История скэта
занимательные факты по музыке

Зенович Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена истории скэта, технике «инструментального» пения со слоговой (зачастую звукоподражательной) подтекстовкой мелодии. Данная техника, по сути, является вокальной импровизацией состоящей из окказионализмов, бессвязных слогов или же отсутствием слов вовсе. Такой прием является одним из самых сложных и требует от исполнителя умения создавать импровизированные мелодии и ритмы, используя голос, как инструмент. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_istoriya_sketa.docx24.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

История скэта

Скэт (анг. Scat sining) – техника «инструментального» пения со слоговой (зачастую звукоподражательной) подтекстовкой мелодии.  Сложно сказать, наверняка, откуда берет начало данная техника. С одной стороны, она восходит к традиции африканской народной музыки, с другой является находкой США. Скэт в джазе – это вокализированный набор слов, которые не имеют смысла. Слоги используются джазовыми певцами для создания эквивалентного звучания какого-либо музыкального инструмента лишь средствами собственного голоса. Данная техника, по сути, является вокальной импровизацией состоящей из окказионализмов, бессвязных слогов или же отсутствием слов вовсе. Такой прием является одним из самых сложных и требует от исполнителя умения создавать импровизированные мелодии и ритмы, используя голос, как инструмент. 

Некоторые исследователи полагают, что скэт берет свое начало из африканской музыкальной традиции. С одной стороны, во многих африканских песнях человеческий голос и инструменты предполагают музыкальное равенство участников. С другой, все инструменты так похожи тембрально, и так причудливо переплетены на всем протяжении музыкального материала, что зачастую почти не отделимы друг от друга. На ряду с этим Dick Higgins относит технику скэт к традиции восточной поэзии в афро-американской музыке. В западной африканской традиции считается привычным превращать барабанные ритмы в вокальные мелодии. Распространённые ритмические модели наделяются специфической слоговой текстовкой. Тем не менее, эта теория даже в самых ранних записанных скэтах, не учитывает возможности свободной импровизации со стороны вокалиста. Поэтому существует другая теория, сторонники которой придерживаются мнения, что скэт стал результатом работы джазовых музыкантов над рифами, которые они пропевали в процессе игры на инструменте. В подтверждение мы приводим известную американскую поговорку, появившуюся в Новом Орлеане: If you can´t sing it, you can´t play it. [Если ты не можешь что-то спеть, то ты и не сыграешь этого]. Поэтому более вероятно, на наш взгляд, что скэт техника развивалась независимо в Соединенных Штатах. 

Появление техники скэт в Америке связанно с именем Louis Armstrong и его синглом «Heebie Jeebies» (1926). По легенде во время записи песни певец уронил текст и из-за его отсутствия начал импровизировать с гласными, таким образом создав новую технику. Но данная история все же остается спорной, так скэт просуществовал до этого момента более двух десятилетий и своему появлению обязан следующим музыкантам: Gene Greene, который в период с 1911 по 1917 записал песни «King of the Bugaloos», «From Here to Shanghai» и ряд других; Al Jolson с песней «That Haunting Melody» (1911); Gene Rodemich с песнями «Scissor Grinder Joe» и «Some of These Days» (1924). Также Don Redman и Fletcher Henderson представили данную технику в своей работе «My Papa Does´t Two-Times No Time». Именно эти люди предварили появление Louis Armstrong. Одной из первых женщин скэт стала использовать Aileen Stanley, включившая данную технику в дуэт с Billy Murray «It Had To Be You» (1924).

26 октября 1927 оркестр Duke Ellington записал песню без слов «Creole Love Call» совместно с выдающейся Adelaide Hall. Новое звучание этой композиции предало знание стиля музыкантом и точного звукового попадания певицы. В 1932 Ellington повторил данный эксперимент с одной из своих версий «The Mooche» совместно с Baby Cox, исполнявшим скэт после приглушенного соло тромбона (Tricky Sam Nanton). Бэнд под названием «The Boswell Sisters» постоянно использовали скэт в своих работах. При этом уровень сложности исполнения ни сколько не уступал сложности гармонического строения. Прекрасным примером, на наш взгляд, может служить версия в их исполнении «It Don't Mean a Thing». Еще одним известным певцом скэт является Scatman Crothers. Ему далось пробиться в своем направлении как на радио, так и на телевидение, хотя техника исполнения скэт в тот момент рассматривалась как недостаточно просветительская. К примеру, в конце тридцатых годов она была запрещена на радио канала BBC. 

Со временем развиваясь, джаз музыка стала сложнее, изменился и скэт. В эпоху би-бопа очень изменившаяся вокальная импровизация стремительно набирала популярность. Певцы считали, что данное направление идеально воплощает джазовую концепцию. Именно к этому периоду принадлежат имена: Ella Fitzgerald, Eddie Jefferson, Betty Carter, Anita O’Day, Joe Carroll, Sarah Vaughan, Carmen McRae, Jon Hendricks, Babs Gonzales, и Dizzy Gillespie - выдающихся музыкантов эпохи. Однажды Е. Fitzgerald провозгласила себя “best vocal improviser jazz has ever had” [лучшим вокальным импровизатором, которого когда-либо знал джаз], и критики всего мира с того момента согласились с ней. В 1960-х традиционная техника скэт обрела новое направление free-jazz [свободный джаз]. Данное направление позволило певцам включить в свой репертуар звуки, которые считались ранее немузыкальными, к примеру, крики, плач или смех. Free jazz и его влияние на музыкальный мир в определенной степени сроднило джаз с авангардной музыкой. В 60-е Ward Swingle стал результатом либерализации в музыкальном обучении. Он объединил скэт и работы Баха, создав «Swingle Singers». Также скэт звучит в песне L. Prima: «I Wanna Be Like You» (Книга джунглей, Disney, 1967). Боп возродился в 1970-е, именно в это время данное направление получило колоссальный отклик среди начинающих музыкантов, которые считали себя продолжателями данной вокальной традиции. В середине 90-х происходит новый всплеск интереса к данному направлению. Связано это с именем John Paul Larking, более известного под псевдонимом Scatman John. Он произвел смешение джазового вокала с поп и электро музыкой в своем мировом хите «Scatman», более известном по строкам импровизации «Ski Ba Bop Ba Dop Bop» (1994). Не менее культовой фигурой этого времени стал Bobby McFerrin, показавший, что пение без слов ушло далеко от идеалов by Louis Armstrong, Gladys Bentley, Cab Calloway, Anita O’Day, и Leo Watson. Впоследствии вокальная импровизация становится все более независимой и в данный момент развивается опосредованно от инструментального джаза. При этом парадоксален тот факт, что скэт позволяет джазовым певцам использовать те же импровизационные возможности, что и инструментальным исполнителям. Скэт позволяет импровизировать с ритмом и гармонией, совершенно не разрушая текст. 
Louis Armstrong стал учителем для Cab Calloway, чьи импровизации в технике скэт вдохновили Д. Гершвина создать оперу «Порги и Бес» (1934). 

Возможно, скэт так привлекает за счет отсутствия смысловой составляющей. Вместо того чтобы передавать лингвистическое содержание и какие-либо идеи, скэт музыка, на ряду с инструментальной музыкой, направлена сама на себя, то есть не генерирует новые смыслы. Отсутствие слов, с одной стороны, не значит ничего, а с другой, означает все. Как бы философично это не звучало. Например, музыкальный критик Will Friedwald следующим образом отозвался на скэт Louis Armstrong: «has tapped into his own core of emotion» [дотронулся до собственных глубин эмоций], ощущая самые глубинные и чувственные эмоции, которые невозможно передать словами. Его реплика: «bypass our ears and our brains and go directly for our hearts and souls» [проходя через наши уши и головы прямо в наши сердца и души]. Никогда техника вокала скэт не была всенародно принята, даже джазовыми музыкантами. Писатель и критик Леонард Фетер однажды произнес: «scat singing—with only a couple exceptions—should be banned» [пение скэт – за некоторым исключением – нужно запретить]. Многие прекрасные джазовые певцы, включая Bessie Smith, Billie Holiday, Jimmy Rushing, и Dinah Washington, никогда не включали в свой репертуар скэт технику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Конспект интегрированного урока математики и истории по теме "Решение задач. История Древней Греции"

     На интегрированном  уроке математики и истории учащиеся совершили виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, чтобы продолжить знакомство с историей и культурой этой удивительной страны.  На уроке ...

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Исследовательский проект " История МБОУ СОШ №2 им.А.С. Пушкина в истории города Моздока".

Исследовательский проект учеников 4 кл.  Тема была выбрана неслучайно. В 2013 году школе исполняется  100 лет....

Творческий проект "История Великой Отечественной войны в историях наших семей"

Творческий проект«История Великой Отечественной войны в историях наших семей»Цель нашего творческого проекта:   Воспитать любовь к Родине через знакомство с историей участия своих родных в с...