чувство страха, обиды, удивления, злости, радости.

- Какие эмоции на ваш взгляд положительно влияют на самочувствие человека, его настроение? (радостные или грустные?)

- Всё это можно назвать одним словом «мимика»

- Найдите рисунок с изображением мимики на лице ребёнка, прикрепите его на доску.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рака.

Сунул Грека в реку руку,

Рак за руку Грека цап!

- Что я произнесла?

- Кто-нибудь знает скороговорки? (дети называют)

- Что развивают скороговорки? (дикцию, речь)

Разучиваем:

Тары-бары, растабары,

У Варвары куры стары.

Куры старенькие,

Растабаренькие.

- Какой звук чаще других повторяется? – р!
- Чтобы наш язычок был послушным, мы попрыгаем стаккато, и поплаваем легато.

- Для отработки динамики звука поднимаемся и опускаемся по ступенькам лесенки. На первой ступеньке – пиано, на последней – форте. 

- Представьте, что мы едем в вагоне. Наш паровозик ускоряет ход, так и мы проговариваем с ускорением.

 Как вы считаете, а можно скороговорку спеть? (поём)

- Узнали куры, что Варвара считает их старенькими, расстроились.

- Покажите, как куры расстроились.

- Шли они по двору и нашли жвачку, попробовали её, клювики у них и склеились.

- Покажите, как склеились клювики. (поём, не разжимая челюсти)

- Пришлось звать ветеринара, он им почистил клювики. Тогда Варвара взяла свои слова обратно и решила, раз куры старенькие, значит мудрые, опытные. Куры обрадовались, даже возгордились.

- Покажите, как куры обрадовались.

Выполняют упражнения

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения

Поют

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой.



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

                                                                                                                                                 

Тема урока: «Художник, поэт, композитор»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Показать красоту природы через музыку Эдварда Грига а так же показать особенности изображения нового дня  в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Планируемые результаты:

Предметные: Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности;

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; осуществлять поиск необходимой информации;

Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства;

Оборудование: Наглядность: картина В. Васильева «Утро», портрет Э. Грига;  проигрыватель,  флеш – накопитель, аудиозаписи музыкальных произведений

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2.Актуализация знаний (3 мин.)

3.Изучение нового материала (10 мин.)

4.Организация слушательской деятельности (10 мин.)

Муза приглашает нас на новый урок. Она привела к нам гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

- Посмотрите на картинки и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими средствами пользуются для передачи их содержания?

Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор)

Тема нашего урока: «Поэт, художник, композитор»

Муза не просто пригласила поэта, художника и композитора. Она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них? Ребята, вы видите слова на воздушных шариках, какие слова соответствуют изображениям поэта, художника и композитора? (Слова – поэт, краски – художник, звуки – композитор)

Сейчас мы поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня».

Так чем рисуют художники? (красками)

Давайте посмотрим, как он рисует свои картины.

Беседа по картине «Утро» Вячеслава Палачева.

Ребята, что изображено на картине?

Какое время суток нарисовал художник?

Какими красками он изобразил этот пейзаж?

Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите эту картину?

Художник очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня».

Затем за работу взялся поэт Иван Никитин. Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своем отрывке из стихотворения «Утро»:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Какой темп чтения у этого стихотворения, быстрый или медленный?

Звучность голоса при чтении возрастает или затихает?

Ребята, я предлагаю вам встать со своих мест, сейчас я прочитаю отрывок еще раз, а под слова вам нужно будет сделать такие движения: на протяжении 3-х строк медленно тяните руки вверх, а на слова «Золотыми потоками хлынуло» - расправьте пальцы рук и потянитесь вверх. Итак, изобразим восход солнца.

Молодцы.

Ребята, что общего в изображении утра поэтом и художником? Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, светлые краски, «плавность» линий, напевность произношения слов.

В чем же отличия? Поэт сочинил стихотворение – мы его услышали, а у художника мы увидели картину.

А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»?

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу вам напомнить о том, что музыка – это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями.

Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я даю вам задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.

Какие краски вы используете, почему?

(идет слушание)

- Что вы увидели в своем изображении?

- Какие краски вы использовали, почему?

- Дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки.

Слушают, отвечают на вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки с элементами театрализации в 6 классе

Обрядовые песни

Цели  и  задачи  урока :

1 . Приобщение  детей  к  традиционным  русским  праздникам  ,  изучение  песенного  наследия  русского  народа  на  примере  свадебного  обряда  .

2 . Воспитание  любви  к  культурным  традициям  своей  Родины  .

3 . Знакомство  с  историей  свадебных  обрядов  на  Руси  .

4 . Развитие  творческих  способностей  .

Подготовительный  этап :

Урок предполагает  включение  всех  учащихся класса  в  творческую  деятельность . Дети  изучают  обрядовые  песни ,  свадебные  игры , музыкально – ритмические  движения ,  пословицы  ,  прибаутки  по  теме урока  ,  учатся играть на  русских музыкальных инструментах, изучают историю русского костюма,  изготавливают  элементы   костюма  :  кокошники  ,  плетёные  пояса  и  головные  повязки  ,  приносят  из  дома  сарафаны ,  рубахи – косоворотки ,  атрибуты  русского  быта  ,  помогающие  созданию  атмосферы  русской  старины  ,  праздничного  веселья  .

Заранее  выбираются  ведущие  и персонажи :  дружка  и  подружка  ,  жених  и  невеста  ,  тесть  и  тёща ,  свёкор  и  свекровь  .

Ход  урока:

1 . ЗАЧИН .   Дружка  и  подружка  читают  поочередно :

Прилетел  соловей  на  окно ,

На  серебряну  решёточку .

Решёточка  сподломилася ,

Окошечко  растворилося.

Да  никто  не  сдогадается  –

Сдогадалась  родна  матушка ,

Побежала  она  вы  сеня,

Закричала  громким  голосом :

( Дружка  и  подружка  делают  «домик» из  длинного  рушника ,  из-под  которого  выходит  мать  невесты):

Ты  дитя  ли  моё  детище,

Моё  детище  Настасьюшка ,

Моё  милое  Ивановна !

Залучила  себе  сокола ,

Себе  сокола  Иванушку,

Себе  сокола  Петровича .

Спознала  его  Настасьюшка  ,

Спознавши – вздохнула ,

Вздохнувши – всплакнула .

Из  «домика» выходят  сваты :

Открывайте  ворота ,  мы  приехали  сюда .

Сватаем  вам  не  встречного,  не  поперечного ,

А  сокола  ясного,  прекрасного  .

2 . ВЕНЧАНИЕ  ВОКРУГ  СВАДЕБНОГО  ДЕРЕВА

Общая  песня  «Туман  яром »:

Туман  яром ,  туман  долиною  .

За  туманом  ничего  не  видно .

Только  видно  дуба  зеленого .

Под  тем  дубом  крыница  стояла,

В  той  крынице  девка  воду  брала.

Уронила  золото  ведерце .

А  кто  моё  ведерце  достанет ,

Тот  со  мною  на  рушничок  встанет.

 

Из  «домика»  выходят  жених  и  невеста ,  идут  по  кругу  ,  гости  сыпят  зерно  .  Дружка  и  подружка  :

Сыплю  зерном  ,  чтобы  жить  добром ,

Сыплю  хмелем  ,  чтобы  жить  весельем  .

Гости  чествуют  родителей  жениха  и невесты  .  Тестю  дают  горького  поесть  и  спрашивают  ( хором )  :

Ну  как  тебе ,  тестюшко  ,  наше  тестушко  ?

Тесть  : Ой ,  горько!

Молодые  целуются .

 

3 . ЧЕСТВОВАНИЕ  НЕВЕСТЫ  И  ЖЕНИХА

Общая  песня  «Виноград»

Виноград во  саду  растёт ,

А  ягода – ягода  наливается  .

Виноград  свет  Настасьюшка  ,

Виноград  свет  Ивановна.

А ягода – ягода  свет  Иванушка ,

А ягода – ягода  Петрович  душа.

На  них  люди  дивовалися  ,

Что  хороши  да  пригожи  урождалися  .

Дай  вам  Бог  совет  да  любовь !

Во  совете  во  любови  хорошо  люди  живут .

 

Молодым  подносят  уточку  с  мёдом ,  они  пьют  по  глоточку  .  Гости  поют  или  читают  :

Стоит  чара  золота ,  сытым  мёдом  налита  .

Иванушка  наливал ,  своей  Насте  подавал  .

Уж  ты ,  Настюшка  душа  ,  выпей  чарочку  до дна  .

Роди  сына  сокола  ,  роди  дочку  соловья  .

Величальная  жениху  .  Общая  песня  «Кто  у  нас  хороший»

Кто  у  нас  хороший ,  кто  у  нас  пригожий  ?

Припев : Лёшеньки  -  Лёли,  виноград  зелёный .

Хорош  уродился ,  в  девицу  влюбился  .

Припев .

Девица  милая  по  саду  ходила  .

Припев  .

По  саду  ходила  ,  в  горницу  водила  .

Припев .

В  горницу  водила  ,  комод  открывала  .

Припев  .

Комод  открывала  ,  графин  вынимала

Припев  .

Графин  вынимала  ,  рюмку  вынимала  ,

Припев  .

Выпей  ,  мой  хороший  ,  выпей  ,  мой  пригожий  .

Припев .

Девица  милая  ,  не  пью  никакого  ,

Припев  .

Не  пью  никакого  вина  зеленого  .

Припев  .

 

4 . СВАДЕБНЫЕ  ИГРЫ  В  ХОРОВОДЕ  :

«Золотое  кольцо»  ,  «Селезень  и  утка» , «Царевень (Королевень)» и  другие  .

Игра «Царевень (Королевень)»

Играющие встают в круг, причем, юноши и девушки чередуются. «Королевич»  находится в центре, «Королевна» - за кругом. В течение песни «Королевич» подходит то к одной, то к другой девушке, но юноши его не пускают. Наконец, он выходит за круг и находит «Королевну». Вместе они возвращаются в круг и кланяются друг другу.

Песня:

Не во городе Королевич, Королевич.

По – за городом Королевна, Королевна.

Молодой сын Королевич гуляет, гуляет.

Он невесту себе выбирает, выбирает.

Не моя ль-то хорошая гуляет, гуляет –

Золотой перстень воссияет, воссияет,

Позолоченный освещает, освещает.

Отворились  Корельски  воротца, воротца.

Королевич Королевне поклонился, поклонился.

Королевна того ниже, того ниже.