Конспект урока музыки на тему "Путешествие через века — от классики до современности"
учебно-методический материал по музыке (4 класс)

Закирова Эльвира Рашидовна

Данный материал - опыт работы учителя музыки Бажан Ольги Ивановны.

На уроке рассматривается произведение И. С. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из ХТК I том, его музыкальная жизнь во времени "Путешествие через века" (от классики до рэпа). Прослеживается постепенный переход произведения из "серьезной" области, раскрывающее глубокое музыкальное содержание образа классики, в область "лёгкой" музыки с легким восприятием, в рэп обработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_cherez_veka.docx22.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  урока музыки на тему "Путешествие через века — от классики до современности"

Бажан Ольга Ивановна  учитель музыки


Пояснение к уроку. На уроке рассматривается произведение И. С. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из ХТК I том, его музыкальная жизнь во времени "Путешествие через века" (от классики до рэпа). Прослеживается постепенный переход произведения из "серьезной" области, раскрывающее глубокое музыкальное содержание образа классики, в область "лёгкой" музыки с легким восприятием, в рэп обработке.

Цель урока. 

  • Приобщить детей к наследию мирового музыкального искусства.
  • Сформировать представление о стилистических особенностях композиторского творчества И.С. Баха, музыкальных жанрах и стилях современной музыки.

Задачи урока:

1. Воспитательная. 

  • Формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позиции. Воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся.

2. Развивающая. 

  • Развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции изобразительного и музыкального искусства, критическое мышление в анализе стилей современной музыки.

3. Образовательная. 

  • Научить разбираться и анализировать музыкальные жанры и стилистические особенности музыкальных произведений классики и современности.
  • Сформировать у учащихся представление о направлении рок-музыки: рэпа

Методы обучения:

  • Метод моделирования художественно-творческого процесса;
  • Метод ретроспективы (повторение знаний);
  • Метод проблемной ситуации;
  • Метод размышления и обобщения музыки.

Тип урока: Углубление темы.

Оборудование. Компьютер, синтезатор, музыкальный центр.

Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга C-dur" И.С. Баха "Ave Maria" И.С, Бах - Ш. Гуно, 3. "Прелюдия" (JAY), исполнение песни "Есть только миг".

Ход урока 

(На экране 1 слайд презентация).

У. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о теме "Музыка "серьезная" и музыка "легкая". Я приглашаю вас в необычное путешествие - "Путешествие через века".

Мы станем свидетелями жизни замечательного произведения.

Послушайте, пожалуйста музыку, кто из композиторов, вам хорошо знакомых, мог написать это музыкальное произведение?

Звучит «Прелюдия и фуга С-dur» И.С.Баха 

У. Итак, что же за музыка прозвучала и кто композитор?

Исполнить фрагмент фуги.

(Выяснить как развивается мелодическая линия - тема в фуге. Какой это склад гамофонно-гармонический или полифонический? Кто мог из композиторов прошлого создать такое произведение?)

Д. Многоголосие-полифония. Многоголосные произведения полифонического склада писал И. С. Бах - немецкий композитор, живший в конце 17 начале 18 века (1685-1750г).

(На экране 2 слайд презентации, портрет И. С. Баха открывается по щелчку мыши))

У. Да, действительно многоголосие свойственно музыке Баха. И. С. Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.

У. (Исполнение фрагмента фуги) 

Прозвучавший фрагмент называется - Фуга, что в переводе бег.

Но разве сразу начиналось произведение с фуги?

(Исполняется фрагмент прелюдии)

У. Ей предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха называлось прелюдия. Прелюдировать - это значило импровизировать перед исполнением певца или к фуге.

Мы услышали с вами инструментальное произведение И. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из "Хорошо темперированного клавира", цикл, написанный Бахом для фортепиано включающий в себя 24 произведения, написанные во всех существующих тональностях?

У. Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?

(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)

(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).

Д. Прелюдия - мечтательна. Фуга - рассудительный, степенный рассказ.

У. Как вы думаете, это произведение к какой области музыки можно отнести "серьезной" или "легкой"? Заставляет ли музыка задуматься?

Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение и аргументировать почему они так считают).

У. Я предлагаю отправиться в ту эпоху, в которой жил и творил И. С.Бах.

(На экране 3 слайд, по щелчку мыши в презентации открываются слайды: музыкальные инструменты: старинные виолы, виолины, клавесин; соборы архитектурного готического стиля)

У. (Обсуждение увиденного, обратить внимание на особенности архитектуры готического стиля)

У. Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии (звучит фрагмент), как она развивается?

Д. Переливающимся движением.

У. А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).

Д. Это уже аккорды - аккомпанемент.

У. А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию

(Исполняется фрагмент из «Ave Maria» Ш.Гуно (вокализом))

У. Такое построение прелюдии дало возможность обращаться к ней композиторов последующих веков и аранжировать в своём представлении. Ведь, если вы помните музыка И. С. Баха была "открыта" после смерти через полвека и заинтересовала своим великолепием и философским взглядом многих музыкантов и композиторов XIX века.

Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам знакома?

(Звучит «Ave Maria» И.С.Бах, Ш.Гуно) 

У. Ну как знакомо произведение? Мы только - что исполнили несколько фраз произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С. Баха и на основе его написал свое произведение.

(На экране 4 слайд презентации, портрет Ш. Гуно открывается по щелчку мыши)

Что нового внес композитор Ш. Гуно в прелюдию? Остается ли музыкальный образ прелюдии созданный И. Бахом?

Д. Музыкальный образ - это образ света, нежности, любви, образ Матери. Произведение из инструментального перешло в вокальное.

У. Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно 

Можно ли оставить это произведение в понятии "серьёзной" музыки?

Д. Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.

У. Образ Марии - матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствам, в том числе и в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля и А. Мантенья "Мадонна". Как вы думаете, есть ли что-то общее и различное между звучащей музыкой "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно и картинами.

(На экране 5 слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются картины Мадонны)

У и Д: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один образ - образ Матери, но разным языком искусств, в живописи - красками, в музыке - музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности).

У. Многие музыкальные произведения классических композиторов продолжают жить и звучать в наши дни, в конце XX и начале XXI века. Но не только так, как создал композитор, а в различных аранжировках и ремиксах.

(На экране 6 слайд, Звучит "Прелюдия" И. С. Баха в рэп обработке, на фоне музыки идут слайды зданий, построек современного архитектурного стиля - конструктивизма, слайды меняются по щелчку мыши)

У. Ваши впечатления от услышанной музыки? Что нового вы услышали в "Прелюдии"?

(Обратить внимание на музыкальные особенности этого стиля)

Д. Музыка приобрела современные ритмы: звучит в рэп обработке. Стала импульсивной, стремительной.

Приобрела танцевальность благодаря быстрому темпу, активному ритму, введенным современными инструментам: ударным, синтезатором, речитативному проговариванию слов.

У. Изменился ли музыкальный образ, созданный И. С. Бахом: образ нежности, мечты.

Д. Конечно. (высказывания детей)

У. Можно ли оставить "Прелюдию" современного представления в области "серьёзной" музыки.

Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение. В таком представлении прелюдии конечно музыка перешла в область легкой музыки, т.к. нет желания задуматься, вслушаться, а хочется двигаться)

(На экране 7 слайд презентации с темой урока и четверти)

У. Предлагаю поимпровизировать на основе "Прелюдии" (с помощью синтезатора.)

Инструментальная импровизация.

Д. (Дать возможность выбрать из заданных ритмов и тембров (уже знакомых детям) и импровизировать на основе фрагмента из "Прелюдии". В стилях: pop, Rock, джаз.)

Обобщение.

У. Сегодня в классе прозвучала музыка замечательного немецкого композитора

И.С. Баха не только как создал её композитор, но и через музыку Ш. Гуно и современное представление этого произведения.

(На экране 8 слайд презентации, по щелчку мыши открывается портрет И. С, Баха, слова Д. Б. Кабалевского) 

Эпилог:

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. (Д. Б. Кабалевский)

У. А как вы думаете, имеем ли мы право создавать такие аранжировки, ремиксы на основе музыки классических композиторов.

Ведь меняется музыкальный образ созданный композитором (его чувства и мысли выраженные в музыке).

Д. (Высказывания детей, мнения, предположения).

У. Я не стану настаивать на своем мнении, но хотелось бы, чтобы вы задумались над моим вопросом.

И в завершении нашего путешествия почти через три века, а оно прошло как один миг, предлагаю исполнить песню "Есть только миг".

Исполнение песни "Есть только миг".

Приложение № 1: Мультимедийная презентация к уроку.

Приложение № 2: Музыка к уроку:

1. "Прелюдия и фуга C-dur" И. С. Баха

2. "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно 

3. "Прелюдия" (JAY)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока музыки и кубановедения:"Образ Екатерины через века".

Методическая  разработка интегрированного  урокамузыки  и  кубановедения по теме:«Образ Екатерины  через  века»...

Литературно-музыкальная композиция "Через года, через века, помните!"

Сценарий композиции, посвященный Дню победы....

Через года, через века о героях войны будем помнить всегда !

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 71- годовщине освобождению г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистких захватчиков...

Музыкально-поэтическая композиция «Через века, через года помните …»

Музыкально-поэтическая композиция «Через века, через года помните …»...

Классный час, посвященный Дню Победы "Помните! Через века, через года,- помните!»

Классный час разработан к празднику, посвященному Дню Победы. Классный час создавался и проводился с участием детей начальной школы. На слайдах отражены события военных лет с начала войны и до победы....

Классика или современные информационные технологии?

Синтез классики и современных технологий....

Конспект урока по музыке на тему "Классика и современность"

Конспект урока по музыке на тему "Классика и современность" 7 класс...